Понятие истины в логической науке

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 12:24, контрольная работа

Описание работы

Поэтому исследование данной темы является актуальным.
Основная цель работы заключается в изучении истинности мыслей и формальной правильности рассуждений, роли формализованных языков в науке. Для достижения поставленных целей в работе решаются следующие задачи: Определяются понятие истинности и логической формы в логической науке; рассматривается значение формализации для развития теоретического знания.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ ИСТИНЫ В ЛОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ 4
2. ПОНЯТИЕ ЛОГИЧЕСКОЙ ФОРМЫ 10
3. ЗНАЧЕНИЕ ФОРМАЛИЗАЦИИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ 17
4. ЗАДАЧА: 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 22

Работа содержит 1 файл

Логика - теория + задача Вариант 7.doc

— 111.50 Кб (Скачать)

Логической формой конкретной мысли является строение этой мысли, т.е. способ связи ее составных частей. Логическая форма отражает объективный мир, но это отражение не всей полноты содержания мира, существующего вне нас, а его общих структурных связей, которые необходимо воплощаются и в структуре наших мыслей.

Логические формы сложились в ходе общественно-исторической практики человечества, носят общечеловеческий характер, являются формами отражения действительности в мышлении и сами отражают наиболее общие черты действительности (напр., то, что всякий предмет имеет те или иные свойства, находится в каких либо отношениях к другим предметам, что предметы образуют классы, одни явления вызывают другие явления и т.д.).

В познании использование той или  иной логической формы определяется характером отражаемого в мышлении содержания.

В диалектической логике логические формы изучаются с точки зрения отражения в мышлении изменчивой, развивающейся действительности и развития самого познания.

В традиционной логике основными формами мысли считаются понятие, суждение и умозаключение. Каждая из этих основных форм имеет многочисленные разновидности.

Понятие – является мысленным отображением в сознании человека общих существенных признаков предметов (явлений, процессов и т.д.). Предпосылкой образования понятий выступает способность нашего мышления сравнивать предметы между собой по различным их признакам. Понятия как бы фотографируют мир в его существенных признаках и служат для различения предметов. Главное для данной формы мысли – отражать общее и в то же время существенное, отличительное, специфическое в этом предмете. Наглядно термин «понятие» можно изобразить так:

Понятие = признак + признак...

Как цельная форма  мысли понятие представляет собой  единство двух составляющих его элементов: объема и содержания.

Объем – структурный элемент  понятия, отражающий собой совокупность предметов, обладающих одинаковыми существенными и отличительными признаками.

Содержание – элемент структуры  понятия, отражающий собой совокупность существенных и отличительных признаков, присущих предмету, явлению (классу предметов, множеству явлении, процессов…).

Соотношение между объемом и содержанием понятия определяется законом обратного отношения (З.О.О.). Суть закона: с увеличением содержания понятия его объем уменьшается, а с уменьшением содержания – объем увеличивается.

По качественному признаку (по содержанию) понятия делятся на:

- конкретные – понятия о предметах;

- абстрактные – понятия о свойствах и отношениях;

- абсолютные – самостоятельные безотносительные, не зависят от других понятий;

- относительные – в их содержании имеются признаки, указывающие на понятия, с которыми они соотнесены по смыслу и без которых они бессмысленны;

- положительные – в них мыслится присутствие определенных признаков;

- отрицательные – в них фиксируется отсутствующий признак (отсутствие признака – тоже признак).

По количественному  признаку (по объему) понятия делятся  на:

- общие – понятия, в которых выражаются признаки целого класса однородных предметов, носящих одно и то же наименование;

- единичные – понятия, в которых отображаются признаки одного единичного предмета или явления;

- нулевые – с нулевым объемом, ибо за ними нет реальных предметов.3

Также можно выделить:

Родовые понятия  – понятия, которые выражают существенные признаки класса предметов, являющегося родом каких-либо видов. Род – класс предметов, в состав которого входят другие классы, являющиеся видами этого рода.

Видовые понятия  – понятия, которые отображают существенные признаки класса предметов, являющегося видом какого-либо рода. Вид – класс предметов, который входит в объем более широкого класса, именуемого родом.

Собирательные понятия – понятия, в которых фиксируются существенные признаки ряда однородных предметов, не потерявших своей индивидуальности.

