Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 17:28, реферат
Зарождение идей модульного обучения связано с возникновением зарубежной концепции единиц содержания обучения (авторами которой были S.N Posilethwait, B.Goldshmid, M.L.Goldshmid и J.Russel). Сущность данной концепции заключается в том, что относительно небольшую часть учебного материала целесообразно брать как автономную тему и формировать учебный курс из таких автономных тем. Сначала такие единицы назывались «микрокурсами», потом стали называться «мини-курсами». Затем – «модулем» в его обобщающем понятии.
Технология
модульного обучения
Зарождение идей модульного обучения связано с возникновением зарубежной концепции единиц содержания обучения (авторами которой были S.N Posilethwait, B.Goldshmid, M.L.Goldshmid и J.Russel). Сущность данной концепции заключается в том, что относительно небольшую часть учебного материала целесообразно брать как автономную тему и формировать учебный курс из таких автономных тем. Сначала такие единицы назывались «микрокурсами», потом стали называться «мини-курсами». Затем – «модулем» в его обобщающем понятии.
Модульная технология
обучения обретала статус
В модульном
обучении (МО) интегрированы теоретико-
Модульные технологии,
дидактические системы,
Модуль – от латинского слова «modulies»
– «мера», «способ». Разработчиками проблем
модульной технологии подчеркивается
соотнесение его дидактического определения
с пониманием модуля в точных науках, в
технике: это – некая целостная функциональная
система, ограниченная определенными
рамками, которая обеспечивает выполнение
какой-то конкретной функции от начала
до конца. То есть – это функционально
и конструктивно независимая единица,
которая может быть относительно самостоятельной
частью – объектом в составе другого более
сложного объекта или в виде индивидуального
изделия, агрегата, объекта.
Модуль – это целевой
функциональный узел, в котором учебное
содержание, технология овладения им система
контроля и коррекции объединены в систему
высокого уровня целостности.
Исследователи
утверждают, что модуль можно
рассматривать как программу
обучения, индивидуализированную по
содержанию, методам обучения, уровню
самостоятельности, темпу
в модуле излагается принципиально важное содержание учебной информации;
дается разъяснение к этой информации;
определяются условия погружения в информацию (с помощью средств ТСО, конкретных литературных источников, методов добывания информации);
приводятся теоретические задания и рекомендации к ним;
указаны практические задания;
дается система
самостоятельного и внешнего контроля.
В теории и
практике модульного обучения
приводится такое соотношение
практического материала к
В соответствии
с принципом целевого
познавательные (для изучения основ науки);
операционные (для формирования навыков, умений и способов деятельности);
смешанные.
Рекомендуется
разделять учебную дисциплину
примерно на 10-12 (но не менее
5-6) модулей, исходя из того, что
модуль, его оптимальный объем
логически соответствует
Модульную технологию
можно использовать в любой
системе обучения, в том числе
в экстернате: четкое дозирование
учебного материала,
Основным средством
модульной технологии, кроме модуля
как части программного
Модульная программа
– это система средств, приемов,
с помощью и посредством
Исследователи
рекомендуют начинать каждый
модуль: 1) с входного контроля
знаний и умений (для определения
уровня готовности обучаемых
к предстоящей самостоятельной
работе); 2) с выдачи индивидуального
задания, основанного на таком
анализе. Заданием может быть:
например, реферат по результатам
анализа знаний, расчетно-графические
задания, контрольная работа, тесты,
письменные опросы и т.п.
Важный критерий
построения модуля –
На основе сказанного,
принципами модульного
принцип развития обучающимся своей познавательной деятельности (модуль как часть стержневой учебной информации, осознаваемой им как необходимой);
принцип соответствия возможностям и способностям обучающихся;
принцип психологической
комфортности: создаются благоприятные
условия для учащегося в
Новый технологический
подход требует и новой
предварительное проектирование учебного процесса;
центр внимания – учебно-познавательная деятельность самого обучающегося (успешность обучения в любом случае достигается эффективностью учебной деятельности);
диагностичность целесообразности и объективного контроля результатов;
целостность учебного процесса как педагогической системы.
При модульном
обучении цели формируются в
терминах методов деятельности
и способов действий
Отличия модульной
системы от других
содержание обучения должно быть представлено в законченных самостоятельных информационных блоках. Дидактическая цель формируется для обучающихся и содержит в себе указание не только на объем изучаемого содержания, но и на уровень его усвоения;
модули позволяют перевести обучение на субъект-субъектную основу;
обучающийся большую часть времени работает самостоятельно и учится планированию, организации, самоконтролю и оценке (адекватной самооценке) своих действий и деятельности в целом;
наличие модулей
позволяет преподавателю
Индивидуализация
как вид дифференцированного
обучения наиболее полно
Ценность модульной
системы обучения в том, что
она, воспитывая умение
П.Я. Юцявичене сформулировал восемь принципов данной технологии:
модульность (обучение строится по модулям);
деление содержания каждого модуля на обособленные элементы (этот принцип требует деления материала на небольшие, тесно взаимосвязанные «порции»);
динамичность (этот
принцип обеспечивает свободное
изменение содержания модулей с
учетом динамики социального заказа
или изменения программы
метод деятельности;
гибкость;
осознанная перспектива (принцип глубокого осознания учеником близких, средних и отдаленных перспектив учения);
разносторонность
методического
паритетность (принцип
субъектно-субъектного
Достоинства МО:
повышается качество обучения за счет того, что все обучение направлено на отработку практических навыков;
компетенция определяет необходимые личностные качества;
сокращение сроков обучения;
реально осуществляется индивидуализация обучения при реальной возможности создания индивидуальных программ обучения;
быстрая адаптация
учебно-методического
В качестве сложностей отмечаются:
длительные сроки разработки учебных программ, материалов при значительных затратах времени и затратах на тиражирование;
необходимость иметь современно оборудованные, оснащенные учебные места;
некоторая сложность
организации учебного процесса.
Но преодоление сложностей зависит в основном от способностей организаторов учебного процесса.