Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2010 в 14:24, реферат
В мире существует множество вещей, которые очевидны и, которые не нужно доказывать с целью проверки их истинности. Так, например, в математике, есть множество аксиом, которые по своему определению не нуждаются в доказательстве. Однако часто в повседневной жизни человек сталкивается с различными трудностями. Во многих случаях, например на лекции, в докладе, в ходе полемики, на защите диссертации и во многих других, приходится доказывать, обосновывать и аргументировать высказанные суждения, собственную точку зрения.
1. Введение
2. Сущность аргументации
2.1Элементы аргументации
2.2Виды аргументов
3. Правила и ошибки по отношению к аргументам
3.1Правила
3.2Ошибки
4. Аргументация в споре. Лояльные и нелояльные приемы и аргументы в споре
5. Заключение
6. Список использованной литературы
2) Требование достаточности аргументов.
В своей совокупности доводы должны быть такими, чтобы из них по правилам логики в необходимости следовал доказываемый тезис.
Правило достаточности аргументов проявляется по-разному, в зависимости от используемых в процессе обоснования различных видов умозаключений. Так, недостаточность аргументации при обращении к аналогии проявляется в малом числе сходных для сравниваемых явлений признаков.
Отклонения от требований достаточности аргументов неуместны ни в ту, ни в другую сторону. Доказательство несостоятельно, когда отдельными фактами пытаются обосновать широкий тезис - обобщение в этом случае будет «слишком широким или поспешным». Причина появления таких неубедительных обобщений объясняется, как правило, недостаточным анализом фактического материала с целью отбора из множества фактов лишь достоверно установленных, несомненных и наиболее убедительно подтверждающих тезис.
Не всегда дает положительные результаты принцип «чем больше аргументов, тем лучше». Трудно признать убедительным рассуждение, когда, стремясь во что бы ни то ни стало доказать тезис, увеличивают число аргументов, полагая, что тем самым надежнее подтверждают его. Действуя таким образом, легко совершать логическую ошибку «чрезмерного доказательства», когда незаметно для себя берут явно противоречащие друг другу доводы. Аргументация в таком случае будет всегда нелогичной или чрезмерной, по принципу «кто много доказывает, тот ничего не доказывает».
При поспешном,
не всегда продуманном анализе
Наилучшим принципом
убедительного рассуждения
Достаточность аргументов следует расценивать не в смысле их количества, а с учетом их весомости. При этом отдельные, изолированные аргументы, как правило, обладают малым весом, ибо допускают различное истолкование. Иное дело, если используется ряд доводов, которые взаимосвязаны и подкрепляют друг друга. Вес такой системы аргументов будет выражаться не их суммой, а произведением составляющих. Не случайно говорят, что изолированный факт весит, как перышко, а несколько связанных фактов давят с тяжестью жернова.
3)Автономное обоснование аргумента.
Аргументы должны быть суждениями, истинность которых доказана самостоятельно, независимо от тезиса. Требования автономного обоснования аргументов означает: поскольку доводы должны быть истинными, то, прежде чем обосновывать тезис, следует проверить сами аргументы. При этом для доводов изыскивают основания, не обращаясь к тезису. Иначе может случиться, что недоказанным тезисом обосновываются недоказанные аргументы.
4) Требования непротиворечивости аргументов
Оно вытекает
из логической идеи, согласно
которой из противоречия
1)Принятие за истину ложного аргумента или «Основное заблуждение» (error fundamentalis). Это нарушение первого из вышеперечисленных правил.
В качестве аргументов
берутся не истинные, а ложные суждения,
несуществующие факты, которые выдают
или пытаются выдать за истинные. Ошибка
может быть непреднамеренной. Например,
геоцентрическая система
Особенно опасно «основное заблуждение» в судебно-следственной деятельности, где ложные показания заинтересованных лиц – свидетелей или обвиняемого, неправильно проведенное опознание личности, вещей, трупа приводят в отдельных случаях к судебным ошибкам – наказанию невиновного или оправданию действительного преступника.
Употребление ложных, недоказанных или непроверенных аргументов нередко сопровождается оборотами: “всем известно”, “давно установлено”, “совершенно очевидно”, “никто не станет отрицать” и т.п. Слушателю как бы оставляется одно: упрекать себя за незнание того, что давно и всем известно.
