Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2011 в 10:40, реферат
Тематика данной работы является актуальной, так как во все времена люди стремились получить новую информацию о мире, в котором они живут. Но приобрести истинные знания всегда нелегко. Они хотят знать законы развития природы, общества и тайны мозга. Постепенно стали изобретаться методы познания. Для пользования этими методами необходимо безупречное мышление и умозаключение, логически правильное. Логическое умозаключение не может появиться у человека с его рождением.
Разделительное суждение может содержать две, три и большее число альтернатив, поэтому лемматические умозаключения делятся на дилеммы (две альтернативы), трилеммы (три альтернативы) и так далее.
Различают два вида дилемм: конструктивную (созидательную) и деструктивную (разрушительную), каждая из которых делится на простую и сложную.
В простой конструктивной дилемме условная посылка содержит два основания, из которых вытекает одно и то же следствие. Разделительная посылка утверждает оба возможных основания, заключение утверждает следствие. Рассуждение направлено от утверждения истинности оснований к утверждению истинности следствия.
Схема простой конструктивной дилеммы:
(р-»г)^(q->г),рvq
В сложной конструктивной дилемме условная посылка содержит два основания и два следствия. Разделительная посылка утверждает оба возможных следствия. Рассуждение направлено от утверждения истинности оснований к утверждению истинности следствий.
Схема сложной конструктивной дилеммы:
(p->q)^(r-»s), pvr
qvs
В простой деструктивной дилемме условная посылка содержит одно основание, из которого вытекает два возможных следствия. Разделительная посылка отрицает оба следствия, заключение отрицает основание. Рассуждение направлено от отрицания истинности следствий к отрицанию истинности основания.
Схема простой деструктивной дилеммы:
(p->q)^(p-»r),1qv1r
1p
В сложной деструктивной дилемме условная посылка содержит два основания и два следствия. Разделительная посылка отрицает оба следствия, заключение отрицает оба основания. Рассуждение направлено от отрицания истинности следствий к отрицанию истинности оснований5.
Схема сложной деструктивной дилеммы:
(p-»q)^(r->s),1qv1s
1pv1r
е)
Сокращенный силлогизм
Силлогизм, в котором выражены все его части – обе посылки и заключение, называется полным. Однако на практике чаще используются силлогизмы, в которых одна из посылок или заключение явно не выражаются, а подразумеваются6.
Силлогизм с пропущенной посылкой или заключением называется сокращенным силлогизмом, или энтимемой.
Энтимема в переводе с греческого буквально означает «в уме». Широко используются энтимемы простого категорического силлогизма, особенно выводы по первой фигуре. Например: «Н. совершил преступление и поэтому подлежит уголовной ответственности». Здесь пропущена большая посылка: «Лицо, совершившее преступление, подлежит уголовной ответственности». Она представляет собой общеизвестное положение, формулировать которое необязательно7.
Полный силлогизм строится по 1-й фигуре:
Лицо, совершившее преступление (М), подлежит уголовной
ответственности (р)
Н. (s) совершил преступление (М)
Н. (s) подлежит уголовной ответственности (р)
В зависимости от того, какая часть силлогизма пропущена, различают три вида энтимемы: с пропущенной большей посылкой, с пропущенной меньшей посылкой и с пропущенным заключением.
Умозаключение в форме энтимемы может быть построено и по 2-й фигуре; по 3-й фигуре оно строится редко.
Форму энтимемы принимают также умозаключения, посылками которых являются условные и разделительные суждения.
Условно-категорический силлогизм с пропущенной большей посылкой: «Уголовное дело не может быть возбуждено, так как событие преступления не имело места».
Здесь пропущена большая посылка – условное суждение «Если событие преступления не имело места, то уголовное дело не может быть возбуждено». Она содержит известное положение Уголовно-процессуального кодекса, которое подразумевается.
Разделительно-
Большая посылка – разделительное суждение «По данному делу может быть вынесен либо оправдательный, либо обвинительный приговор» не формулируется.
Разделительно-
Заключение, отрицающее все другие альтернативы, обычно не формулируется.
Использование
сокращенных силлогизмов обусловлено
тем, что пропущенная посылка или заключение
либо содержит известное положение, которое
не нуждается в устном или письменном
выражении, либо в контексте выраженных
частей умозаключения она легко подразумевается.
