Причины современной экспансии лженауки

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 08:18, контрольная работа

Описание работы

Нау́ка — особый вид познавательной деятельности, направленной на получение, уточнение и распространение объективных, системно-организованных и обоснованных знаний о природе, обществе и мышлении. Основой этой деятельности является сбор научных фактов, их постоянное обновление и систематизация, критический анализ и, на этой базе, синтез новых научных знаний или обобщений, которые не только описывают наблюдаемые природные или общественные явления, но и позволяют построить причинно-следственные связи и, как следствие, — прогнозировать.

Работа содержит 1 файл

наука.docx

— 29.52 Кб (Скачать)

Нау́ка — особый вид познавательной деятельности, направленной на получение, уточнение и распространение объективных, системно-организованных и обоснованных знаний о природе, обществе и мышлении. Основой этой деятельности является сбор научных фактов, их постоянное обновление и систематизация, критический анализ и, на этой базе, синтез новых научных знаний или обобщений, которые не только описывают наблюдаемые природные или общественные явления, но и позволяют построить причинно-следственные связи и, как следствие, — прогнозировать. Те естественнонаучные теории и гипотезы, которые подтверждаются фактами или опытами, формулируются в виде законов природы или общества.

Субстанциональность. В соответствии с принятой здесь  философской онтологией исходной категорией научного отражения всей действительности выступает субстанция. Термином "субстанция" обозначаем только лишь один момент всей действительности (в том числе  и науки) ( факт ее существования в нашем мозгу. Действительность может быть любой, в том числе вымышленной (виртуальной, вроде понятия демона и т.д.). Двумя основными формами субстанции выступают материя и идея, из них материя первична, идея ( вторична. Последняя представляет свойство только для более развитой формы материи и не есть абсолютный дух какого-либо вида. Ничего более конкретного о субстанциональности идеи (науки в частности, как и любого иного объекта мира) нельзя сказать. Тем самым, субстанциональность представляет самую "тощую" категорию всего научного понимания действительности и в то же время имеющую громадное значение в качестве исходного интегрирующего элемента всей науки о мире. Наука фактически существует, хотя и в качестве вторичного, идеального вида субстанции. Это ее свойство и служит основой ее познания.

Отражательность науки делает ее наиболее развитым видом многообразнейших явлений отражения в природе. Сущность этого свойства науки можно познать также только при системном подходе ко всем другим свойствам и, прежде всего, при ознакомлении с систематикой форм отражения и местом их в науке. Теория отражения дает достаточно основания для понимания этого свойства науки. Не представляется возможным кратко раскрыть данное свойство науки, в связи с этим, обращая на него внимание, следует помнить об этом его свойстве при изучении всего последующего и постоянно обращать на него внимание в самых различных планах.

Сигнальность науки также представляет одно из важнейших свойств общего плана. Не только наука и даже идея, но и многие другие менее развитые явления современного мира характеризуются этим свойством. Сигнальный характер отражения представляет атрибутивное свойство живой материи. Наука выступает наиболее развитым видом сигналов. Сущность данного свойства науки также не может быть понята обособленно и предполагает обращение внимания на эту сторону явлений.

Знаковость науки  представляет еще более узкое  свойство ее. Знаковость сигнальных систем выступает, вероятно, только свойством  сигнальных систем на надорганизменном уровне жизни.

Идеальность науки  представляет одно из атрибутивных ее свойств. Место этого свойства среди  других свойств науки не вполне еще  определено, что зависит от исходной гипотезы.

Эволюционность науки - ее динамизм, как и всего сущего.

Информационность  науки - еще более узкое ее свойство, присущее ей только как виду идеального компонента общественного развития. Познание этого свойства в настоящий  момент представляет злободневную проблему, обсуждаемую во всех видах печати, на конференциях и т.д.

Обоснованность  науки вытекает из ее прагматической функции - быть основой принимаемых  решений как фактора сознательной деятельности.

Системность представляет свойство высшей формы науки и  в зависимости от исходной гипотезы может рассматриваться в разных местах метанауки. Если считать системность атрибутом материи (как это утверждают некоторые авторы), то тогда данное свойство должно быть рассмотрено после субстанциональности и диалектичности. Здесь исходим из того, что системность есть результат диалектического мышления. Наука достигает ее только переходом к теории. Теоретическая наука (теория) - системная трактовка объектов.

Формализованность науки. Наука ( модель особого типа. Наиболее развитый тип моделирования может быть предложен на основе обобщения существующих способов схематизации, особенно кладограмм.

Количественность НКМ и меганауки приобретает все большее значение и без него далее наука не может успешно развиваться. Ее раскрывают наукометрией.

Интегративность науки сводится к тому, что каждый элемент действительности объясняется всей меганаукой, а поэтому весьма важно исследовать, когда и как обеспечивается ее единство.

Прагматизм, онтологизм, методологичность науки. Наука прагматична - служит средством обоснования деятельности людей. Происходит это различно. Онтология - позитивные знания объектов, которые важно учитывать в жизни людей. Методология - те знания, которые представляют собой отражение технологии деятельности людей.

Сложным моментом в изложении свойств науки  выступает то, что каждое из них  раскрывается на основе выводов не только предыдущих, но и последующих.

Рассматривая  свойства науки, располагаем их в  последовательности общности - от общих к частным. Каждый из них рассматриваем с учетом всех остальных.

2. Псевдонау́ка (от греч. ψευδής — «ложный» + наука; синоним — лженау́ка, близкие по значению термины: паранау́ка, квазинау́ка[1], альтернати́вная нау́ка, неакадеми́ческая нау́ка) — деятельность[2] или учение[2], осознанно или неосознанно имитирующие науку, но по сути таковыми не являющиеся[2][3].

