Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 20:36, контрольная работа
Логика относится к числу древнейших наук, первые учения которой о формах и способах рассуждений возникли еще в цивилизациях Древнего Востока. В западную культуру принципы и методы логики вошли главным образом благодаря усилиям античных греков. Развитая политическая жизнь в греческих государствах-полисах, борьба разных партий за влияние на массы свободных граждан, стремление решать возникавшие имущественные и иные конфликты через суд – все это требовало умения убеждать людей, защищать свою позицию на различных народных форумах, в государственных учреждениях, судебных заседаниях и т.п.
Введение
Глава 1. Логическая характеристика суждения……...............................5
Глава 2. Модальность суждений………………………………………......8
2.1. Эпистемическая модальность…………………………………….9
2.2. Деонтическая модальность ……………………………………...11
2.3. Алетическая модальность ……………………………………….12 Заключение
Список литературы
Вторая группа - несомненная (эпистемическая) модальность суждений. Она представляет собой выраженную в суждении информацию о характере принятия и степени обоснованности знания. Знания в такого рода суждениях могут быть: достоверными, проблематичными, верифицированными, внелогическими.
Третья группа - обязательная (деонтическая) модальность суждений. Этот вид модальности является выражением в суждении побуждения людей конкретному поведению в форме совета, команды, пожелания. Такой вид модальности суждений дает возможность логически анализировать следующие нормы: правопредставляющие - "имеет право", "может" и др.; правозапрещающие - "не может", "не в праве" и правообязывающие - "должен", "обязан".
2.1. Эпистемическая модальность
Эпистемическая модальность- термин происходит от греческого слова «эпистема», означавшего в античной философии высший тип несомненного, достоверного знания, это выраженная в суждении информация об основаниях принятия и степени его обоснованности.
Эпистемические, (теоретико-познавательные) модальности, относятся к характеристике знания и выражаются в терминах: «доказуемо», «опровержимо», «неразрешимо», «вероятно», «сомнительно» и т.п. В ходе спора или дискуссии мы можем оценивать, доводы оппонента как убедительные или сомнительные или даже определить степень их вероятности. Подобные модальные понятия дают дополнительную информацию о характере знания, содержащегося в суждении, кроме его истины или лжи. Понятие высказывания зависит от многих объективных и субъективных, внутренних и внешних факторов. Важнейшими среди них являются логические и внелогические факторы, предопределяющие два эпистемических типа суждений, различающихся основаниями их понятия.
Первый тип – это основанные на мнениях суждения, выражающие веру.
По эпистемическому статусу вера – это стихийное, некритическое принятие чужих мнений, истинных или ложных, прогрессивных или реакционных.
Второй тип – логически обоснованные суждения, выражающие знание.
Знание, фактор логического воздействия – это принятие суждения как истинного или ложного в силу его обоснованности другими суждениями, из которых принимаемое суждение логически вытекает как следствие, где К – модальный оператор, означающий «знание».
По степени обоснованности среди знаний различают два непересекающихся класса суждений: достоверные и проблематичные.
1.Достоверные
суждения – это достаточно
обоснованные истинные или
Доказанности (верифицированности) – V.
Опровергнутости (фальсифицированности) – F.
2.Проблематичные
суждения – это суждения, которые
нельзя считать достоверными
в силу их недостаточной
Обоснованность суждения, выражаемая в соответствующей мотивировке, должна быть ведущим фактором, определяющим формирование субъективной уверенности, без которой также не бывает раскрытия истины.
2.2. Деонтическая модальность
Деонтическая модальность – термин заимствован из греческого языка и означает «обязанность», это выраженная в суждении просьба, совет, приказ или предписание, побуждающее кого-либо к конкретным действиям.
Деонтические (нормативные) модальности указывают на тип предписываемых в суждении действий и выражаются в терминах: «разрешено», «не разрешено», «обязательно», «безразлично» и др.
Среди предписаний следует выделить нормативные предписания, включающие и нормы права.