Именно поэтому рассуждение протекает,
как правило, в форме энтимем. Но, поскольку
в энтимеме выражены не все части умозаключения,
скрывающуюся в ней ошибку обнаружить
труднее, чем в полном умозаключении. Поэтому
для проверки правильности рассуждения
следует найти пропущенные части умозаключения
и восстановить энтимему в полный силлогизм.
ж)
Индуктивные умозаключения.
Виды индукции
Индукция - это умозаключение, в результате которого на основе знания об отдельных предметах какого-либо класса делается вывод обо всем классе этих предметов.
Наблюдение
природных явлений и обобщение полученных
результатов представляют собой один
из самых распространенных методов постижения
окружающего мира. Факты наталкивают человека
на общие закономерности, наводят на них.
Поэтому Аристотель называл этот вид умозаключения
наведением.
Индукцию принято подразделять на полную
и неполную; последняя в свою очередь распадается
еще на две разновидности. Кроме того,
имеется также научная индукция.
Самой простой разновидностью индуктивного процесса является полная индукция. В этом случае перечисляются все без исключения предметы данного класса. Заключение суммирует итог. С полной индукцией весьма часто приходится сталкиваться в повседневной практической деятельности. Мы можем делать обобщающие выводы о цене на разнообразные товары такого-то предприятия, о морозных днях на прошлой неделе, об этажности зданий в данном квартале. Неполная индукция. В научном познании возможность исчерпывающим образом охватить все изучаемые явления данного класса встречается сравнительно редко. Более распространены обобщения, построенные на основе знания только части всей интересующей нас совокупности вещей. Во всяком случае, многие научные законы получены с помощью неполной индукции.
Методы
научной индукции разрабатываются на
основе общего учения об индуктивных умозаключениях.
Она может быть полной и неполной во всех
разновидностях последней. Но научная
индукция направлена на изучение взаимосвязанных
явлений.
з)
Умозаключения по аналогии
Аналогия в переводе с греческого означает сходство, подобие. В логике, однако, при проведении аналогии не ограничиваются указанием на сходство. Оно становится основой для получения новых выводов о таких объектах, познание которых по каким-либо причинам затруднено.
Аналогия представляет собой вид умозаключения, в котором знания об одном предмете переносятся на предмет другой природы на основании наличия сходства между ними.
Говоря
формально, умозаключение по аналогии
строится следующим образом: два предмета
обладают рядом сходных признаков a, b,
c, причем один из них имеет еще и признак
d. Тогда можно сделать предположение,
что и у второго тоже есть этот признак.
Следует помнить, что данный вид умозаключения
не всегда приводит к обоснованным выводам.
Как правило, они являются лишь более или
менее предположительными; к ним, поэтому
чаще всего прибегают как к первоначальным
ориентировочным рабочим гипотезам, когда
еще нет более надежных способов получить
ответы на интересующие нас вопросы. Они
могут служить методологическими ориентирами
в научных исследованиях, суживают зону
поиска. Полученные с помощью аналогии
результаты потом обычно проверяют другими
методами.
Заключение
Умозаключения
играют важную роль в процессе рассуждения.
Благодаря тому, что предметом нашей
мысли становится предмет, отраженный
предикатом исходного суждения, мы уточняем
наши знания, придаем им большую определенность.
Необходимо, однако, строго соблюдать
правила ограничения, нарушение которых
ведет к ошибкам в рассуждении. Нельзя,
например, общеутвердительное суждение,
в котором предикат не распределен, обращать
без ограничения, нельзя обращать с ограничением
частноутвердительное суждение с распределенным
предикатом.
Литература
1. Милль Д. С. Система логики силлогистической и индуктивной. СПб., 2004.
2. Петров В. В., Переверзев В. Н. Обработка языка и логика предикатов. Новосибирск, 2003.
3. Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 2003.
4. Светилин А. Е. Учебник формальной логики. СПб., 2005.
5. Тарский А. Введение в логику и методологию дедуктивных наук. М.. 2002.
6. Фреге Г. Мысль: Логическое исследование// Философия. Логика. Язык. М., 2005.
7. Гильберт Д., Аккерман В. Основы теоретической логики. М., 2000.