Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 18:00, контрольная работа
1. Сравнение как прием определения понятий.
2. Характеристика как вид неявного определения.
3. Описание как операция, сходная с определением.
ТЕМА 8. Неявные определения понятий
Вопросы:
1. Сравнение как прием определения понятий.
2. Характеристика как вид неявного определения.
3. Описание как операция, сходная с определением.
Ответы:
1. Сравнение как прием определения понятий.
Определение - это логическая операция, направленная на раскрытие содержания понятия, т.е. на раскрытие тех признаков, которые мыслятся в данном понятии.
С
помощью определения понятий
раскрывается содержание понятия, что
позволяет отличать мыслимые в нем
предметы от других предметов. Так, например,
давая определение понятия “
В
явном определении понятие, содержание
которого надо раскрыть, называется определяемым,
а то понятие, посредством которого
оно определяется, называется определяющим.
Явное определение
Неявное определение - это определение понятия из контекста, когда его сущность, смысл проявляются по всему многообразию его связей с другими, знакомыми понятиями в рассматриваемом тексте. В неявном определении место определяющего понятия занимают контекст, набор аксиом или описание способа построения определяемого объекта. Неявные определения не имеют формы равенства двух понятий.
Очень
часто содержание понятия, а тем
более смысл термина, имени или
слова мы постигаем не с помощью
точного разъяснения (экспликации)
либо путем обращения к
Дать явное определение всем понятиям невозможно (к тому же в этом нет необходимости), поэтому в науке и в процессе обучения используются другие способы введения понятий - приемы, сходные с определением: описание, характеристика, сравнение, разъяснение посредством примера и др.
Одним из приемов неявного определения понятий является сравнение. Сравнение - фиксирование факта совпадения или несовпадения признаков между объектами. К сравнению прибегают как на уровне научного познания, так и на уровне художественного отображения действительности.
В
науке сравнение позволяет
Американский специалист в области человеческих отношений Дейл Карнеги (1888-1955) советует избегать в выступлениях избитых, затертых выражений и приводит 12 сравнений для характеристики слова “холодный”. Вот они: «Холодный, как лягушка... как грелка поутру... как шомпол... как гробница... как ледяные вершины Гренландии... как глина... как черепаха... как снежный сугроб... как соль... как земляной червь ... как заря... как осенний дождь».
Сравнение на уровне художественного отображения действительности позволяет подметить общее, сходное в двух предметах - и в яркой форме, образно выразить это сходство. Иннокентий Анненский (1855-1909) использует такое сравнение: “Как конь попоною, одет рояль, забытый”. Игорь Северянин (1887-1941) характеризует цветы маргаритки следующими словами: “Их лепестки трехгранные - как крылья, как белый шелк”. И совершенно другую ассоциацию вызывает его сравнение из стихотворения «Ахматова»: “Кровь капает, как розы, изо рта”. Блистательны по силе выразительности сравнения в стихах Николая Гумилева (1886-1921): «Дышала трава, точно шкура вспотевшего льва». В стихотворении «Каракалла» об императрице он пишет так:
Страстная как юная тигрица,
Нежная, как лебедь сонных вод.
И здесь же совершенно иное сравнение: “Ночные бабочки, как тени, с крыльями жемчужной белизны”.
Артур Конан Дойль, например, описывая в повести “Знак четырех” преследование Холмсом и Уотсоном преступников, пытавшихся ускользнуть на катере по Темзе, прибегает к таким сравнениям: “Теперь мы шли прямо на них. Огонь в топках гудел, мощная машина стучала, как огромное металлическое сердце. Острый, отвесный нос лодки, как ножом, рассекал спокойную воду, посылая влево и вправо две круглые, длинные, тугие волны. В такт машине вся лодка вибрировала и вздрагивала, как живое существо.... Впереди нас бежало по воде темное пятно - это была “Аврора”. Вихрь белой пены за ней свидетельствовал о скорости, с какой она шла”.