Норма права – это официально принятые уполномоченным органом общеобязательные правила поведения, регулирующие правовые отношения в социальной среде, неисполнение которых влечет применение юридических санкций.
Явно или неявно выраженные в правовой норме компоненты:
авторитет – орган, установивший норму;
адресат – лица, которым надлежит исполнять предписание;
диспозиция – подлежащее исполнению действие;
деонтическая характеристика нормы – определенный тип предписания;
санкция – юридические последствия неисполнения предписания.
Наибольший интерес для модального анализа деонтическая характеристика нормы как регулятора правоотношений. В правовом отношении праву всегда соответствует обязанность, и наоборот, всякой обязанности соответствует определенное право. Право и обязанности как фундаментальные характеристики правоотношения выражают с помощью деонтических операторов:
O – обязывание;
F – запрещение;
P – разрешение.
В соответствии с деонтическими операторами среди норм права различают:
1. правообязывающие – нормы формируются с помощью слов: «обязан», «должен», «признается» и другие.
2.
правозапрещающее – нормы
3. правопредоставляющие – нормы формируют с помощью слов: имеет право, может быть, может применять и других.
Рационально построенная нормативно – правовая система должна удовлетворять минимальным модальным деонтическим требованиям:
1.
непротиворечивость –
2.
сбалансированность –
3.
полнота – означает, что в системе
регулируются все
2.3. Алетическая модальность
Алетическая модальность – термин греческого происхождения, означает «истинный», это выраженная в суждении в терминах необходимости-случайности либо возможности-невозможности информация о логической или фактической детерминированности (обусловленности) суждения.
Существует два способа обусловленности, или детерминированности суждений предопределяющих соответствующие типы модальностей:
1. Логическая модальность – это логическая детерминироанность суждения, истинность или ложность которого определяется структурой, или формой суждения.
К логически истинным (L-и) относятся суждения, выражающие законы логики.
К логически ложным (L-л) – внутренне противоречивые суждения.
Логически истинные суждения вместе с логически ложными (L-и L-л) образуют класс логически детерминированных суждений. Все остальные суждения, истинность или ложность которых не может быть определена исходя из их структуры, составляют класс фактически детерминированных суждений: F-и F-л.
2.
Фактическая модальность
К фактически истинным (F-и) относятся суждения, в которых связь между терминами соответствует реальным отношениям между предметами.
К
фактически ложным (F-л) относятся суждения,
в которых связь между
Объективная устойчивость и интенсивность реальных связей между предметами находит свое выражение в фактической модальности суждений с помощью алетических модальных понятий необходимости и случайности.
Необходимость-
Суждения необходимости могут быть истинными, но они могут быть и ложными. Они составляют класс фактически необходимых суждений. Все остальные фактические суждения относятся к случайным.
Фактически случайные – это суждения, которые не содержат информации о законах науки, а их истинность и ложность определяются конкретными эмпирическими условиями.
Модальные
понятия «необходимость» и «
Возможность-
Дополнением к классу фактически возможных суждений является класс фактически невозможных суждений.
Фактически невозможными являются суждения, содержащие информацию о принципиальной несовместимости выраженных в субъекте и предикате явлений.
Заключение
Все перечисленные модальные
понятия дают возможность
В
настоящей работе достигнуты цели и
поставленные задачи, раскрыто понятие
суждения, дано понятие модальности
суждений и рассмотрены его виды.
Список
литературы
1. Бочаров В.А., Маркин В.И. Основы логики; Учеб. – М.:ИНФРА-М, 2002.–296с.
2. Гетманова А.Д. Логика для юристов: Учебное пособие. – М.: Омега-Л; 2003
3. Ивлев Ю.В. Логика: Учеб. – М.: Логос, 2001.
4. Ивлев Ю.В. Логика для юристов: Учеб. – М.: Дело, 2001.
5. Кириллов
В.И., Старченко А.А. Логика. – М.: Юристъ,
2007.