Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 06:47, курсовая работа
Алексей Федорович Лосев (родился в 1892 г. ) - известный философ. Основные работы Лосева: "Античный космос и современная наука", М., издание автора, 1927; "Философия имени". М., 1927; "Диалектика художественной формы", М., 1927; "Музыка как предмет логики", М., 1927
Алексей Федорович Лосев (родился в 1892 г. ) - известный философ. Основные работы Лосева: "Античный космос и современная наука", М., издание автора, 1927; "Философия имени". М., 1927; "Диалектика художественной формы", М., 1927; "Музыка как предмет логики", М., 1927.
Лосев
- горячий приверженец
Диалектика определяется Лосевым как "логическое конструирование эйдоса", подразумевая под эйдосом "законченный логический образ вещи", содержащий "слияние противоречивых свойств, органически превращенных в живой, реальный организм вещи". Формальная логика расчленяет и разъединяет все эти элементы, рассматривая каждый элемент как нечто независимое и отдельное от всего остального, откуда и вытекает ее формальный характер, хотя она не менее реальна, чем эйдос. Главный закон формальной логики - закон противоречия - не существует для диалектики, оперирующей прямо противоположным законом совпадения противоположностей. Диалектика объясняет только образы или видимость связей между категориальными определениями вещи; следовательно, она не есть высшая ступень познания; над ней возвышается мифология, т. е. "полное и совершенное познание, которое имеет дело с живыми существами и живым миром, помимо всяких абстракций".
В орфических космогониях и в пифагореизме Лосев открывает диалектику "единого" и "множества"; у Платона эта диалектика становится более зрелой. В диалоге Платона "Парменид" исходным пунктом диалектики является "единое". Поскольку "единое" понимается только как одно, оно, не будучи "ни тождественным самому себе, ни единому, и не различно ни с собой, ни с иным", при таких условиях оно "не существует", оно - вне существования, оно есть мысль о немыслимом (53). Это сверхсуществующее "ничто" есть тот принцип, который называется божественным "ничто" и служит объектом отрицательной (апофатической) теологии.
От сверхонтологического одного, понимаемого как нечто недоступное для мышления, Лосев переходит к его проявлению, к одному как нечто существующему, и показывает, что оно мыслимо только в связи с несуществованием, меоном, т. е. бесформенным множеством, как принципом эволюции и обособленности (60); затем он переходит к категории становления и т. д.
Рассматривая с точки зрения диалектики эйдоса рассуждения Платона в "Пармениде" и комментарии Прокла, Лосев раскрывает перед своими читателями заманчивую перспективу изучения структуры духовного события, интуитивного созерцания эйдоса вещи, ее значения как органического целого, взаимопроникнутого не только различными, но и противоположными категориями. Многие сложные проблемы истории античной философии представлены, таким образом, в новом свете: например, учение Платона. о душе (в "Тимее") как единство тождественного в себе и другом (307); учение Платона об элементах как содержащих физико-математические, диалектические, мифологические и эстетические моменты (186); древнее учение о разнородной природе пространства и времени как основа астрологии, алхимии и магии (229); диалектическое условие современной теории относительности и т. д.
Основное различие между платонизмом и аристотелизмом Лосев видел в том, что система Платона - диалектическая, а система Аристотеля - формально логическая.
"Вещь
и идея для Платона и различны
и тождественны, и все их взаимоотношение
конструируется путем
Учение Платона есть синтез платонизма и аристотелизма: "Аристотелевский динамизм он понимает диалектически и па-радейгматически, а платоновскую эйдологию и антиноми-ку - динамийно и энергийно" (407).
В своей
книге под названием "Философия
имени" Лосев разрабатывает философию
языка, родственную философии
Мировоззрение, которое исходит из его апофатической сущности, есть символизм. Раскрытый эйдос сущности есть символ: он не содержит в себе всей своей сущности, ибо он "более невыразим и глубже, чем его видимость"; но одновременно вся сущность полностью в нем пребывает, так как благодаря именно этому постоянному, повсеместному, цельному пребыванию становится возможной эта видимость в форме обособленного единства (165).
