Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Августа 2011 в 15:53, реферат
Некоторые представление о том, как можно рассуждать и как нельзя, имеются у каждого; все мы, начиная с какого-то возраста, что-то знаем о строении правильных рассуждений – точно так же, как все мы что-то знаем об устройстве окружающих нас «вещей». Однако человечество не удовольствовалось теми знаниями о «вещах», которые есть у каждого: оно создало естественных науки – физику, химию и другие, - позволившие узнать об этих «вещах» несравненно больше и изучить их несравненно глубже.
Одним из постоянно действующих в быту логических принципов общения выглядит "закон исключённого третьего", изложенный выше. Он начинает действовать тогда, когда в общении между людьми возникают противоположные точки зрения. Выход из конфликтных ситуаций возможен в переходе к другому более общему закону, частью которого выглядит закон исключённого третьего. Ещё древние греки заметили свойственную людям наклонность судить о предмете по его части, как о целом предмете. Так Аристотель в "Метафизике" (книга 4, глава 5) отмечает: "… каждому отдельному человеку, когда он воспринимает чувствами, одно и то же кажется не всегда одним и тем же. Так вот, какие из этих представлений истинны, какие ложны - это не ясно, ибо одни нисколько не более истинны, чем другие, а все в равной степени. А если это так, то все мнения по необходимости совершенно истинны, ибо мнения тех, кто заблуждается, и тех, кто говорит правильно, противолежат друг другу; а если с существующим дело обстоит именно так, то все говорят правду". 7
В результате небывалой ранее интенсификации жизни, свойственной нашему времени, замеченная древними особенность превратилась теперь в фундаментальный закон бытовых отношений. Например, бизнесмен, предполагающий встречу с другим бизнесменом для заключения важного соглашения, может заранее спланировать разговор, зная наперёд то, что ему будет сказано. Только это возможно при отсутствии конкретности мышления, о чём речь ещё пойдёт в одной из следующих глав при изложении "теории понимания".
Теперь попытаемся коснуться сути самой логики общения. Представим себе, что у противоположных сторон стола сидят двое пятилетних детей. В центре стола между ними лежит яблоко, которое со стороны одного ребёнка красное, а с противоположной стороны зелёное. Один ребёнок спрашивает другого: "Какого цвета яблоко?" Тот отвечает: "Красное". Первый возражает: "И совсем не красное, а зелёное". "Нет красное", - упрямо повторяет второй и т.д. Именно так зачастую выглядят со стороны взрослые, отстаивающие свою точку зрения.
Для
подобных случаев Гегель заметил, что
истина заключается в соединении противоположностей.
8В нашем случае оно и красное, и зелёное,
но возможен и другой подход. Ведь оба
ребёнка сказали то, что видели, т.е. правду.
Каждый из них по-своему прав и они в известной
мере оба правы. Если это признать, то сразу
исчезнет возникшая между ними конфликтная
ситуация. Кроме того, у предмета может
быть больше свойств. Так как дети, в отличие
от взрослых, имеют наклонность воспринимать
предметы в целом, третий ребёнок мог бы
утверждать, что яблоко не красное и не
зелёное, а жёлтое: ведь оно между красной
и зелёной частями жёлтое. Предложение
высказывает мысль по своему логическому
значению истинную или ложную.
Заключение
Логика
– это особый, самобытный мир
со своими законами, условностями, традициями,
спорами и т.д. То, о чем говорит эта наука,
знакомо и близко каждому. Но войти в ее
мир, почувствовать его внутреннюю согласованность
и динамику, проникнуться его своеобразным
духом непросто. Логика стала неотъемлемой
частью человеческой культуры. Ее достижения
используются в самых разнообразных областях
деятельности людей, и прежде всего в сфере
общения. Разработка логических основ
процесса общения составляет одну из задач
современной логики. Эта задача непосредственно
связана с вопросом о наиболее эффективных
средствах коммуникации между людьми,
оформления мыслей с целью их правильного
понимания и убеждения в их истинности.
Культура общения является важнейшей
составляющей человеческой культуры вообще.
Поэтому усвоение правил, которым подчиняется
процесс общения и благодаря которым обеспечивается
достижение понимания и взаимопонимания
в цивилизованном мире, имеет непреходящее
значение. Тем самым логика как наука сохраняет
свое важнейшее значение в жизни человека.
Список
использованной литературы