Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 11:12, реферат
Первоначально логика разрабатывалась в связи с запросами практики судопроизводства и ораторского искусства. Связь логики с этими сферами человеческой деятельности прослеживается в Древней Индии, Древней Греции и Риме. Так, в общественной жизни Древней Индии в период, когда проявился интерес к логике, дискуссии были постоянным явлением.
Введение..........................................................................................................3
1. Виды спора………………………………………………………………4
2. Тактические приемы................................................................................7
3. Уловки в споре.........................................................................................11
Заключение………………………………………………………………….18
Список используемой литературы...............................................................19
"Логическая диверсия". Эта уловка заключается в умышленном переводе разговора на другую тему, на ту, которая хорошо знакома спорящему.
О том, как применяется логическая диверсия на экзаменах, автору этой книги рассказала студентка факультета журналистики Московского университета. На экзамене она проявила абсолютное незнание логики, хотя в зачетной книжке по другим предметам у нее стояли отличные и хорошие оценки. На вопрос экзаменатора, почему она не подготовилась к экзамену по логике, студентка ответила, что не готовится ни к каким экзаменам. Получать хорошие оценки ей помогает великолепное знание творчества Марины Цветаевой. Например, на экзамене по русской литературе ей достается вопрос об А.С. Пушкине. Студентка 3-5 минут говорит о творчестве Пушкина, затем сравнивает творчество Марины Цветаевой с творчеством Пушкина и поражает преподавателя знанием произведений и жизненного пути Марины Цветаевой. Такой же прием применяется на экзамене по русскому языку. От прилагательных студентка переходит к метафорам, а затем к метафорам в поэзии Цветаевой. Не удалось применить эту уловку на экзаменах по логике и по английскому языку.
Из
студенческого фольклора: "На экзамене
по биологии студента просят рассказать
о кошках. Студент знает только один вопрос
- о блохах. Он отвечает: " Кошка - животное.
На кошках живут блохи". Рассказывает
о блохах. Преподаватель предлагает рассказать
о собаках. Студент отвечает: "Собака
- животное. На собаках живут блохи".
Рассказывает о блохах. Тогда преподаватель
(очень сообразительный) просит рассказать
о рыбах. Студент отвечает: "Рыбы - животные.
Блохи на рыбах не живут". Опять рассказывает
о блохах".
Заключение
Совет Аристотеля: не спорить с первым встречным, а лишь с тем, кто стремится к истине. Этим советом не всегда можно воспользоваться, так как интересы дела иногда не позволяют выбирать оппонента для дискуссии. Однако в тех случаях, когда оппоненты спорят не ради достижения истины, а ради того, чтобы "себя показать", можно прервать спор.
Тезис должен подходить оппонентам. Это означает, что обсуждать вопросы в аудитории, не компетентной для их решения (из-за отсутствия необходимых знаний), по меньшей мере бесполезно.
Нужно знать предмет спора. Не следует категорично высказываться о вещах, которые вам малознакомы.
Нужно знать правила логики. Иногда в споре мы чувствуем, что "что-то здесь не то", а что именно, не знаем. В таких случаях используют знания логики, е помощью которых находят ошибки, а также убеждают других в том, что они рассуждают неправильно. Если рассуждение сложное, то для его анализа необходимо использовать символическую логику. Без этого установить правильность или неправильность рассуждения не всегда удается.
Нужно
сохранять спокойствие в споре.
При прочих равных условиях в споре,
как правило, побеждает тот, кто ведет
его спокойно. Иногда сохранить спокойствие
трудно, особенно тогда, когда противник
стремится выиграть спор любой ценой.
Чтобы не терять самообладания, нужно
прежде всего иметь высокую цель, ради
которой стоит спорить, готовиться к данному
спору, а также к возможным спорам: чаще
выступать публично, изучать логику и
дело, ради которого придется спорить,
работать над совершенствованием дикции,
постоянно обогащать свою речь и т.д.
Список
используемой литературы
1.Ивин А.А. Логика: учебник. - М.: Гардарики, 2000.
2.Ивлев
Ю.В. Логика для юристов:
3.Поварнин С.И. Спор: о теории и практике спора. Вопросы философии. 1990.