Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 16:31, контрольная работа
Целью данной курсовой работы является изучение механизма правового регулирования, его структуры, содержания, методов.
Для достижения поставленной цели при написании работы ставились следующие задачи:
1. Дать понятие правового регулирования;
2. Раскрыть содержание и указать методы правового регулирования;
3. Дать характеристику структуры механизма правового регулирования;
4. Указать критерии эффективности правового регулирования.
Введение………………………………………………………………………………………… 3
1. Понятие, содержание и методы правового регулирования. ……………………………….4
2. Структура механизма правового регулирования…………………………………………. 8
3. Эффективность правового регулирования………………………………………………... 10
Заключение…………………………………………………………………………………….. 12
Список использованной литературы…………………………………………………
Министерство образования и науки Российской Федерации
Негосударственное образовательное учреждение
Высшего
профессионального образования
«
Северный институт предпринимательства
»
Кафедра
ЮРИСПРУДЕНЦИИ
Контрольная
работа
По
Логике
На
тему «Механизм правового
регулирования»
Специальности «Юриспруденция»
______________________________
РЕЦЕНЗИЯ______________________
«______»_________________
Архангельск
2010
Содержание:
Введение…………………………………………………………
1. Понятие, содержание
и методы правового
2. Структура механизма
правового регулирования………………………………………….
8
3. Эффективность
правового регулирования…………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной
литературы……………………………………………………
Человеческое
общество характеризуется той или
иной степенью организованности, упорядоченности.
Это вызвано необходимостью согласования
потребностей, интересов отдельного
человека и сообщества людей (больших
или малых социальных групп).
В целях достижения
такого согласования осуществляется социальное
регулирование, т.е. целенаправленное
воздействие на поведение людей.
Регулирование может быть как
внешним по отношению к человеку
(кто-то каким-либо образом воздействует
на него), так и внутренним (саморегулирование).
На всем протяжении своего развития общество
выработало многообразную систему средств
и способов регламентации поведения людей.
Средства отвечают на вопрос, чем регулируется
поведение людей, а способы - как осуществляется
это целенаправленное воздействие.
К средствам
социального регулирования
В системе социального
регулирования важнейшая роль принадлежит
правовому регулированию, которому и посвящена
данная работа.
Целью данной курсовой
работы является изучение механизма
правового регулирования, его структуры,
содержания, методов.
Для достижения
поставленной цели при написании работы
ставились следующие задачи:
1. Дать понятие
правового регулирования;
2. Раскрыть содержание
и указать методы правового
регулирования;
3. Дать характеристику
структуры механизма правового
регулирования;
4. Указать критерии
эффективности правового регулирования.
1.
Понятие, содержание
и методы правового
регулирования.
В узком смысле
под правовым регулированием понимается
«воздействие норм права (системы правовых
норм), других специально-юридических
средств на поведение людей и на
общественные отношения в целях их упорядочения
и прогрессивного развития»1
Юрист должен понимать
правовое регулирование как
Позитивное право
обладает свойствами и механизмами,
обеспечивающими его реализацию
в жизни общества. Нормативность,
общеобязательность, формальная определенность,
обеспеченность силой государственно-правового
принуждения позволяют перевести правовые
нормы из сферы должного в сферу сущего,
в повседневную практическую жизнь человека
и общества.
Изучение правовых
явлений, подчиненное практическим
задачам, ставит целью подготовить
будущих юристов к пониманию регулятивной
роли законов и других нормативных актов,
индивидуальных решений, других правовых
средств в их взаимосвязи и взаимодействии.
Исходя из этих
задач можно сформулировать следующее
определение. Правовое регулирование
- это целенаправленное воздействие
на поведение людей и общественные отношения
с помощью правовых (юридических) средств.
Регулированием
можно назвать только такое воздействие,
при котором ставятся достаточно
ясно обозначенные цели. Например, в
целях упорядочения использования
земли, обеспечения ее сохранности, повышения
эффективности землепользования издается
закон о земле. И воздействие норм земельного
права, в результате которого реализуются
поставленные цели, можно назвать правовым
регулированием.
Если же под
воздействием законодательного акта или
его норм наступают последствия, не предусмотренные
законодательством, а в некоторых ситуациях
и противоречащие целям законодателя,
то такое воздействие не может считаться
правовым регулированием.
Нельзя считать
правовым регулированием воздействие,
осуществляемое неюридическими средствами.
Безусловно, в
реальной жизни духовное, идеологическое,
психологическое воздействие
«В сферу правового
регулирования должны входить те
отношения, которые имеют следующие
признаки.
Во-первых, это
отношения, в которых находят
отражение, как индивидуальные интересы
членов общества, так и интересы
обще-социальные.
Во-вторых, в
этих отношениях реализуются взаимные
интересы их участников, каждый из которых
идет на какое-то ущемление своих интересов
ради удовлетворения интересов другого.
В-третьих, отношения
эти строятся на основе согласия выполнять
определенные правила, признания обязательности
этих правил.
В-четвертых, эти
отношения требуют соблюдения правил,
обязательность которых подкреплена достаточно
действенной силой.
История правовой
жизни общества показала, что в
сферу правового регулирования
входят три группы общественных отношений,
отвечающих перечисленным признакам.
Первую группу
составляют отношения людей по обмену
ценностями (как материальными, так и нематериальными).
Здесь наиболее ярко проявляется возможность
и необходимость правового регулирования
имущественных отношений, ибо во взаимоприемлемом
обмене имуществом заинтересовано и все
общество, и каждый отдельный человек.
Эти отношения строятся на основе общепризнанных
правил (например, признание выражения
ценности имущества в денежном эквиваленте),
обязательность признания правил обеспечена
действенной силой специального аппарата
правового принуждения.
Вторую группу
образуют отношения по властному
управлению обществом. В управлении
социальными процессами заинтересованы,
и человек, и общество. Управление
осуществляется ради удовлетворения как
индивидуальных, так и общесоциальных
интересов и должно реализоваться
по строгим правилам, обеспеченным силой
принуждения. Естественно, в сферу правового
регулирования входит государственное
управление социальными процессами.
В третью группу
входят отношения по обеспечению
правопорядка, которые призваны обеспечить
нормальное протекание процессов обмена
ценностями и процессов управления в обществе.
Это отношения, возникающие из нарушения
правил, регламентирующих поведение людей
в двух указанных сферах»2.
Общественные
отношения, входящие в эти группы,
и будут составлять предмет правового
регулирования.
От характера
и содержания общественных отношений,
составляющих предмет правового
регулирования, зависят особенности,
характер, способы и средства правового
регулирования. Достаточно очевидно, что
отношения по эквивалентному обмену
ценностями, например имущественные отношения,
требуют иных правовых средств и способов
регулирования, чем те, которые используются
для регламентации управленческих отношений.
Характер, вид
общественных отношений, составляющих
предмет правового регулирования, обусловливают
степень интенсивности правового регулирования,
т. е. широту охвата правовым воздействием,
степень обязательности правовых предписаний,
формы и методы правового принуждения,
степень детализированное предписаний,
напряженность правового воздействия
на общественные отношения.
Разнообразие
общественных отношений, входящих в
сферу правового регулирования,
порождает различия в методах
и способах юридического воздействия.
В теории правового
регулирования принято выделять
два метода правового воздействия.
Метод децентрализованного,
диспозитивного регулирования построен
на координации целей и интересов
сторон в общественном отношении
субъектов гражданского общества, удовлетворяющих
в первую очередь свои частные
интересы, т.е. в сфере отраслей частноправового
характера.
Метод централизованного,
императивного регулирования