Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 22:40, контрольная работа
В различных по содержанию мыслях можно обнаружить нечто существенно общее. Оно характеризуется не только конкретным содержанием этих мыслей, но и типичностью, способом построения. При этом все содержательное многообразие укладывается в сравнительно небольшое число мыслительных форм. Логический строй мышления человека обладает очень важным свойством - какую бы словесную оболочку ни принимали наши мысли, на каком бы языке ни излагались, они обязательно должны принять общечеловеческие формы. Без этого невозможно осуществить обмен мыслями людей разных поколений и профессий, а также взаимное понимание представителей стран и народов
Введение. 3
1. Логическая форма и логическое содержание суждений. 4
2. Основные логические законы. 9
3. Общие принципы правильного мышления. 12
Заключение 13
Список использованной литературы. 14
Закон тождества фиксирует одно из коренных свойств мышления – его определенность. Согласно этому закону всякая мысль в процессе рассуждения должна быть тождественна самой себе. Это означает, что предмет мысли должен рассматриваться в одном и том же содержании своих признаков на всем протяжении рассуждения или доказательства.Из существа этого закона вытекает важное требование: нельзянетождественные мысли принимать за тождественные, нельзя различные мысли принимать за тождественные. Мысль должна быть сформулирована таким образом, чтобы не допускалась многозначность используемых терминов.В математической логике этот закон выражается в виде тождественно-истинных формул:
p → p – если р, то р
р ↔ р – р эквивалентно (равнозначно) р
∀х (р(х) → р(х)) – для всякого предмета х верно, что если х имеет р, то х имеет это свойство.
Нарушение требования, вытекающего из закона тождества, ведет к логической ошибке – «подмене понятия». Сущность ее состоит втом, что вместо данного понятия употребляется другое.Отождествление понятий чаще всего происходит неосознанно, всилу многозначности языка, однако иногда подмена производится преднамеренно, сознательно.Закон противоречия выражает требование непротиворечивостии последовательности мышления. Это значит, что, признав известныеположения в качестве истинных и развивая выводы из этих положений, мы не можем допустить в своем рассуждении или доказательственикаких утверждений, противоречащих тому, что было сказано ранее.
Закон противоречия гласит: два находящихся в отношении отрицания суждения не могут быть одновременно истинными; по крайней мере одно из них необходимо ложно. Следует иметь в виду, чтоданный закон действителен лишь в отношении тех суждений, в которых говорится об одном и том же предмете, взятом в одно и то же время и в одном и том же отношении. В случаях, где данное условие невыполняется, закон противоречия неприменим.
Закон противоречия имеет
силу как в отношении контрарных(
В математической логике закон противоречия выражается формулой:p ∧ p – неверно, что могут быть одновременно истинными суждения p и его отрицания p .
Закон исключенного третьего. Согласно этому закону, из двухпротиворечащих высказываний одно и только одно истинно. Это тотслучай, когда «третьего не дано», т. е. истинное высказывание не может заключаться между противоречащими высказываниями.Противоречащими называются суждения, в одном из которыхчто-либо утверждается (или отрицается) о каждом предмете некоторого множества, а в другом отрицается (утверждается) о некоторой частиэтого множества. Эти суждения не могут быть одновременно ни истинными, ни ложными: если одно из них истинно, то другое непре-
менно ложно и наоборот.
Высказывание – это утверждение или повествовательное предложение, о котором можно сказать, что оно истинно или ложно. Иными словами, утверждение истинности или ложности высказывания должно иметь смысл. Истинность или ложность, приписываемые некоторому утверждению, называются его значением истинности, или истинностным значением.
Истинность сложного высказывания однозначно определяется истинностью или сложностью составляющих его частей. Высказывание, не содержащее связок, называется простым. Высказывание, содержащее связки, называется сложным.
Правильным мышлением называется мышление, которое соответствует логическим нормам и законам. При этом речь идет о наиболее общих нормах и требованиях логики, которые она предъявляет к нашему мышлению.
Признаки правильного мышления:
а) определенность, под которой имеется в виду точность, строгость, однозначность наших рассуждений;
б) последовательность, выражающая полноту, непрерывность, отсутствие скачков в рассуждениях;
в) непротиворечивость, связанная с недопущением взаимоисключающих как одинаково приемлемых в том или ином отношении мыслей;
г) доказательность, под которой имеется в виду обоснованность наших рассуждений.
Правильным является мышление, в котором одновременно выполняются требования всех указанных признаков.
Основные признаки правильного мышления тесно связаны между собой. А выражающие их основные логические законы (принципы) подразумевают одновременное действие всех четырех признаков.
Основные признаки правильного мышления характеризуют любые виды наших рассуждений. Они присутствуют (должны присутствовать) в любой мыслительной ситуации, связанной с использованием всех форм мышления: понятия, суждения, умозаключения - то же самое касается каждого из основных законов (принципов) логики.
Логическая культура - не врожденное качество. Для ее развития необходимо ознакомление учителей, студентов педагогических вузов, педучилищ и педколледжей, а через них и учащихся с основами логической науки, которая в течение двухтысячелетнего развития накопила теоретически обоснованные и оправдавшие себя методы и приемы рационального рассуждения и аргументации. Логика способствует становлению самосознания, интеллектуальному развитию личности, помогает формированию у нее научного мировоззрения. Успешное решение сложных задач обучения и воспитания молодежи в решающей степени зависит от учителя, от его личной убежденности, профессионального мастерства, эрудиции и культуры. Профессия учителя требует постоянного творчества, неустанной работы мысли и совершенствования ее культуры, без чего невозможно завоевание авторитета учителя у учащихся. Для улучшения подготовки учительских кадров рекомендуется расширить преподавание логики, изучение которой поможет поднять логическую культуру будущих учителей.
В науке, в полемике, в повседневной жизни, в обучении нам ежедневно приходится из одних истинных суждений выводить другие, опровергать ложные суждения или неправильно построенные доказательства. Сознательное следование законам логики дисциплинирует мышление, делает его более аргументированным, эффективным и продуктивным, помогает избежать ошибок, что особенно важно для учителя.
Список использованной литературы:
I. Какие формально-логические
законы распространяются на
II. Тождественны ли следующие
понятия?
III. Нарушен ли формально-
«Один торговец занимался продажей копий
и щитов и, нахваливая свои щиты, кричал:
«Вот самые крепкие щиты, ничто не сможет
пробить их!» Тут же, расхваливая свои
копья, он говорил: «Эти копья пробивают
что угодно». Один из прохожих, услышав
его слова, спросил: «А что будет, если
попытаться проткнуть твой щит твоим же
копьем?».
Нарушен закон противоречия.
Информация о работе Понятие о логической форме и логическом законе