Сущность как эйдетический символ, полный значения, есть внутреннее слово мира; оно необходимо дополняется внешним словом в том случае, если оно переходит в свое материальное "инобытие" (меон как материя) и становится воплощенным фактом (99); в теле достигается окончательная реализация. Тело, говорит Лосев, есть "движущий принцип всякого выражения, проявления, реализации". Таким образом, лосевский идеал-реалистический символизм есть также пансоматизм, подобный тому, какой мы находим у стоиков312.
Эйдос, достигший выражения в телесном "инобытии", есть внешний мир, имя, образующее новый символический момент мира; символический в смысле объективности имени (104) "В имени как символе сущность впервые является всему иному, ибо в символе как раз струятся те самые энергии, которые, не покидая сущности, тем не менее частично являют ее всему окружающему" (104). По этому учению, весь мир есть слово. "Если сущность имя и слово, то, значит, и весь мир, вселенная есть имя и слово, или имена и слова. Все бытие есть то более мертвые, то более живые слова. Космос - лестница разной степени словесности. Человек - слово, животное - слово, неодушевленный предмет - слово. Ибо все это - смысл и его выражение" (166). "... умное имя предмета и есть сам предмет, в аспекте понятности и явленности" (172). И, тем не менее, слово, взятое изолированно, даже в его "человеческом" состоянии, все же лишено онтологической полноты: "Пусть слово мое есть самосознание и полнота эйдетической характеристики, но в слове своем изнутри я знаю только себя и не знаю другого; другого я продолжаю знать только внешне. А интеллигенция есть сознание себя как всего и всего как себя. Только в мифе я начинаю знать другое как себя и тогда мое слово - магично. Я знаю другое как себя и могу им управлять и пользоваться. Только такое слово, мифически-магическое имя, есть полное пребывание сущности в ином и только такое слово есть вершина всех прочих слов" (170, 171). Множественность слов как психо-физио-физических процессов для выражения одного и того же объекта (например, грек называет истину a^rjuzix^ римлянин - veritas) не нарушает этого учения, а просто показывает, что может быть подчеркнут то один, то другой момент в одном и том же космическом слове (грек подчеркивает "незабвенность" - вечность истины, римлянин - веру в истину) (191).
В своей книге Лосев разрешает почти все частные проблемы языка. Но если бы оказались лингвисты, способные понять его теорию, как и философию языка отца Сергия Булгакова, то они столкнулись бы с некоторыми совершенно новыми проблемами и были бы в состоянии объяснить новым и плодотворным способом многие черты в развитии языка. Более того, они нашли бы путь преодолеть ассоцианизм и крайний психологизм и физиологизм в теории языка.
2. Естественный язык общения и логика.
В истории развития логики были сомнения: является ли логика имманентной частью присущей Универсуму или это «продукт» психических (и биологических) возможностей человека? В споре по этому поводу, значительные разъяснения оставил Гуссерль в своих "Логических исследованиях" (особенно в первом томе), четко отделив логику от психики, называя ее «идеальной логикой». Так же как и Больцано, Гуссерль связывал логику с науковедением. Ни с чем так не связывают логику, как с мыследеятельностью и это правильно. Но сейчас с определенной уверенностью можно утверждать, что логика - это операционное пространство всего Универсума. Человек, как часть Универсума просто наделен логическими возможностями мышления наряду с «мышлением» Универсума. Чуть подробнее воззрения Гуссерля на логику изложено нами в [3].
Естественно, в этом контексте вспомнить слова Гегеля («Наука логики»):
«Логику, стало быть, следует понимать как систему чистого разума, как царство чистой мысли. Это царство есть истина, какова она без покровов, в себе и для себя самой. Можно поэтому выразиться так: это содержание есть изображение Бога, каков он в своей вечной сущности до сотворения природы и конечного духа».
Если мы утверждаем, что Универсум «мыслит» логически, то логика неизбежно связана и с языками в самом общем случае, и с языками человеческого общения - в частности. Самый большой прорыв в науке в этом направлении приписывают Л. Витгенштейну и его знаменитому «Логико-философскому трактату» (ЛФТ). Одним из исследователей его наследия в нашей стране был В.А. Суровцев, автореферат к докторской диссертации [4] и книгу [5] которого мы используем в дальнейшем изложении.