Сравнения часто включают в свой состав слова: «как», «как будто», «словно» и др.
2. Характеристика как вид неявного определения.
Характеристика - перечисление самых важных признаков. Характеристика дает перечисление лишь некоторых внутренних, существенных свойств человека, явления, предмета, а не его внешнего вида, как это делается с помощью описания.
К
характеристике часто прибегают
в судебных речах. Приведем в качестве
примера отрывок из речи государственного
обвинителя: «10 апреля этого года в
школе № 187 г. Москвы во время вечера
самодеятельности выстрелом из пистолета
был убит Виктор Кузьмин, студент
Московского института
В характеристике может быть указан только один характерный в каком-либо отношении признак.
Декабрист Иван Пущин (1798-1859) в своих воспоминаниях об А. С. Пушкине дает блестящую характеристику поэта-лицеиста: “Пушкин с самого начала был раздражительнее многих и потому не возбуждал общей симпатии: это удел эксцентрического существа среди людей. Не то чтобы он разыгрывал какую-нибудь роль между нами или поражал какими-нибудь особенными странностями, как это было в иных; но иногда неуместными шутками, неловкими колкостями сам ставил себя в затруднительное положение, не умея потом из него выйти… Вместе мы, как умели, сглаживали некоторые шероховатости, хотя не всегда это удавалось”. Иногда характеристика дается путем указания одного признака: “ Аристотель - величайший мыслитель древности”; “Леность - это отвращение человека от усилий”.Характеристика литературных героев дается путем перечисления их деловых качеств, моральных, общественно-политических взглядов, а также соответствующих действий, черт характера и темперамента, целей, которые они ставят перед собой.
3. Описание как операция, сходная с определением.
Описание - перечисление отличительных внешних признаков, способствующих выделению среди остальных. Описание дает чувственно наглядный образ предмета, который человек может составить с помощью творческого или воспроизводящего представления. Описание включает как существенные, так и несущественные признаки.
Описание играет важную роль в следственной практике, например, при осмотре места совершенного преступления. Следователь, составляя протокол осмотра, должен стремиться к наиболее полному описанию, фиксируя не только то, что явно связано с событием, но и то, что может и не быть с ним связано.
Например, при осмотре места, где был найден труп убитой женщины, следователь, составляя протокол, подробно описал в нем пустырь, на котором был найден труп, указав, в частности, на то, что почва на пустыре глинистая и после недавно прошедших дождей вязкая. Именно эта деталь и сыграла решающую роль в изобличении убийцы. На ботинках подозреваемого была обнаружена глина. Криминалистическая экспертиза установила однородность этой глины с глиной, взятой с места преступления.
Описания широко применяются в различных жанрах художественной литературы (например, описание внешности Анны Карениной, описание внешнего облика Плюшкина, Собакевича и других литературных героев, описание пейзажей, деревьев, птиц и т.д.), в исторической литературе (описание Куликовской битвы, описание обликов военачальников, царей и других личностей), в технической литературе (описание внешнего вида машин).
Яркие примеры описаний дают романы замечательного русского писателя М.А.Булгакова. Так, в “Белой гвардии” запоминающийся портрет: «...оказалась над громадными плечами голова поручика Виктора Викторовича Мышлаевского. Голова эта была очень красива странной и печальной и привлекательной красотой давней, настоящей породы и вырождения. Красота в разных по цвету смелых глазах, в длинных ресницы, Нос с горбинкой, губы гордые, лоб бел и чист, без особых примет. Но вот один уголок рта приспущен печально, и подбородок косовато срезан так, словно у скульптора, лепившего дворянское лицо, родилась дикая фантазия: откусить пласт мины и оставить мужественному лицу маленький и неправильный женский подбородок».
