Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2010 в 17:51, реферат
Софизмы - сознательное нарушение определенных правил и законов рационального теоретического мышления. Все многочисленные виды софизмов вряд ли уместно приводить, ибо каждому из законов логики, правил, разделения и т.п. принадлежит его искажения.
Паралогизм - (от греч. Paralogismos - неправильное, ошибочное рассуждение) - непреднамеренная логическая ошибка, связанная с нарушением законов и правил логики.
Введение
1. Основные сведения о софизмы и паралогизмы
2. История развития и исследования софизмов
3. Софизмы и противоречивое мышление
Выводы
Список использованной литературы
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Казанский государственный технический
университет
им. А.Н. Туполева
Реферат
на тему : «Паралогизм
и софизмы»
1. Основные сведения о софизмы и паралогизмы
2. История развития и исследования софизмов
3. Софизмы и противоречивое мышление
Выводы
Список использованной
литературы
1.Основные
сведения о софизмах
и паралогизмах
Все мы склонны ошибаться: сознательно или бессознательно (намеренно). Среди них довольно распространены логические ошибки. Обычно принято логические ошибки делить на две группы: на ошибки логические в собственном смысле и ошибки, которые происходят вследствие неправильности в словесном выражении мысли. В первом случае ошибка заключается в неправильности логического процесса, во втором в неправильности выражения.
Среди сознательных ошибок выделяют софизмы, среди непреднамеренных - паралогизмы.
Софизмы - сознательное нарушение определенных правил и законов рационального теоретического мышления. Все многочисленные виды софизмов вряд ли уместно приводить, ибо каждому из законов логики, правил, разделения и т.п. принадлежит его искажения.
Паралогизм - (от греч. Paralogismos - неправильное, ошибочное рассуждение) - непреднамеренная логическая ошибка, связанная с нарушением законов и правил логики.
Паралогизмы следует отличать от софизма - ошибки, совершенные умышленно, с целью ввести в заблуждение оппонента, обосновать ложное утверждение и т.п.
1. Основные сведения о софизмы и паралогизмы
В обычном и распространенном понимании софизм - это умышленный обман, основанный на нарушении правил языка или логики. Но обман тонкий и завуалированный, так что его не сразу и не каждому удается раскрыть. Цель его - выдать ложь за истину. Прибегать к софизмов не стоит, как и вообще обманывать и внушать ложную мысль.
Софизма как ошибка, сделанная умышленно, с намерением ввести кого-либо в заблуждение, обычно противопоставляется паралогизм, понимаемый как непреднамеренная ошибка в рассуждении, обусловленная нарушением законов и правил логики. Паралогизм выглядит намного лучше софизма, так как является, по сути, не обманом, а искренним заблуждением и не связан, с намерением подменить истину ложью.
Паралогизмы следует отличать от софизма - ошибки, совершенные умышленно, с целью ввести в заблуждение оппонента, обосновать ложное утверждение и т.п.
Паралогизм - это неправильное, ошибочное рассуждение, непреднамеренная логическая ошибка, связанная с нарушением законов и правил логики.
Чаще
софизмы связаны с
Софизм традиционно считается помехой в обсуждении и в споре. Использование софизмов ведет рассуждения сторону: вместо выбранной темы приходится говорить о правилах и принципах логики. Но в конце концов это препятствие не является чем-то серьезным. Использование софизмов с точки зрения рассматриваемой проблемы имеет чисто внешний характер, и при известном навыке в логическом анализе рассуждений софизм несложно найти и убедительно опровергнуть.
Софизмы иногда кажутся настолько случайными и несерьезными, что известный немецкий историк философии В. Виндельбанд относил их к шуткам.
Итак,
софизм - всего лишь путаный доказательство,
попытка выдать ложь за истину. Он имеет
случайный, не связанный с предметом рассматриваемой
темы характер и является сугубо внешним
препятствием на пути проведенного рассуждения.
Отсюда следует, что никакого глубокого
и требующего специального разъяснения
содержания за ним не стоит. В софизмы
как результате заведомо некорректного
применения семантических и логических
операций не проявляются также какие-либо
действительные логические трудности.
Коротко говоря, софизм - это мнимая проблема.
2. История развития
и исследования софизмов
Софизмы существуют и обсуждаются более двух тысячелетий, причем острота их обсуждения не снижается с годами. Если софизмы - всего лишь хитрости и словесные уловки, выведенные на чистую воду еще Аристотелем, то долгая их история и устойчивый интерес к ним непонятны.
3.
Софизмы и противоречивое
мышление
В софизмы есть смутное предвосхищение многих конкретных законов логики, открытых гораздо позднее. Особенно часто обыгрывается в них тема недопустимости противоречий в мышлении.
- Скажи, - обращается софист к молодому любителя споров, - может та же вещь иметь какую свойство и не иметь?
- Очевидно, нет.
- Посмотрим. Мед сладкий?
- Да.
- И желтый тоже?
- Да, мед сладкий и желтый. Но что из этого?
- Значит,
мед сладкий и желтый
- Конечно, нет. Желтый - это желтый, а не сладкий.
- Значит, желтый - это не сладкий?
- Конечно.
- О мед ты сказал, что он сладкий и желтый, а потом согласился, что желтый значит не сладкий, и потому как бы сказал, что мед является сладким и не сладким одновременно. Но сначала ты твердо говорил, что ни одна вещь не может владеть и одновременную не иметь эту же свойство.
Конечно, софисты не удалось доказать, что мед имеет противоречивые друг другу свойства, являясь сладким и несладкой одновременно. Подобные утверждения невозможно доказать: они несовместимы с логическим законом противоречия, говорит, что высказывания и его отрицание («мед сладкий» и «мед не является сладким») не могут быть истинными одновременно.
И вряд ли софист всерьез стремится опровергнуть данный закон. Он только делает вид, что нападает на него, ведь он упрекает собеседника, что тот путается и противоречит себе. Такая попытка оспорить закон противоречия выглядит скорее защитой его. Ясного формулирования закона здесь, разумеется, нет, речь идет только о приложении его к частному случаю.
Чаще
всего анализ софизма не может
быть завершен раскрытием логической
или фактической ошибки, припущеной в
нем. Это именно простейшая часть дела.
Сложнее уяснить проблемы, стоящие за
софизмом, и тем самым раскрыть источник
недоумения и беспокойства, вызываемого
им, и объяснить, что придает ему видимость
убедительного рассуждения.
В обычном представлении и в специальных работах, касающихся развития науки, общим местом является положение, что любое исследование начинается с постановки проблемы. Последовательность «проблема - исследование - решение» считается возможным к применению в отношении всех стадий развития научных теорий и ко всем видам человеческой деятельности. Красивое, т.е. четкое и внятное, формулировка задачи рассматривается как непременное условие успеха предстоящего исследования или иной деятельности.
Все это понятно, но лишь применительно к развитым научных теорий и отработанной деятельности. В теориях, находящихся на начальных этапах своего развития и только нашукують свои основные принципы, выдвижение и выяснение проблем во многом совпадает и переплетается с самим процессом сследования и не может быть однозначно отделено от него. Аналогично в случае других видов человеческой деятельности.
В обстановке, когда нет еще связной, единой и принятой большинством исследователей теории, твердой в своем ядре и разработанной в деталях, проблемы ставятся во многом в расчете на будущую теорию. И они являются столь же расплывчатыми и неопределенными, как и те теоретические построения и сведения, в рамках которых они возникают.