Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2010 в 14:05, контрольная работа
Учение о силлогизме впервые изложено у Аристотеля в его «Первой аналитике». Он говорит лишь о трёх фигурах категорического силлогизма, не упоминая о возможной четвёртой. Особенно подробно он рассматривает роль модальности суждений в процессе умозаключения. Преемник Аристотеля, основатель ботаники Феофраст, по словам Александра Афродизийского (в его комментарии к первой «Аналитике» Аристотеля), прибавил ещё пять модусов (modi) к первой фигуре силлогизма; эти пять модусов впоследствии были выделены Клавдием Галеном (жившим во II-м в. н. э.) в особую четвёртую фигуру. Кроме того, Феофраст и его ученик занялись анализом условного и разделительного силлогизмов. Они допустили пять видов умозаключений: два из них соответствуют условному силлогизм, а три — разделительному, который они рассматривали как видоизменение условного силлогизма.
Введение……………………………………………………………стр. 3
1 Простой категорический силлогизм…………………………..…стр. 4
2 Фигуры категорического силлогизма……………………………стр. 6
3 Правила фигур…………………………………………………….стр. 6
4 Модусы категорического силлогизма………………………..….стр. 7
5 Задачи……………………………………………………………..стр. 10
6 Заключение………………………………………………………стр. 12
Литература……………………………………………………..…стр. 13
Ни один компетентный человек не ошибается.
Некоторые ошибающиеся люди работают здесь.
Некоторые
работающие здесь люди некомпетентны.
В
соответствии с правилами, формы могут
быть преобразованы в другие формы, и все
формы могут быть преобразованы в одну
из форм первой фигуры.
5 Задачи
А
Какое из слов лишнее в указанном ряду: лиса, волк, тигр, лев, заяц?
Лишнее слово заяц.
Лиса | Хищник |
Волк | Хищник |
Тигр | Хищник |
Лев | Хищник |
Заяц | Травоядный |
Б
Определить
соотношения понятий: «Столица», «Европейская
столица», «Москва», «Главный город
страны»?
7
В
В
Проанализировать силлогизм:
I Некоторые грибы- ядовиты
I Подосиновик- гриб
____________________
I
Следовательно, подосиновик ядовитый.
Логическая характеристика силлогизма связана с его фигурой и модусом.
Фигура силлогизма-I
Модус- Celarent
Вывод: силлогизм
неправильный, т.к. средний термин должен
быть распределен, т.е. взят в полном объеме,
хотя бы в одной из посылок.
Д
Нарушение какого закона логики иллюстрируется следующим примером:
-
Перебивать собеседника не
- Но вы- то сами то и дело меня перебивает!
- Тут другое дело: я даю тебе уроки хорошего тона.
В
данном примере: нельзя цитируя правила,
в этот же момент нарушая его.
6
Заключение
«Наука логики» – своеобразный идейный центр развития философа. В известном смысле все сделанное им раньше служило поиску логического принципа и формированию системы логики, а написанное позже было развертыванием заключенных в ней теоретических элементов.
К числу идейных принципов, которые обстоятельно анализировались в нашей и зарубежной литературе, принадлежат: принцип развития, диалектической взаимосвязи философских категорий, принцип единства (тождества) бытия и мышления, принцип (метод) восхождения от абстрактного к конкретному и так далее. Скреплялись эти принципы идеей абсолюта, которую Гегель считал как бы принципом всех принципов. В совокупность центральных идей «Науки логики», бесспорно, входит та, которая может быть названа идеей системы или – также в силу ее принципиального значения для философии Гегеля, достаточно обстоятельно разработанности – принципом системности. Л.К. Науменко считает, что гегелевская философия, в частности «Наука логики», вносит немалый вклад в разработку системного подхода.
В конце 19 века, ведущие академические философы, как в Америке, так и в Великобритании были в большинстве своем гегельянцами. Так и Карл Маркс в своей молодости был учеником Гегеля и сохранил в своей системе некоторые существенные гегельянские черты.
Даже
если учение Гегеля ложно (как считают
многие философы), оно еще сохраняет
значение, которое не просто принадлежит
истории, так как оно наилучшим
образом предоставляет
Литература
1 Асмус Валентин Фердинандович. Лекции по истории логики: Авиценна, Бэкон, Гоббс, Декарт, Паскаль/ Под ред. И со вступ. Ст. Б.В.Бирюкова.- М.: Издательство ЛКИ, 2007.- 240с. (Из истории логики XX века);
2 Бочаров В.А., Маркин В.И. Основы логики: Учебник.- М.: Форум: ИНФРА-М. 2005.- 336с.- (Классический университетский учебник);
3 Брюшинкин В.Н. Логика: Учебник.- 3-е изд., доп, и испр.- М.: Гардарики, 2001.- 334с,:ил;
4
Гетманова А.Д. Учебник логики.
Со сборником задач/ А.Д.
5 Логика: Учебное пособие/ Сост.: А.Д.Спирин, А.И.Вознесенская, В.Е.Литвинов; Под ред. А.Д.Спирина; ГУ Куз ГТУ.- Кемерово, 2003.89с.