А вот описание Воланда в “Мастере и Маргарите”, причем М.А. Булгаков иронизирует над попытками в ходе запоздалого расследования неких учреждений составить его (весьма противоречивый) словесный портрет: “Ни на какую ногу описываемый не хромал и росту был не маленького и не громадного, а просто высокого. Что касается зубов, то с левой стороны у него были платиновые коронки, а с правой - золотые. Он был в дорогом сером костюме, в заграничных в цвет костюма туфлях. Серый берет он лихо заломил за ухо, под мышкой нес трость с черным набалдашником в виде головы пуделя. По виду - лет сорока с липшим. Рот какой-то кривой. Выбрит гладко. Брюнет. Правый глаз черный, левый - почему-то зеленый. Брови черные, но одна выше другой”.
Упражнения
1. Определите вид следующего определения: «Голова без ума - это фонарь без свечи» (Л. Н. Толстой)
Данное определение относится к такому виду неявного определения понятия, как сравнение, поскольку фиксирует факт совпадения признаков между сравниваемыми объектами (а именно, факт отсутствия у них основополагающих элементов: ума и свечи, без которых существование самих объектов бессмысленно).
2. Опишите спектакль, религиозную службу или личную встречу.
Описание спектакля «Щелкунчик».
24 декабря, дом советника медицины Штальбаума. Все готовятся к Рождеству, а дети Фриц и Мари строят догадки, что же на этот раз им преподнесет в подарок выдумщик иискусник крестный, старший советник суда Дроссельмейер, часто чинивший часы в доме Штальбаумов. Мари мечтала про сад и озеро с лебедями, а Фриц заявил, что ему больше нравятся подарки родителей, которыми можно играть (игрушки крестного обычно держали подальше от детей, чтобы те не сломали), а сделать целый сад крестному не под силу.
Вечером детей впустили к красавице-елке, возле и на которой были подарки: новые куклы, платья, гусары и пр. Крестный сделал чудесный замок, однако танцующие в нем кукли выполняли одни и те же движения, да и внутрь замка нельзя было попасть, поэтому чудо техники быстро надоело детям только мать заинтересовалась сложным механизмом. Когда все подарки разобрали, Мари увидела Щелкунчика. Уродливая внешне кукла показалась девочке очень милой. Фриц быстро выломал Щелкунчику пару зубов, пытаясь расколоть твердые орехи, и игрушку стала опекать Мари. На ночь дети убрали игрушки в стеклянный шкаф. Мари задержалась у шкафа, размещая своего подопечного со всеми удобствами, и стала участницей битвы мышиного семиголового короля и армии кукол под предводительством Щелкунчика. Кукли сдались под натиском мышей, и когда мышиный король уже подобрался к Щелкунчику, Мари бросила в него своей туфелькой.
Очнулась девочка в кровати с локтем, порезанным разбитым стеклом шкафа. Никто не поверил ее рассказу о ночном происшествии. Крестный принес отремонтированного Щелкунчика и рассказал сказу о твердом орехе: у короля и королевы родилась прекрасная принцесса Пирлипат, но королева Мышильда, мстя за родственников, убитых мышеловками придворного часовщика Дроссельмейера (они сожрали сало, предназначенное для королевских колбас), превратила красавицу в уродца. Успокоить ее теперь могло только щелканье орехов. Дроссельмейер под страхом смертной казни с помощью придворного звездочета вычислил гороскоп принцессы вернуть красоту ей поможет орех Кракатук, расколотый юношей особенным методом. Король отправил Дроссельмейера и звездочета на поиски спасения; и орех, и юноша (племянник часовщика) были найдены у брата Дроссельмейера в его родном городе. Много принцев сломали зубы о Кракатук, и когда король пообещал выдать дочь замуж за спасителя, вперед вышел племянник. Он расколол орех и принцесса, сьев его, стала красавицей, но юноша не смог выполнить весь обряд, потому что Мышильда бросилась ему под ноги Мышь погибла, но парень превратился в Щелкунчика. Король выгнал Дроссельмайера, его племянника и звездочета. Однако последний предсказал, что Щелкунчик будет принцем и уродство исчезнет, если он победит мышиного короля и его полюбит прекрасная девушка.