Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 21:58, реферат
Мы не будем говорить о выделяемой логиками модальности в широком смысле (об этом можно прочесть в специальной литературе). Будем рассматривать лишь модальность в узком, более строгом смысле, т.е. необходимость, возможность и действительность.
Введение 3
1. Логические отношения между суждениями. 4
2. Понятие и виды модальностей. 8
3. Функция высказывания и суждения. 10
4. Заключение 20
5. Список литературы 21
Что, если внешний
субъект фразы — это
Можно возразить,
что столь часто упоминаемый
пример романного текста не имеет
решающего значения. Скорее, что он ставит
под вопрос самое сущность литературы,
но не статус субъекта высказываний. Однако
именно от собственно литературы автор
отлынивает, прячется, открещивается или
не сходится с ней во взглядах. И из этого
размежевания не стоит, впрочем, заключать
раз и навсегда, что субъект высказывания
отличен во всем — в природе, статусе,
функции, тождественности — от автора
формулировки. Хотя это несоответствие
актуально не только для литературы, но
и для многих других вещей — постольку,
поскольку субъект высказывания является
определенной функцией, которая в то же
время вовсе не одинакова для двух разных
высказываний, а также постольку, поскольку
эта пустая функция, способна наполняться
до некоторого предела с помощью безразличных,
когда им приходится формулировать высказывание,
индивидуумов и постольку, поскольку один
и тот же индивидуум всякий раз может занимать
в ряду высказываний различные положения
и играть роль различных субъектов.
Рассмотрим пример
математического трактата. В той
фразе из предисловия, в которой объясняется,
почему был написан этот трактат, при каких
обстоятельствах, для ответа на какую
нерешенную проблему или с какой педагогической
целью, используя какие методы, после каких
ошибок и погрешностей положение субъекта
высказывания может быть занято только
автором (или авторами) данной формулировки.
Условия индивидуализации субъекта действительно
очень строги, многочисленны и предполагают
в данном случае лишь один единственно
возможный субъект. Зато если мы встречаем
пропозицию «Два количества, равные третьему,
равны между собой» в самом тексте трактата,
субъект высказывания здесь будет совершенно
нейтральным, безразличным по отношению
к времени, пространству и обстоятельствам
положением, тождественным любой лингвистической
системе и любому письменному или символическому
коду, положением, которое может занять
каждый индивидуум, утверждающий данную
пропозицию. С другой стороны, фразы типа
«Мы уже показали, что...» содержат для
возможности быть высказываниями точные
контекстуальные условия, не предусмотренные
предшествующей формулировкой: в таком
случае положение фиксируется внутри
области, образованной конечной совокупностью
высказываний, оно локализовано в последовательности
событий высказываний, которые уже должны
были совершиться; оно осуществлено в
указанном времени, предшествующие моменты
которого никогда не теряют друг друга
и которым нет нужды возобновляться и
повторяться тождественно для того, чтобы
вновь обрести присутствие (достаточно
упоминания, чтобы привести их в действие);
оно определяется предварительным существованием
некоторого числа эффективных операций,
произведенных, может быть, не одним и
тем же индивидуумом (говорящим в данный
момент), но по праву принадлежавших субъекту
высказывания, представленных в его распоряжение,—
операций, которые он может вновь привести
в действие, как только в этом возникнет
необходимость. Те, кто попытаются наделить
предмет какоголибо высказывания совокупностью
этих необходимостей и возможностей, не
смогут описать его как индивидуум, который
действительно выполнял операции, жил
в определенное время, усвоил в горизонте
своего сознания всю совокупность истинных
пропозиций и, тем самым, воспрепятствовал
в живом настоящем своей мысли мнимому
повторному возникновению (под этим понимается
всегонавсего аспект психологического
и «пережитого» в их качестве субъектов
высказывания).