2) «Предвосхищение оснований» (petitio principii)- также является нарушением первого правила.
Эта ошибка совершается тогда, когда тезис опирается на недоказанные аргументы, последние же не доказывают тезис, а только предвосхищают его. Используются недоказанные, как правило, произвольно взятые положения: ссылаются на слухи, на мнения или высказанные кем-то предположения и выдают их за аргументы, якобы обосновывающие основной тезис.
3) «Порочный круг» или «круг в демонстрации» (circulus in demonstrando)- нарушение третьего правила.
Ошибка состоит в том, что тезис обосновывается аргументами, а аргументы обосновываются этим же тезисом.
4) Нарушение
требования непротиворечивости
аргументов ведет к тому, что
из таких аргументов
В судебно-следственной
деятельности нарушение этого правила
может выражаться в том, что при
неквалифицированном подходе к
обоснованию решения по гражданскому
делу или обвинительного заключения
по уголовному делу ссылаются на противоречащие
друг другу фактические
4. Аргументация
в споре. Лояльные и нелояльные приемы
и аргументы в споре.
Лояльные приемы спора:
1. Инициатива. Следует
с самого начала постараться
захватить инициативу в споре:
предложить свою формулировку
спорного вопроса,
2. Бремя доказывания. Огромное преимущество
в споре получает тот, кому удается возложить
бремя доказывания на оппонента, а самому
занять позицию критика. Доказывать всегда
труднее, чем разрушать доказательство.
3. Концентрация. Не следует распылять
свое внимание и силы, нужно определить
наиболее слабый пункт в аргументации
противника и сконцентрироваться на нем.
4. Эффект внезапности. В споре не спешите
выкладывать все свои аргументы сразу,
приберегите что-нибудь к концу спора.
Высказанный напоследок сильный аргумент
- это внезапный удар, который может закончить
спор в вашу пользу.
5. Бумеранг, или возвратный удар - довод
противника обращается против него самого.
Чрезвычайно эффективный прием.
6. Оттягивание возражения. Если противник
привел сильный довод, на который пока
непонятно, как ответить, не надо спешить
признавать свое поражение. Нужно попробовать
оттянуть ответ, поговорить о других аргументах
противника, задать уточняющий вопрос,
начать ответ издалека и т. д. Быть может,
через некоторое время вам в голову придет
достойный ответ. Но если, несмотря на
«оттяжки», вы так и не сможете ответить
на аргумент оппонента, тогда придется
признать поражение.
Нелояльные приемы и аргументы
1. Подмена тезиса.
Эта уловка имеет много
а) Опровержение какого -либо аргумента
противника или обнаружение ошибки в доказательстве
выдают за опровержение тезиса.
б) Расширение или сужение тезиса. Тезис
оппонента стремятся максимально расширить,
а свой тезис незаметно сузить.
в) Усиление или смягчение тезиса.
г) От сказанного с условием к сказанному
безусловно. Мысль, которая выдвигается
с известными оговорками или верная при
определенных условиях, подменяется той
же мыслью, но взятой без оговорок, высказываемой
вообще.
2. Использование эмоционально окрашенных
понятий.
Одно дело - просто сообщать информацию,
и совсем другое - облекать ее в такие эмоциональные
слова, которые несут какую-то оценку -
позитивную или негативную. Сюда же относится
так называемое "навешивание ярлыков".
Рассмотрение по существу доводов противника
подменяется их оценкой.
3. Повышение ставок. С помощью этой уловки
пытаются взять своего противника
"на испуг". Например, вы делаете вид,
что соглашаетесь с его утверждением,
но при этом с самым суровым видом добавляете:
"Хорошо, сделаем так, как ты говоришь,
но учти - за все возможные последствия
ты ответишь!" После этого ему поневоле
захочется взять свое утверждение обратно.
4. Поспешное обобщение и чрезмерное преувеличение.
Если противник согласился с двумя-тремя
примерами, можно приписать ему и согласие
с общим положением. Например: "Вы согласны,
что этот торговый работник - жулик?"
- "Согласен". - "Ну вот, вы сами признали,
что они там все жулики!"
