Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 22:13, реферат
Диалектическая логика — Развёрнутое изложение диалектики как логики (науки о мышлении) и теории познания объективного мира. В узком смысле понималась как логическая дисциплина о формах правильных рассуждений, как и в формальной логике, однако с учётом действия законов диалектики. Значительный вклад в развитие диалектической логики внесли Э. В. Ильенков, З. М. Оруджев, И. С. Нарский.
Свои истоки диалектическая логика черпала в работах Маркса, где тот сформулировал основные методологические принципы, которые в дальнейшем Ленин назвал принципами диалектической логики. Значительное влияние на развитие диалектической логики оказала незаконченная книга Энгельса «Диалектика природы», изданная в СССР в 1960-е годы.
Законы диалектической логики.
Диалектическая
логика — Развёрнутое изложение диалектики как логик
Свои истоки диалектическая
логика черпала в работах Маркс
Предмет диалектической
логики — мышление. Диалектическая логика
имела своей целью развернуть изображение
мышления в необходимых его моментах и
притом в независящей ни от воли, ни от сознания последовательности
С точки зрения концепции,
утверждающей, что диалектика как
теория развития и есть диалектическая
логика, процесс материалистической
переработки идеалистической
Необходимой предпосылкой создания
системы логики, совпадающей с диалектикой
как теорией развития, было преодоление
гегелевского идеалистического отождествления
диалектической логики с онтологией, расчленение
предмета диалектики как теории развития
и диалектической логики (диалектики как
теории познания), создание диалектики
как науки о всеобщих законах развития
природы, общества и мышления.
Совпадение диалектики, логики
и теории познания есть не абстрактное
тождество одного и того же, а диалектическое
единство разных по предмету изучения,
но тождественных в определенных аспектах
по своему содержанию, генетически связанных
между собой отраслей философского знания.
Тождество диалектики, логики и теории
познания есть тождество диалектической
логики и диалектики как теории познания.
Диалектика как логика и есть теория познания,
но эта теория познания находится в отношении
лишь совпадения с теорией познания как
учением о диалектике познавательного
отношения субъекта и объекта. Именно
к такому выводу приводит рассмотрение
гегелевского опыта разработки диалектики
как философской науки. (В.И.Шинкарук, 1964).
Ленин о единстве диалектики, логики и теории познания
Диалектическая логика
была наиболее распространена
в так называемых социалистичес
В своих трудах В.И.Ленин,
вслед за Марксом и Энгельсом,
всегда уделял большое внимание вопросу
о единстве диалектики, логики и
теории познания материализма. Это
было связано с тем центральным,
стрежневым положением, которое занимает
эта проблема в марксистской философии.
Характеризуя марксизм и его
научный метод, его философию, Ленин прямо
подчеркивал, что суть дела заключается
в признании , что диалектика и есть теория
познания марксизма. Ленин показывал,
что в основном произведении марксизма
– "Капитале" Маркса – применена
в одной науке (политической экономии)
логика, диалектика и теория познания
материализма в их единстве,в их тождестве.
Значение и польза логики
Для выяснения значения логики
обыкновенно принято исходить из определения
ее. Мы видим, что логика определяется
как наука о законах правильного мышления.
Из этого определения логики, по-видимому,
следуем, что стоит изучить законы правильного
мышления и применять их в процессе мышления,
чтобы можно было мыслить вполне правильно.
Многим даже кажется, что логика может
указывать средства для открытия истины
в различных областях знания.
Но в действительности это неверно.
Логика не поставляет своею целью открытие
истин, а ставит своею целью доказательство
уже открытых истин. Формальная логика
рассматривает механизмы получения правильности
выводов. Диалектическая логика рассматривает
процесс развития связи взаимоперехода
образа мышления, объективной реальности
и процесса мышления.
В.И.Ленин в работе "Еще раз
о профсоюзах", писал: "…Логика формальная,
которой ограничиваются в школах (и должно
ограничиваться – с поправками – для
низших классов школы), берет формальное
определение, руководясь тем, что наиболее
обычно или что чаще всего бросается в
глаза, и ограничивается этим. Если при
этом берутся два или более различных
определения и соединяются вместе совершенно
случайно (и стеклянный цилиндр и инструмент
для питья), то мы получаем эклектическое
определение, указывающее на разные стороны
предмета и только.
Логика диалектическая требует
того, чтобы мы шли дальше. Чтобы действительно
знать предмет, надо охватить, изучить
все его стороны, все связи и "опосредования".
Мы никогда не достигнем этого полностью,
но требование всесторонности предостережет
нас от ошибок и от омертвения. Это во-1-х.
Во-2-х, диалектическая логика требует,
чтобы брать предмет в его развитии, "самодвижении",
изменении. По отношению к стакану это
не сразу ясно, но и стакан не остается
неизменным, а в особенности меняется
назначение стакана, употребление его,
связи с окружающим миром. В-3-х, вся человеческая
практика должно войти в полное "определение"
предмета и как критерий истины и как практический
определитель связи предмета с тем, что
нужно человеку. В-4-х, диалектическая логика
учит, что "абстрактной истины нет, истина
всегда конкретна"…" . Логика указывает
правила, при помощи которых могут быть
открыты ошибки. Вследствие этого, благодаря
логике можно избежать ошибок. Поэтому
становится понятным утверждение английского
философа Д.-С.Милля. что польза логики
главным образом отрицательная. Ее задача
заключается в том, чтобы предостеречь
от возможных ошибок. Вследствие этого
практическая важность логики чрезвычайно
велика. "Когда я принимаю в соображение,
- говорит Д.-С.Милль, - как проста теория
умозаключения, какого небольшого времени
достаточно для приобретения полного
знания ее принципов и правил и даже значительной
опытности в их применении, я не нахожу
никакого извинения для тех, кто, желая
заниматься с успехом каким-нибудь умственным
трудом, упускает это изучение. Логика
есть великий преследователь темного
и запутанного мышления; она рассеивает
туман, скрывающий от нас наше невежество
и заставляющий нас думать, что мы понимаем
предмет, в то время когда мы его не понимаем.
Я убежден, что в современном воспитании
ничто не приносит больше пользы для выработки
точных мыслителей, остающихся верными
смыслу слов и положений и находящихся
постоянно настороже против терминов
неопределенных и двусмысленных как логика".
Многие часто ссылаются на так
называемый "здравый смысл" и говорят:
"да ведь ошибки можно открывать без
помощи логики, посредством лишь одного
здравого смысла". Это, конечно, справедливо,
но часто бывает недостаточно найти ошибку,
нужно бывает объяснить ее, уметь точно
охарактеризовать и даже обозначить ее.
Иной знает, что в том или другом умозаключении
есть ошибка, но он не в состоянии, почему
это умозаключение нужно считать ошибочным.
Это часто возможно сделать только благодаря
знанию правил логики.
Логика имеет также значение
для определения взаимного отношения
между науками. Различие между науками,
например, биологическими, химическими,
физическими может сделаться ясным только
в том случае, если мы рассмотрим различие
методов познания с логической точки зрения.
(Г.И.Челпанов, 1994).