Другое распространённое определение псевдонауки — «мнимая или ложная наука; совокупность убеждений о мире, ошибочно рассматриваемая как основанная на научном методе или как имеющая статус современных научных истин».

Термины «псевдонаука»  и «псевдонаучный» зачастую рассматриваются  как носящие уничижительный характер, так как обозначают деятельность, ошибочно или обманом отнесённую к науке[5]. Обвиняемые в псевдонауке обычно оспаривают подобную характеристику в свой адрес[5]

3. Не следует относить к псевдонауке те концепции из областей религии, философии, искусства, морали и т. д., которые не соответствуют современным научным представлениям, но и не претендуют на роль науки[14]. Необходимо также отличать псевдонауку от неизбежных научных ошибок и от паранауки как исторического этапа развития науки.

Характерными  отличительными чертами псевдонаучной  теории являются[1]:

  1. Игнорирование или искажение фактов, известных автору теории, но противоречащих его построениям.
  2. Нефальсифицируемость, то есть принципиальная невозможность поставить эксперимент (хотя бы мысленный), результат которого мог бы опровергнуть данную теорию.
  3. Отказ от попыток сверить теоретические выкладки с результатами наблюдений при наличии такой возможности, замена проверок апелляциями к «интуиции», «здравому смыслу» или «авторитетному мнению».
  4. Использование в основе теории недостоверных данных (т. е. не подтверждённых рядом независимых экспериментов (исследователей), либо лежащих в пределах погрешностей измерения), либо недоказанных положений, либо данных, возникших в результате вычислительных ошибок. К данному пункту не относится научная гипотеза, чётко определяющая базовые положения.
  5. Введение политических и религиозных установок в публикацию или обсуждение научной работы. Этот пункт, впрочем, требует внимательного уточнения, так как иначе Ньютон, например, попадает в разряд лжеученых, причём именно из-за «Начал», а не из-за позднейших работ по теологии. 
    Более мягкая формулировка этого критерия: принципиальная и сильная невычленимость научного содержания работы из прочих её составляющих. В современной научной среде автор, как правило, должен самостоятельно вычленять научную составляющую и публиковать её отдельно, не смешивая явно с религией или политикой.
  6. Апелляция к средствам массовой информации (прессе, телевидению, радио, Интернет), а не к научному сообществу. Последнее проявляется в отсутствии публикаций в рецензируемых научных изданиях.
  7. Претензия на «революционный» переворот в науке и технологиях.
  8. Использование понятий, означающих феномены, не фиксируемые наукой («тонкие поля», «торсионные поля», «биополя», «энергия ауры» и так далее);
  9. Обещание быстрых и баснословных медицинских, экономических, финансовых, экологических и иных положительных эффектов.
  10. Стремление представить саму теорию или её автора жертвой «монополии» и «идеологических гонений» со стороны «официальной науки» и тем самым отвергнуть критику со стороны научного сообщества как заведомо предвзятую.

4. Причины современной экспансии лженауки 
Анализируя общие корни лженауки, академик Г.И. Абелев указывает на общий источник этого явления [7]: "Есть у псевдонауки одна общая причина. Эта причина - вмешательство вне научных сил в естественный ход развития науки. Такое вмешательство может исходить от Идеологии, Власти, Денег или Публики". 
Обращаясь же к специфическим причинам современной вакханалии лженауки в России, можно указать на следующие очевидные обстоятельства. 
1.  Системный общественный кризис, сопровождаемый снижением престижа науки и образования. Профессии ученого и преподавателя высшей школы превратились в едва ли не самые низкооплачиваемые и непопулярные. Разрушение экономики происходило на фоне техногенных катастроф, последствия которых с конца 80-х годов уже не скрывались, как ранее, а, напротив, часто чрезмерно драматизировались в СМИ, и ответственность за которые прессой и начальством возлагалась на науку (наиболее яркий пример - авария ядерного реактора в Чернобыле в 1986 г.). 
2. Массовая утрата общественных ориентиров, растерянность и паника всегда способствуют распространению в обществе религиозности и мистических настроений, апокалиптических ожиданий и жажды чуда, веры в потусторонние (или космические) спасительные силы. Напрашивается аналогия с ситуацией в России в предреволюционное время в начале прошлого века. 
3. Устранение цензуры, ранее не допускавшей пропаганду религии и оккультизма. Введение рыночных отношений в практике СМИ привело к отчаянной борьбе за массового читателя любыми способами, включая широчайшее распространение небылиц, псевдонаучных сенсаций и вымыслов2. 
2 Часто говорят, что такое же наводнение лженаучными сенсациями имеет место и в СМИ стран западной демократии. Это неверно. Западные респектабельные издания чураются лженауки. Вместо этого они регулярно распространяют сообщения из мира науки, используя в качестве источников ведущие профессиональные научные журналы.

5. Комиссия по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований[1] — научно-координационная организация[2] при Президиуме Российской академии наук. Образована в 1998 году по инициативе академика РАН Виталия Гинзбурга.

Комиссия вырабатывает рекомендации Президиуму РАН по спорным  научным вопросам и занимается публичной  критикой лженауки (псевдонауки) и верований в существованиепаранормальных явлений — астрологииуфологии[3], учения о торсионных поляхпсевдоисторических теорийнетрадиционной медицины и религии в науке и образовании. Наиболее критично комиссия рассматривает псевдонаучные материалы, посвященные попыткам технического «внедрения» новых неизвестных полей и источников энергии, существование которых не доказано наукой (например, торсионные поляхолодный ядерный синтез, «антигравитация», «волновой геном» или биоэнергоинформатика)[4].

Информация о работе Причины современной экспансии лженауки