Свой
автореферат В.А. Суровцев назвал «Принцип
автономии логики». Все дело в
том, что поиск философов основ
мироздания и универсалий постоянно
сводился к «внеличностному изображению
мира». И в этом плане были важны поиски
формальных логических основ, где вклад
Л. Витгенштейна значителен. Вот как пишет
Суровцев об Витгенштейне [4]:
«Никто до него не только не пытался обосновать
аналитические науки из собственного
источника, т.е. не объясняя их особым интересом
познания или структурой онтологии, но
подобный ход мысли не рассматривался
даже в качестве проблемы. ... В этом как
раз и заключается представление об автономии
логики. Сформулировав в Дневниках 1914-1916
основной принцип философии логики: «Логика
должна заботиться о себе сама» и последовательно
эксплицировав его в ЛФТ, Витгенштейн
заложил совершенно новые принципы исследования
своеобразия знания. Он выводит формальную
логику из-под начала онтологии и теории
познания, считая, что при прояснении её
основных понятий необходимо отталкиваться
исключительно от особенностей символического
языка. Логика как исследование универсальных
возможностей осмысленных утверждений
не может быть фундирована никакой онтологией,
как раз наоборот, поскольку именно логика
устанавливает критерий осмысленности,
любая онтология есть следствие логического
прояснения возможных взаимосвязей структур
описания. Как универсальный метод прояснения
мыслей, логика не может зависеть и ни
от какой эпистемологии, поскольку теория
познания рассматривается лишь как частная
философская дисциплина».
Философия
в свое время обратилась к языку,
обратив внимание на его самодостаточность.
То есть он сам формирует собственную
«среду обитания» обеспечивая
Что бы понять, почему именно логика самодостаточна внутри языка, нужно иметь представления о тавтологиях и противоречиях. «Тавтологией в логике называется тождественно истинное высказывание, инвариантное относительно значений своих компонентов» (Википедия). Известный пример из песни: «В хоккей играют настоящие мужчины, трус не играет в хоккей» Тут важными переменными становятся «настоящий мужчина» и противоположность (отрицание) - трус. Так вот, если поменять местами эти переменные, то смысл предложения (и его соответствие жизненному опыту) изменится. А вот его логическая непротиворечивость - нет! Вот, в сущности, в чем автономия логики - ей нет никакого дела до окружающей действительности, до переменных своего манипулирования. Она самодостаточна своей внутренней непротиворечивостью (тавтологией). Логика просто показывает, как работает любой язык, в том числе и язык человеческого общения.
Есть еще одна сторона, связывающая логику и язык - телеология (целенаправленность). Вот как это описано в [4]: «В диссертации доказывается, что в отличие от Фреге и Рассела, рассматривающих логический анализ как средство построения идеального языка, Витгенштейн понимает логический анализ как метод, раскрывающий внутреннюю телеологию всякого языка. Логика показывает «всеобщую и необходимую природу знаков». При этом мышлению отказано в роли ментального посредника между языком и реальностью. Мышление рассматривается как разновидность языка. Поэтому, логический анализ не корректирует язык с точки зрения мышления; наоборот, выяснение природы и возможностей языка указывает на существенное и необходимое в мышлении».
В «Естественнонаучной
онтологии» [6], нами было показано возможность
закономерного отражения
отрицание (различие) - эквивалентность - импликация - дизъюнкция - конъюнкция.
Формальные
операторы этой логики, предполагают
именно такое расположение. То есть,
для того чтобы работать с эквивалентностью
мы должны уметь различать. Для импликации
нам необходимо знать эквивалентность,
поскольку в импликации фраза: «если
(условие выполнение) тогда (способ
исполнения 1) иначе (способ исполнения
2)», требует предварительного знания
эквивалентности, иначе нельзя проверить
«условие выполнения». В связи с предыдущими
событиями импликация переносит нас
в структуру определяемую дизъюнкцией
- «...или... или...». Оператор конъюнкции
«...и... и...» уже определяет предыдущий
выбор как окончательный текст.