Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 19:21, контрольная работа
Термин «логика» происходит от греческого слова logos, что значит «мысль», «слово», «разум», «закономерность», и используется как для обозначения совокупности правил, которым подчиняется процесс мышления, отражающий действительность, так и для обозначения науки о правилах рассуждения и тех формах, в которых оно осуществляется. Кроме того, данный термин применяется для обозначения закономерностей объективного мира («логика вещей», «логика событий»).
Введение
Предмет формальной логики
Логика и мышление
Мышление и язык
Логика как наука
Значение логики
Список используемой литературы
6) логические связки:
Ù — конъюнкция (соединительное «и»);
Ù — дизъюнкция (разделительное «или»);
® —импликация (союз «если..., то...»);
º — эквивалентность (союз «если и только если..., то...»);
Ø — отрицание («неверно, что...»);
7) технические знаки: (;) —левая и правая скобки.
Других знаков, кроме перечисленных, алфавит языка логики предикатов не включает.
Второй этап построения языка логики предикатов — это определение допустимых в нем выражений, которые называются правильно построенными формулами, сокращенно ППФ.
С помощью приведенного искусственного языка строится формализованная логическая система, называемая исчислением предикатов. Элементы языка логики предикатов будут использоваться в дальнейшем изложении для анализа отдельных фрагментов естественного языка.
4. Логика как наука
Как самостоятельная наука логика сложилась более двух тысяч лет назад, в IV в. до н. э. Ее основателем является величайший древнегреческий философ Аристотель, который первым обстоятельно исследовал понятие и суждение, подробно разработал теорию умозаключения и доказательства, описал ряд логических операций, сформулировал основные законы мышления: законы тождества, противоречия, исключенного третьего.
Учение Аристотеля получило дальнейшее развитие в средние века и Новое время. Существенным дополнением к этому учению явилась теория индукции, разработанная английским философом-материалистом Ф. Бэконом (1561 — 1626) и систематизированная английским философом и логиком Д. С. Миллем (1806—1873).
Дедуктивная логика Аристотеля и индуктивная логика Бэкона — Милля составили основу общеобразовательной дисциплины, которая в течение длительного времени была обязательным элементом европейской системы образования.
Значительный вклад в развитие логики внесли французский философ Р.Декарт (1596 — 1650), родоначальник классической немецкой философии И. Кант (1724 — 1804), русские материалисты М.В. Ломоносов (1711 — 1765) и А. Н. Радищев (1749 — 1802), революционные демократы XIX в. А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский, русские логики М.И. Каринский (1840-1917), Л.В. Рутковский (1859 — 1920) и др.
Логику, основанную Аристотелем, принято называть формальной. Это название закрепилось за ней потому, что она возникла и развивалась как наука о формах мышления. Ее называют также традиционной, или аристотелевской, логикой.
Во второй половине XIX в. в логике начинают широко применяться разработанные в математике методы исчисления. Особая заслуга в их развитии принадлежит немецкому ученому Г. Фреге (1848 — 1925). Теоретический анализ дедуктивных рассуждений методами исчисления с использованием формализованных языков впоследствии получил название математической или символической логики. Исследование процессов рассуждения средствами символической логики оказало значительное влияние на дальнейшее развитие формальной логики в целом. Вместе с тем символическая логика не охватывает всех проблем последней и представляет собой относительно самостоятельное направление в ее развитии.
Важная особенность формальной логики состоит в том, что она рассматривает формы мышления, отвлекаясь от их возникновения, изменения, развития. Эту сторону мышления изучает диалектическая логика. Впервые в развернутом виде диалектическая логика была представлена в объективно-идеалистической философии Гегеля (1770-1831). Материалистически переосмыслив учение Гегеля, обобщив достижения всей предшествующей философии, К. Маркс и Ф. Энгельс создали научную, материалистическую диалектику, которая получила дальнейшее развитие в трудах В.И. Ленина.
познание мышление язык логика
Являясь составной частью марксистско-ленинской философии, диалектическая логика изучает законы развития человеческого мышления, а также методологические принципы и требования, которые формируются на их основе. К ним относятся требования объективности и всесторонности рассмотрения предмета, принцип историзма, раздвоение единого на противоположные стороны, восхождение от абстрактного к конкретному, принцип единства исторического и логического, принцип конкретности истины и др.
Диалектическая логика исследует также возникновение, изменение и развитие логических форм, соотношение между ними, она «выводит эти формы одну из другой, устанавливает между ними отношение субординации, а не координации, она развивает более высокие формы из нижестоящих».
Таким образом, современная логика включает две относительно самостоятельные науки: логику формальную и логику диалектическую. Эти науки изучают один и тот же объект — человеческое мышление, но при этом каждая из них имеет свой предмет исследования. Это значит, что диалектическая логика не заменяет и не упраздняет логики формальной, более того - она позволяет определить место формальной логики в изучении законов и форм мышления, уточняет ее предмет и роль в познании. Диалектическая и формальная логики развиваются в тесном взаимодействии, которое отчетливо проявляется в практике научно-теоретического мышления, использующего в процессе познания как формально-логический аппарат, так и средства, разработанные диалектической логикой.
