Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 23:00, контрольная работа
Опровержение – это логическая операция по установлению ложности тезиса. Задача опровержения – установить ложность выдвинутого положения или его недоказанность. Доказать тезис А – значит обосновать его истинность, а опровергнуть тезис А – значит обосновать его ложность. Любое положение может быть подвергнуто двум видам аргументации. Либо будут найдены аргументы, подтверждающие выдвинутое в диалоге положение, либо будут указаны аргументы против данного положения (контраргументы), т.е. опровергающие его. На практике опровержение используется так же широко, как и доказательство, и имеет такую же структуру.
Министерство образования Республики Беларусь
Учреждение образования
«БЕЛОРУССКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Институт информационных технологий
Специальность *****
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По курсу логика
Вариант №27
Студент-заочник 1 курса
группы № ??????
ФИО ??????????
??????????????
адрес: ??????????????
????????????????
тел. ??????????????
???????????
Минск, 2011
1. Определение опровержения
и его структура.
2. Виды опровержения. Правила и ошибки.
Определение опровержения и его структура.
Опровержение – это логическая операция по установлению ложности тезиса. Задача опровержения – установить ложность выдвинутого положения или его недоказанность. Доказать тезис А – значит обосновать его истинность, а опровергнуть тезис А – значит обосновать его ложность. Любое положение может быть подвергнуто двум видам аргументации. Либо будут найдены аргументы, подтверждающие выдвинутое в диалоге положение, либо будут указаны аргументы против данного положения (контраргументы), т.е. опровергающие его. На практике опровержение используется так же широко, как и доказательство, и имеет такую же структуру.
В структуру опровержения входят:
1. Тезис – положение, высказывание, которые необходимо опровергнуть;
2. Аргументы – положения, истинные суждения, при помощи которых опровергается тезис. Аргументы выступают основанием опровержения;
3. Форма опровержения или демонстрация – логический способ связи аргументов и тезиса опровержения. Опровержение может иметь два вида:
3.1. Прямое опровержение тезиса означает обоснование ложности тезиса и истинности антитезиса. Оно начинается с допущения истинным опровергаемого тезиса. Из него выводятся следствия. («Пусть то, в чем Вас обвиняют - истина. Но тогда должны быть следствия…» – это ход рассуждения по логике опровержения). Затем устанавливается несоответствие хотя бы одного из следствий действительному положению вещей или ранее доказанному. («Но эти следствия отсутствуют или противоречат фактам…»). На основании чего из ложности следствия заключают о ложности основания, т.е. допущении истинности тезиса. Значит, тезис ложен, т.е. опровергнут.
Поэтапно это выглядит следующим образом:
а) необходимо опровергнуть тезис А;
б) допускаем, что А – истинно;
в) из А получаем следствия, одно из которых (В) – ложно, т.е. не-В;
г) от ложности следствия заключаем к ложности основания:
Если А, то В |
не-В |
Следовательно, не-А |
д) значит, А (тезис опровержения) – ложно, что и требовалось обосновать.
Нетрудно заметить, что прямое опровержение и косвенное доказательство связаны по смыслу. Например, опровергнуть обвинение в убийстве означает доказать невиновность и, наоборот, доказать вину означает опровергнуть невиновность.
Прямым опровержением будет следующее рассуждение: «Предположим, что он действительно убил этого человека. Но в этом случае должны быть следы преступления, мотив, орудие. Ничего этого нет. Значит, нет и состава преступления».
3.2. Косвенное опровержение тезиса означает доказательство истинности антитезиса. Если удается обосновать ложность тезиса, то по закону непротиворечия заключают об истинности антитезиса. Как видим, логический смысл «косвенного опровержения тот же, что и в косвенном доказательстве. Разными являются логические задачи, стоящие перед доказательством и опровержением:
Косвенное опровержение имеет следующую структуру:
а) необходимо опровергнуть тезис А;
б) допускаем истинность антитезиса не-А;
в) из не-А получаем следствия, одно из которых (В) – ложно, т.е. не-В;
г) из ложности следствия заключаем о ложности основания (допущения истинности не-А):
Если не-А, то В |
не-В |
Следовательно, А |
д) значит, наше допущение (не-А) оказалось ложным и по закону непротиворечия истинным будет противоречащее ему высказывание А, что и требовалось обосновать.
Например, преподаватель хочет опровергнуть заявление студента, что он «знает предмет». Он может делать это прямо, допуская, что он знает этот предмет и установить ложные следствия (отсутствие ответа на вопрос). А может делать это косвенно, следуя логике косвенного опровержения.
Кроме опровержения тезиса могут быть опровергнуты также аргументы и демонстрация. При опровержении аргументов устанавливается их ложность. Ложность аргументов не означает ложности тезиса, однако указывает на некорректность операции опровержения. При опровержении демонстрации выявляется неправильность связи аргументов и тезиса. Например, вместо модуса-толленса вывод может осуществляться по одному из неправильных модусов условно-категорического силлогизма. Опровержение демонстрации также не означает опровержения тезиса. Однако очевидно, что правильность демонстрации влияет на корректность опровержения в целом. В мышлении и языке познавательное значение опровержения чрезвычайно велико, ибо с помощью данной логической операции удается сократить количество ложных высказываний и заблуждений.
Виды опровержения. Правила и ошибки.
Тип правил |
Правило |
Ошибка |
I. Правила тезиса |
1. Тезис должен быть точно, ясно, однозначно сформулирован
(в соответствие с ЗТ). Успех разговора,
дискуссии, исследования в значительной
степени зависит от формулировки тезиса,
от того, насколько правильно в языке выражен
логический смысл тезиса. |
1. Ошибка «двусмысленности тезиса», «неясности
того, что доказывается или опровергается».
Например, доказывать или опровергать
тезис «Грибы ядовиты» трудно, т.к. не определена
количественная сторона суждения. |
II. Правила аргументов. |
1. Аргументы должны быть |
1. Ошибка «ложного основания» или «ложной
посылки». Она может быть следствием незнания
или преднамеренной (специально «подогнанная»
статистика, ложные показания). Часто в
индуктивном рассуждении в качестве аргументов
приводят «пример», «случай из жизни»,
«аналогичную ситуацию». |
III. Правила демонстрации |
1. Любая логическая форма связи
аргументов и тезиса должна
быть правильной. Разные виды
демонстрации (дедуктивные, индуктивные)
влияют на логический статус
доказательства или |
1. Ошибка «мнимого следствия», «видимости доказательства».
Сюда относятся все ошибки выводного знания: |
1. Определите
тезис, аргументы и способ
1.1 "Если бы Вы действительно читали
эту "книгу, то смогли бы назвать ее
автора, пересказать ее содержание, сказать,
как зовут героев книги. Но Вы не знаете
ни того, ни другого, ни третьего. Значит,
Вы ее не читали. Прямое опровержение.
Аргумент -если бы Вы действительно читали эту книгу, то смогли бы назвать ее автора, пересказать ее содержание, сказать, как зовут героев книги. Но Вы не знаете ни того, ни другого, ни третьего.
Тезис -Вы ее не читали
1.2. Тщательный анализ останков царской
семьи позволил опровергнуть слухи о том,
что они ,якобы, не являются останками
семьи Николая II. Косвенное опровержение.
Аргумент - тщательный анализ останков царской семьи.
Тезис - не являются останками семьи Николая II.
Литература