Подобным же
образом можно было бы описать, каково
специфическое положение
Тем не менее, мы
можем отметить некоторые отличия:
в первом случае высказывание является
конвенцией речи — той речи, которая должна
использовать субъект высказывания и
внутри которой он определяется. Следовательно,
субъект высказывания и то, что является
высказыванием, находятся на одном уровне,
тогда как для формального анализа высказывание,
подобное данному, предполагает собственное
смещение в метаязык. Во втором случае
субъект высказывания, напротив, дает
существование внеположенному объекту,
принадлежащему уже определенной области,
законы возможности которой артикулированы,
а характерные особенности которой предшествуют
полагающему его акту высказывания. Понятно,
что положение субъекта высказывания
тождественно не всегда, когда речь идет
об утверждении истинной пропозиции; очевидно,
что оно не является одним и тем же, когда
речь идет об осуществлении в самом высказывании
или в операции.
Итак, не следует
понимать субъект высказывания как
тождественный автору формулировки
— ни содержательно, ни функционально.
Он действительно не является причиной,
источником или точкой отсчета этого
феномена, который можно определить как
письменную или устную артикуляцию фразы;
он также не является означающим направлением,
которое, молчаливо предвосхищая слова,
организует их как видимое тело его интуиции;
он не является постоянным, неподвижным
и самотождественным очагом операций,
которые высказывания поочередно выявляют
на поверхности дискурса. Он является
определенным и пустым местом, которое
может быть заполнено различными индивидуумами;
но, вместо того, чтобы быть определенным
раз и навсегда и сохраняться без изменения
на протяжении текста, книги или произведения,
это место изменяется,— или, скорее, оно
достаточно изменчиво для того, чтобы
либо настойчиво придерживаться в своей
тождественности нескольких фраз, либо
изменяться с каждой. Оно является измерением,
характеризующим любую формулировку в
качестве высказывания. Оно является одной
из черт, принадлежащих собственно к функции
высказывания и позволяющих ее описать.
Если пропозиция, фраза, совокупность
знаков могут быть названы «высказываниями»,
то лишь постольку, поскольку положение
субъекта может быть определено.
Итак, описать
формулировку в качестве высказывания
означает не проанализировать отношения
между автором и тем, что он
сказал (или хотел сказать, или
сказал, не желая того), но определить
положение, которое может и должен занять
индивидуум для того, чтобы быть субъектом.
с) Третья характерная
особенность функции
Предположим некую
совокупность слов и символов. Чтобы решить,
образуют ли они грамматические общности
типа фразы или логические общности типа
пропозиции, необходимо и достаточно определить,
по каким правилам они построены. «Пьер
не ходил на карьер» образует фразу, а
«Карьер не Пьер на ходил» не образует;
«A+B=C+D» конституирует пропозицию, но «ADC+
= D» не конституирует. Только исследование
элементов и их распределения по отношению
к естественной или искусственной системе
языка позволяет установить различие
между тем, что является пропозицией, и
тем, что ею не является, между тем, что
является фразой, и беспорядочным нагромождением
слов. Это исследование достаточно для
того, чтобы определить, к какому типу
грамматической структуры относится интересующая
нас фраза (утвердительная фраза, фраза,
построенная в прошедшем времени, фраза,
содержащая или не содержащая именное
подлежащее и т. д.) или какому типу пропозиций
отвечает ряд рассматриваемых нами знаков
(равнозначность между двумя суммами).
В крайнем случае, можно анализировать
фразу или пропозицию, которая определяется
как «одна и только одна», без какойлибо
другой, служащей ей контекстом, без единой
совокупности фраз или связанных с ней
пропозиций,— пусть даже в данных условиях
они будут бесполезны и непригодны к использованию,
это не помешает их признанию в своей единичности.