Несобирательные понятия – их содержание можно отнести к каждому предмету данного класса.

Понятия образуются в  человеческом мышлении одним и тем  же алгоритмическим путем, состоящим  из пяти мысленных «шагов», которые  в логике принято называть методами образования понятий. Логически процесс образования понятия выглядит следующим образом:

  1. Анализ (от греч. analysis – разложение) – мысленное разложение предмета на свойственные ему признаки. В определенном отношении можно даже проводить аналогию между анализом и арифметическим действием – делением.
  2. Сравнение – мысленное сопоставление различных предметов по выделенным признакам и установление сходства и различия между ними.
  3. Синтез (от греч. synthesis – соединение) – мысленное объединение признаков, полученных в ходе анализа и сравнения признаков, в определенную систему.
  4. Абстрагирование (от лат. abstractio - отвлечение) – логическая операция, основанная на мысленном выделении существенных признаков исследуемых объектов и отвлечении от несущественных. В итоге остаются лишь общие признаки, одинаковые для всех исследованных элементов класса.
  5. Обобщение – завершает образование понятия, приписывая выделенные в ходе абстрагирования существенные признаки всему классу объектов.

Суждение – форма мысли, в которой утверждается или отрицается что-либо относительно предметов и явлений, их свойств, связей и отношений и которая обладает свойством выражать либо истину, либо ложь. Это более сложная форма мысли, она состоит уже не из признаков, а из понятий и может быть истинной либо ложной. Термин «Суждение» широко использовался логикой традиционной. В современной логике обычно пользуются термином «Высказывание», обозначающим грамматически правильное предложение, взятое вместе с выражаемым им смыслом.4

Суждение = понятие + понятие...

Структурными элементами понятия являются суждения, входящие в его состав:

- S – субъект – это та часть суждения, в которой говорится о предмете мысли, об объекте, выступающем в качестве предмета наших размышлений. Субъект суждения (субъект мысли) в предложении выражается подлежащим.

- Р – предикат – та часть суждения, которая отображает то, что утверждается или отрицается о предмете мысли, о признаке или свойстве данного предмета.

- Логическая связка – выражает отношение между субъектом и предикатом, между «S» и «Р». В языке выражается словами «есть» - «не есть», «суть» - «не суть», «является» - «не является», «имеется» - «не имеется» и пр. Этот элемент суждения в русском языке зачастую просто опускается.

Общую формальную структуру суждения можно выразить, как представлено ниже, где S и Р являются переменными величинами, а логическая связка – постоянной:

S

есть

не-есть

P


 

Кроме названных элементов  в суждениях имеется еще один не всегда явно выразимый, как бы непостоянный, плавающий элемент, отражающий количественную характеристику субъекта суждения –  квантор суждения.

В языке он выражался словами «все», «без исключения», «каждый» и т.п. – квантор общности (всеобщности), или словами «некоторые», «многие», «часть», «большинство» и др. – квантор существования. В некоторых случаях квантор лишь подразумевается, как в суждении «Студенты нашей группы любят спорт»: тут не ясно, все или некоторые студенты группы любят спорт, а данное обстоятельство может иметь существенное значение при дальнейшем использовании и анализе суждения. Символическое обозначение квантора общности – V, квантора существования – I.

Понятие выражается словом или группой слов, а суждения существуют в виде предложений, чаще всего – повествовательных, где группа подлежащего совпадает с субъектом, а группа сказуемого – с предикатом.

Умозаключение – самая сложная форма человеческой мысли, образованная из суждений. Порой нам достаточно, не прибегая к практике, сопоставить в уме несколько посылок (исходных суждений), чтобы прийти к новому знанию: например, о выгодном помещении капитала, пользуясь лишь данными о курсе рубля, кредитных ставках. Таким образом, умозаключение столь же естественно для нашего мышления, как понятие и суждение.

Умозаключение = суждение + суждение...

Различают умозаключения  из простых категорических суждений, из простых относительных суждений, из сложных суждений, а также дедуктивные, индуктивные и традуктивные умозаключения

Индуктивное умозаключение позволяет делать вывод от частного, единичного знания к общему; от посылок, выражающих знания меньшей степени общности, к заключению со знанием большей степени общности.

Дедуктивное умозаключение делать вывод от общего знания к частному, т.е. от посылок, выражающих знания большей степени общности, к заключению со знанием меньшей степени общности.