5. Логическая диверсия. При угрозе поражения
прибегают к следующему приему: резко
меняют тему разговора, переходят на тему
более знакомую, в которой чувствуют себя
уверенно: "А не подойти ли нам к этому
вопросу с другой стороны…"
6. «Уловка артиста» - выведение противника
из психологического равновесия. Суть
уловки проста: сказать человеку какую-нибудь
неприятную вещь перед ответственным
выступлением.
7. «Чтение в сердцах». Суть этой уловки
состоит в том, что вместо того, чтобы разбирать
доводы противника по существу, пытаются
определить те тайные мотивы, по которым
он их высказывает. Например: "Ты говоришь
так из зависти!"
8. «Двойная бухгалтерия» (предвзятая интерпретация).
Один и тот же аргумент признают истинным,
когда это выгодно, и ложным, когда это
невыгодно.
9. Аргумент к авторитету - ссылки на высказывания
великих людей, которыми вы пытаетесь
обосновать истинность своего тезиса
или ложность тезиса противника. В принципе
такие ссылки вполне допустимы, но когда
вы уже доказали свой тезис и лишь подкрепляете
его ссылкой на авторитет.
Другое дело, что ко всему надо подходить
критически. Во-первых, и великие люди
ошибались. Во-вторых, ссылка на истинное
и авторитетное суждение будет правомочна
тогда, когда она действительно имеет
отношение к вашему тезису.
10. Аргумент к публике - обращение к слушателям
с целью привлечь их на свою сторону и
тем самым оказать психологическое давление
на оппонента.
11. Аргумент к силе - угроза неприятными
последствиями и, в частности, угроза прямого
физического насилия.
12. Аргумент «к городовому» - апелляция
к власти учреждения или государственных
органов. Например: "А ты не боишься,
что твоими рассуждениями могут заинтересоваться
в ФСБ?"
13. Аргумент к жалости - возбуждение в оппоненте
сочувствия в надежде на то, что он смягчится
и не будет доводить спор до победного
конца.
14. Аргумент к тщеславию - свой довод сопровождаем
комплиментом в адрес оппонента: "Вы
же умный, проницательный человек…"
15. Аргумент к невежеству - использование
в споре таких фактов и положений, о которых
ваш оппонент заведомо ничего не знает,
ссылка на сочинения, которых он не читал.
16. «Дамский» аргумент. Суть его состоит
в следующем. В споре, желая защитить свое
мнение, недобросовестный оппонент противопоставляет
ему самое крайнее, самое нелепое из возможных
мнений и приписывает его вам. Вы, конечно,
его отвергаете, и тогда он делает вывод
о том, что вы согласны с его мнением.
17. Аргумент к личности. Суть его состоит
в том, что вместо разбора доводов противника
переходят на обсуждение его личных особенностей
- внешности, характера, поведения, т. е.
переходят "на личности".
Таким образом,
логическая состоятельность и
Часто в выступлениях оратор используют психологические аргументы, которые представляют собой обращение к эмоциям, чувствам, желаниям и интересам адресата. Как правило, они используются спорщиками и публичными ораторами сознательно: чем искусней оратор, тем свободнее он владеет арсеналом таких аргументов и тем этот арсенал богаче.
Кроме того, в
ходе данной работы была выявлена сущность
одного из частных случаев аргументации-
спора, а также рассмотрены лояльные
и нелояльные приемы и аргументы
применительно к данному «
В целом была
выявлена важность правильной аргументации,
которая основывается, прежде всего,
не на количестве фактов, а на их убедительности,
яркости, впечатляющей логике.
6.Список использованной литературы
1. «Логика» В.И. Кириллов, А.А. Старченко. Москва, издательство «Юристъ»,1998
2. «Основы исксства
речи» Поль Л. Сопер. Ростов-
3. «Основы ораторской речи» Н.Н. Кохтев. Москва, издательство МГУ,1992
4. Internet: -Российский образовательный портал Distance. ru
- Интернет- журнал Ассоциации юристов Приморья «Закон», аналитические статьи, «Методологические проблемы аргументации» (Рузавин Г.И.).
Информация о работе Правила и ошибки по отношению к аргументам