Формальная логика изучает формы мышления, выявляя структуру, общую для различных по содержанию мыслей. Рассматривая, например, понятие, она изучает не конкретное содержание различных понятий (это задача специальных наук), а понятие как форму мышления, независимо от того, какие именно предметы мыслятся в понятиях. Изучая суждение, логика отвлекается от их конкретного содержания, выявляя структуру, общую для различных по содержанию суждений. Формальная логика изучает законы, обусловливающие логическую правильность мышления, без соблюдения которой нельзя прийти к результатам, соответствующим действительности, познать истину.
Мышление, не подчиняющееся требованиям формальной логики, не способно правильно отражать действительность.
Характеризуя формальную логику как метод для отыскания новых результатов, для перехода от известного к неизвестному, Ф. Энгельс сравнивал ее отношение к диалектике с отношением элементарной математики к математике переменных величин. «Элементарная математика, математика постоянных величин, движется, по крайней мере в общем и целом, в пределах формальной логики; математика переменных величин ... есть по существу не что иное, как применение диалектики к математическим отношениям».
Это сравнение имеет глубокий смысл. Подобно тому как нельзя изучать высшую математику, не изучив более простые, арифметические правила, так и диалектическая логика не может быть понята без предварительного изучения логики формальной.
Поэтому изучение мышления, его законов и форм нужно начинать с формальной логики, изложение основ которой и составляет главную задачу предлагаемого учебника.
Предмет науки логики — законы и формы мышления - необходимо отличать от науки об этих законах и формах.
Законы и формы мышления являются общечеловеческими, так как мышление всех людей независимо от их политических убеждений, классовой принадлежности, национальности и т. д. протекает в одинаковых формах и подчиняется одним и тем же логическим законам. Общечеловеческий характер закономерностей мышления объясняется тем, что источник его заключается не в мировоззрении людей, а в свойствах объективного мира, в особенностях самого мышления, развивавшегося на основе многовековой практической деятельности человечества.
Однако наука о законах и формах мышления была и остается партийной: в ней проявляется борьба двух основных философских направлений — материализма и идеализма.
Философы-идеалисты, утверждая, что сознание предшествует материи, что мышление не зависит от природы и диктует ей свои законы, не могут с этих антинаучных позиций дать правильное истолкование основных положений логики.
Извращая природу мышления, сущность его законов и форм, идеализм служит в конечном счете интересам реакционных классов общества, стремящихся поставить препятствие на пути познания объективной действительности.
В противоположность реакционным
классам прогрессивный
5. Значение логики
Наше мышление подчиняется логическим законам и протекает в логических формах независимо от науки логики. Люди мыслят логично, даже не зная, что их мышление подчиняется логическим закономерностям. Но следует ли из этого, что изучение логики излишне? Знание законов и форм мышления, их сознательное использование в процессе познания повышает культуру мышления, вырабатывает навык мыслить более «грамотно», развивает критическое отношение к своим и чужим мыслям. Поэтому взгляд, будто изучение логики не имеет практического значения, несостоятелен.
Сторонники такого взгляда ссылаются иногда на ироническое замечание Гегеля о том, что логика учит мыслить так же, как физиология «учит» переваривать. Разумеется, можно правильно мыслить, не изучив логику, а переваривать пищу, не зная физиологии пищеварения. Однако нельзя и недооценивать практического значения этих наук. Когда академика И.П. Павлова спросили, в чем он видит основные цели физиологической науки, великий русский физиолог ответил: «Задачей физиологии является научить человека, как правильно есть, дышать, как правильно работать и отдыхать, чтобы прожить как можно дольше».
Что касается логики, то ее задача состоит в том, чтобы научить человека сознательно применять законы и формы мышления и на этой основе логичнее мыслить и, следовательно, правильнее познавать окружающий мир.
Основоположники марксизма, мастерски
владея диалектической логикой, отмечали
важную роль формальнологической
Мыслить логично — это значит
мыслить точно и
Лучшие русские юристы отличались не только глубоким знанием всех обстоятельств дела и яркостью судебных речей, но и строгой логичностью в изложении и анализе материала, неопровержимой аргументацией выводов. Вот, например, как характеризуется профессиональное мастерство известного русского адвоката второй половины прошлого века П.А. Александрова: «Наиболее характерным для судебного ораторского мастерства П.А. Александрова является твердая логика и последовательность его суждений, умение тщательно взвешивать и определять место любого доказательства по делу, а также убедительно аргументировать и обосновывать свои важнейшие доводы». А.Ф. Кони подчеркивал «неотразимую логику» в речах В.Д. Спасовича. Строгая последовательность, логичность и убедительность отмечаются в речах видного юриста К.Ф. Халтулари.
И наоборот, рассуждения, в которых отсутствует строгая логика, непоследовательные и противоречивые, затрудняют выяснение дела, а в некоторых случаях могут явиться причиной вынесения неправильного приговора. Знание логики помогает юристу подготовить логически стройную, хорошо аргументированную речь, вскрыть противоречия в показаниях потерпевшего, свидетелей, обвиняемого, опровергнуть необоснованные доводы своих оппонентов, построить судебную версию, наметить логически выдержанный план осмотра места происшествия, непротиворечиво, последовательно и обоснованно составить официальный документ и т. д. Все это имеет важное значение в работе советского юриста, направленной на укрепление социалистической законности и правопорядка.
Список используемой литературы