Традуктивные умозаключения  – умозаключения, в которых и  посылки, и вывод одинаковой степени общности, т.е. это умозаключения из суждений отношения и умозаключения по аналогии.5

В языке логические формы выражаются грамматическим строением соответствующих выражений, а также употреблением особых слов, записываемых в современной формальной логике с помощью определенных символов.

Выявим структуру (логическую форму) трех следующих суждений:

“Все караси - рыбы”,

“Все люди смертны”,

“Все бабочки - насекомые”.

Содержание у них  разное, а форма одна и та же: “Все S суть Р”; она включает S(субъект), т. е. понятие о предмете суждения, Р (предикат), т. е. понятие о признаке предмета, связку (“есть”, “суть”), кванторное слово (“все”). Иногда связка может отсутствовать или заменяться на тире.

Два следующих условных суждения имеют одну и ту же форму:

1) “Если железо нагревать,  то оно расширяется”;

2) “Если учащийся изучает  логику, то он повышает четкость  своего мышления”. 

Форма этих суждений такая: “Если S есть Р, то S есть Р1”.6

 

3. ЗНАЧЕНИЕ ФОРМАЛИЗАЦИИ ДЛЯ  РАЗВИТИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ

Формализация - представление какой-либо содержательной области (рассуждений, доказательств, процедур классификации, поиска информации научных теорий) в виде формальной системы или исчисления.

Формализация, осуществляемая на базе определённых абстракций, идеализаций и искусственных символических языков, используется прежде всего в математике, а также в тех науках, в которых применение математического аппарата достигает достаточной для этой цели степени зрелости. Формализация предполагает усиление роли формальной логики как основания теоретических наук, поскольку в случае формализованных теорий уже нельзя удовлетворяться интуитивным убеждением, что та или иная аргументация согласуется с логическими правилами, усвоенными благодаря так или иначе приобретённой способности к правильному мышлению.

Полностью могут  быть формализованы лишь элементарные теории с простой логической структурой и небольшим запасом понятий (например, исчисление высказываний и узкое  исчисление предикатов – в логике, элементарная геометрия – в математике). Если же теория сложна, она принципиально не может быть полностью формализована.

Под формализацией мы понимаем переход от содержательных мыслительных операций к манипуляциям символами. Наши мысли выражаются в последовательностях звуков, букв или других материальны (безразлично, выражаем ли мы их в естественном или искус языке). Умозаключение, т. е. необходимый переход от одних к другим, сопровождается переходом от одних последовал знаков к другим.

При условии взаимно-однозначного coоответствия между мыслями и последовательностями знаков, что обычно достигается символизацией, мы можем установить соответствие между логическими операциями и механическими манипуляциями символами. Это и есть формализация. 7

Установив такое соответствие, мы трансформируем логические вопросы в вопросы исчисления. Принципиально формализация может быть проведена в рамках естественного языка или его фрагмента, но наиболее удобным — в силу его простоты и правильности — является искусственный язык. Искусственный язык выбирается таким образом, чтобы в нем была возможно более простая формализация.

С помощью формальных языков строятся формально-логические модели.

Например: В общей теории права существует направление, которое называют "формализация правовых норм". Формализация правовой нормы - это выявление ее логической структуры, логических правил вывода суждений. Формализация позволяет систематизировать, уточнить и методологически прояснить правовую теорию, выявить характер взаимосвязей между различными ее правовыми предписаниями, выявить и сформулировать существующие нерешенные проблемы. Формализация предполагает усиление роли формальной логики как основания правовой науки. Формализация используется при обработке правовой информации с помощью компьютерной техники.

Переходя к вопросу  о месте формализации в научном  исследовании, можно подчеркнуть, что они уместны лишь на определенном этапе исследования. Предварительно необходимо накопить фактический материал и иметь теоретические идеи, схематизирующие исследуемые объекты.

В формализации теоретические  идеи получают свое завершение. Идеал любого теоретического построения — предстать в формализованном виде. Но подчеркивая эту сторону формализации, нельзя забывать, что, во-первых, никакая формализация не означает полной завершенности знания и, во-вторых, что формализация есть не только средство оформления и обоснования уже добытого знания, но и средство открытия.

Информация о работе Понятие истины в логической науке