Несомненно, найдется
несколько возражений. Например, такого
рода: пропозиция может быть создана
и индивидуализирована как
Однако функция
высказывания не может выполняться во
фразе или пропозиции в свободном состоянии
демонстрируя тем самым, что она не является
чистой и простой конструкцией предварительных
элементов. Для того, чтобы появилось высказывание
и речь коснулась высказывания недостаточно
произнести или написать фразу в определенном
отношении к полю объектов или к субъекту;
необходимо еще включить ее в отношения
со всем прилегающим полем. Или, скорее,—
поскольку речь здесь идет не о дополнительных
отношениях, которые сказываются в других
отношениях,— нельзя произнести или написать
фразу, нельзя привести ее к существованию
высказывания, если не используется побочное
пространство. Высказывание всегда имеет
края, населенные другими высказываниями.
Эти края отличаются от того, что обычно
понимают под «контекстом» — действительным
или словесным — то есть от совокупности
элементов ситуации или речи, мотивирующих
формулировку и тем самым определяющих
смысл. Они отличаются от перечисленного
постольку, поскольку делают его возможным:
контекстуальное отношение между фразой
и другими окружающими ее фразами различно
в случае романа или, например, физического
трактата; оно будет различаться между
формулировкой и объективной средой, когда
речь идет о разговоре или, например, о
результатах опыта. Именно на основании
более общего отношения между формулировками,
на основании всей вербальной сети определяется
действие контекста. Края не тождественны
и различным текстам, различным фразам,
которые субъект может представлять в
уме, когда говорит; здесь они еще более
беспорядочны, нежели данное психологическое
окружение; до некоторой степени они определяют
его, так как в соответствии с положением,
статусом и ролью формулировки среди остальных,
в соответствии с тем, что она вписывается
в поле литературы или должна рассеяться
как незначительный предмет, в соответствии
с тем, что она является частью рассказа
или руководит доказательством — способ
присутствия других высказываний в сознании
субъекта не будет одинаковым: используются
разные уровни, разные формы лингвистического
опыта, словесной памяти, упоминания уже
сказанного. Психологический ореол формулировки
управляется издали диспозициями поля
высказываний.
Ассоциированное
поле, которое производит из фразы
и знакового ряда высказывания и
позволяет им обладать определенным
контекстом, частным репрезентативным
содержанием, представляет собой сложную
структуру.
Сначала оно
образуется рядом других формулировок,
внутри которых высказывание вписывается
и формирует элемент (игра реплик,
составляющих разговор, система доказательства,
ограниченная предпосылка с одной стороны
и требованиями — с другой, последовательность
утверждений, конституирущих рассказ).
Оно обращается также в совокупность формулировок,
с которыми, скрыто или явственно, соотносится
высказывание либо для того, чтобы их повторить
или изменить и приспособить, либо для
того, чтобы противопоставить их друг
другу, либо для того, чтобы говорить о
них в свою очередь. Не существует высказывания,
которое бы так или иначе не вводило в
ситуацию другие высказывания (ритуальные
элементы в рассказе, уже утвержденные
доказательством пропозиций, общепринятые
фразы в разговоре). Более того, оно образуется
совокупностью формулировок, последующей
возможностью которых распоряжается высказывание
и которые могут идти за ним в качестве
следствия, естественного продолжения
или возражения (порядок не открывает
те же самые возможности высказывания,
что пропозиции аксиоматики или начало
рассказа). Наконец, оно образуется совокупностью
формулировок, статус которых разделяет
рассматриваемое высказывание, среди
которых оно занимает место вне линейного
порядка, с которых оно стирается или напротив
будет оценено, сохранено, сакрализовано
и представлено как возможный объект будущему
дискурсу (высказывание неотделимо от
статуса, который может получить в качестве
«литературы» или как несущественное
замечание, вполне достойное быть забытым,
или как установленная навсегда научная
истина, или как пророческие слова и т.
д.). Во всяком случае, можно сказать, что
последовательность лингвистических
элементов является высказыванием лишь
в том случае, если она помещена в поле
высказываний, где и появляется в качестве
единичного элемента.