Тест (итоговый контроль)
- Дайте правильное определение логики как науки. Логика – это наука о
- мышлении;
- умозаключениях и доказательствах;
- формах мышления и истинности суждений;
- формах рационального мышления и логических законах.
- Формальная логика появилась в
- Средние века;
- античности;
- Новое время;
- XX веке.
- Традиционная (формальная) логика называется также
- двухзначной;
- многозначной;
- символической;
- математической.
- Найдите понятие:
- Я говорю.
- Умный человек.
- Этот стол – деревянный.
- Вы заболели?
- Единичным является понятие
- Змей Горыныч.
- Студент СИБИТ.
- Пустыня.
- Аристотель.
- Опираясь на закон обратного отношения между объемом и содержанием понятий, выберите правильное суждение:
- содержание понятия «студент МГПУ» меньше содержания понятия «студент»;
- содержание понятия «студент МГПУ» больше содержания понятия «студент»;
- содержание понятия «студент МГПУ» равно содержанию понятия «студент».
- Возможным результатом ограничения для понятия «карандаш» будет понятие
- изделие человека;
- письменная принадлежность;
- деревянный предмет;
- сломанный карандаш.
- Понятия «друг» и «враг» находятся в отношении
- пересечения;
- соподчинения;
- противоречия;
- противоположности.
- Данной схеме соответствует следующая группа понятий:
- Мальчик. Девочка. Школьник.
- Студент. Спортсмен. Преподаватель.
- Врач. Отец. Бизнесмен.
- ВУЗ. Московский ВУЗ. МГПУ.
- Найдите суждение:
- Равносторонний треугольник.
- На улице холодно.
- Первый президент РФ.
- Сломанный карандаш.
- Суждение «Бога нет» является
- релятивным;
- атрибутивным;
- экзистенциональным;
- конъюнктивным.
- Простое суждение «У птиц есть крылья» является
- общеутвердительным;
- частноутвердительным;
- общеотрицательным;
- частноотрицательным.
- Укажите тип следующего сложного суждения: «Если лед нагреть до плюсовой температуры, то он растает».
- конъюнкция;
- дизъюнкция;
- импликация;
- эквиваленция.
- Строгой дизъюнкцией является следующее суждение:
- Он занимается живописью, или музыкой, или литературой.
- Нелли и Катя подруги или просто живут рядом.
- Если число нечетное, то оно делится на два.
- Иван или сын, или внук Петра Васильевича.
- Логическая формула суждения «Если у меня будут деньги, и я вовремя сдам экзамен по Отечественной истории и философии, то я поеду отдыхать в Крым или на Кавказ» будет выглядеть так:
- a → b → c → d
- (a Ù b) → (c Ù d)
- (a Ù b) → (c Ú d)
- (a Ù (b Ù с)) → (d Ù e)
- В этом шуточном четверостишии
Мы ходили по Неглинной,
Заходили на бульвар,
Нам купили синий-синий,
Презеленый, красный шар.
(С.В. Михалков)
преднамеренно нарушен закон
- тождества;
- непротиворечия;
- исключенного третьего;
- достаточного основания.
- Два противоречащих суждения об одном предмете предметах должны быть
- одновременно истинными;
- одновременно ложными;
- одно – истинным, другое – ложным;
- одновременно ложными.
- Умозаключением не является
- Из шампиньонов варят суп. Следовательно, они съедобны.
- Тяжкое преступление совершил или Р. или М., но у М. есть алиби, значит, его совершил Р.
- Прогремел гром, видимо, будет гроза.
- Если лед нагреть, он растает.
- Умозаключение «Эта птица – страус, следовательно, эта птица не летает» является
- простым категорическим силлогизмом;
- энтимемой;
- соритом;
- условно-категорическим заключением.
- «Преступление могли совершить или Петров, или Иванов, или Сидоров, но точно известно, что ни Иванов, ни Сидоров его не совершали, следовательно, преступление совершил Петров».
Данное умозаключение
представляет собой
- простой категорический силлогизм;
- условно-категорическое умозаключение;
- разделительно-категорическое умозаключение;
- дилемму.
- Колобок в своем рассуждении
Я от дедушки
ушел.
Я от бабушки
ушел
Я от зайца
ушел.
Я от волка
ушел.
Я от медведя
ушел.
Я смогу
уйти от любого живого существа.
Лиса
– живое существо.
Я смогу
уйти от лисы.
допустил ошибку:
- поспешное обобщение;
- после этого, значит, по причине этого;
- учетверение термина;
- подмена условного безусловным.
- Определите, в каком из умозаключений вывод достоверен:
- Судья не может участвовать в рассмотрении дела, если он участвовал в данном деле в качестве эксперта. Судья С. может участвовать в рассмотрении дела. Значит, он не участвовал в данном деле в качестве эксперта.
- Лица, не достигшие совершеннолетия, не могут быть представителями сторон в суде. М. не может быть представителем в суде. Значит, М. не достиг совершеннолетия.
- Все студенты педагогических вузов изучают логику. Соколов не студент педагогического вуза. Значит, он не изучает логику.
- Все студенты нашей группы получили зачет по иностранному языку. Волков зачет по иностранному языку не получил. Значит, он не студент нашей группы.
- Доказательство «Если студент посещал занятия, добросовестно изучал материал, выполнял все необходимые задания, то он готов к зачету. Студент Н. посещал занятия, добросовестно изучал материал, выполнял все необходимые задания. Значит, студент Н. готов к зачету».
является
- прямым;
- косвенным «методом от противного»;
- косвенным «методом исключения».
- В рассуждении «Студент К. стал сессии на «отлично», т.к. на обоих экзаменах – истории права и философии – он получил пятерки». Но по философии у студента К. в ведомости стоит «хорошо», а не «отлично». Следовательно, он не мог сдать всю сессию на «отлично».
использован следующий
метод опровержения
- опровержение тезиса;
- критика аргументов;
- выявление несостоятельности демонстрации.
- Преднамеренные ошибки с целью запутать своего противника и выдать ложное суждение за истинное (внешне правильные доказательства ложных мыслей) –
- софизм;
- паралогизм;
- противоречие;
- парадокс.