Логика как наука

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 18:13, контрольная работа

Описание работы

Логика, одна из древнейших наук, возникла в проблемном поле философии более 2300 лет назад, и в трудах древнегреческого философа Аристотеля впервые показала, как должно совершаться мышление, чтобы была достигнута истина, каким правилам мышление при этом должно подчиниться основная задача, которая стоит перед студентами при изучении курса логики, научиться сознательно применять законы и формы мышления, усвоить основные принципы правильного логического мышления - определенность, последовательность, доказательность; приобрести навыки и умения, требующие точности мышления, обоснованности и убедительности выводов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1.Предмет и значение логики.
2.Логика и язык
3.Законы формальной логики
4.Чувственное познание и абстрактное мышление
5.Основные этапы развития формальной логики
6.Теоретическое и практическое значение логики
Список литературы

Работа содержит 1 файл

логика.doc

— 68.00 Кб (Скачать)
 
 

Московский  Государственный Университет технологий и управления 
 
 
 
 

Контрольная работа

По Дисциплина «Логика»

На тему «Логика как наука» 
 
 
 
 

Выполнила

Студентка 3 курса

Шифр 534

Проверил  а Дягелева Ж.В. 
 
 
 

Рязань-2011г 

Содержание.

    ВВЕДЕНИЕ 

    1.Предмет и значение логики.

    2.Логика и язык

    3.Законы формальной логики

    4.Чувственное познание и абстрактное мышление

    5.Основные этапы развития формальной логики

    6.Теоретическое и практическое значение логики

    Список литературы  
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

     ВВЕДЕНИЕ

     Логика, одна из древнейших наук, возникла в  проблемном поле философии более 2300 лет назад, и в трудах древнегреческого философа Аристотеля впервые показала, как должно совершаться мышление, чтобы была достигнута истина, каким  правилам мышление при этом должно подчиниться основная задача, которая стоит перед студентами при изучении курса логики, научиться сознательно применять законы и формы мышления, усвоить основные принципы правильного логического мышления - определенность, последовательность, доказательность; приобрести навыки и умения, требующие точности мышления, обоснованности и убедительности выводов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.Предмет и значение логики. 

     Термин  «Логика» происходит от греческого слова logos , что значит «мысль, слово, разум», и используется как для обозначения совокупности правил, которым подчиняется процесс мышления, отражающий действительность, так и для обозначения науки о правилах рассуждения и тех формах, в которых оно осуществляется.

     Предметом изучения логики являются формы и законы правильного мышления. Мышление есть функция человеческого мозга. Мышление изучается не только логикой, но и рядом других наук: психологией, кибернетикой, педагогикой и т.д., при этом каждая из них изучает мышление в определенном аспекте. Логика изучает не только абстрактное мышление как средство познания объективного мира, исследует формы и законы, в которых происходит отражение мира в полном объеме. Поскольку процессы познания мира в полном объеме изучаются философией, а логика изучает лишь один из аспектов познающего мышления, логика является философской наукой. 

     2. Логика и язык 

     Язык - средство повседневного общения  людей, средство общения в научной  и практической деятельности. Он позволяет  передавать накопленные знания практические умения и жизненный опыт от одного поколения к другому.

     Язык  это знаковая система или средство выражения человеческой мысли. Естественный язык это основа речи и средство общения людей. Искусственный язык более формализован и однозначен, используется в различных науках.

     Семиотика как общая теория знаков и знаковых систем изучает принципы построения различных языков. Семиотическими категориями  логики являются: знаки, как материальные предметы и явления, представляющие другие предметы и служащие для приобретения, хранения, переработки и передачи информации.

     Неязыковые  знаки это показатели, символы  и сигналы. Языковые или описательные термины используются в целях  общения и обозначения имени  и значения предмета.

     Имя это языковое выражение для обозначения  предмета. Имя предмета может быть простым (туризм, рынок), сложным (денежная система), собственным (ЗАО «Мостуризм»), общим (туристическая компания).

     Каждое  имя имеет значение - денотат и  смысл имени - концепт. Термином называется слово или словосочетание, которое  точно обозначает определенный предмет. Значение имени это обозначаемый данным именем предмет (менеджер, турист). Смысл имени это способ обозначения имени предмета, более точная фиксация его содержания. Денотату туризм соответствует концепт: путешествие с целью отдыха. Предложения это грамматически целостные единицы человеческой речи и оболочки логических суждений. Они несут определенную информацию.

     В формальной логике семиотической категорией является суждение (высказывание) - повествовательное  предложение. Предложение высказывает мысль по своему логическому значению истинную или ложную.

     Для выявления предмета логики важную роль приобретает формализованное мышление, в рамках которого у изучаемых  объектов выявляются устойчивые свойства и отношения. Формализация реализуется в естественных и искусственных языках. Использование арифметических знаков и языков программирования привело к возникновению символической или математической логики, в рамках которой формальный анализ с опорой на математические методы стал основой решения сложных экономических и технологических задач. Их решение требует:

     · содержательных способов рассуждений  на естественном языке;

     · выявление наиболее общих свойств  и отношений между предметами и явлениями;

     · фиксации свойств и характеристик  самих мыслей и отношении между ними.

     Отношения между мыслями также изучаются  логикой и выражаются логическими  терминами: суть (есть, являются); все (каждый, ни один); некоторые (если…, то…; и; или) и т.д. В ходе содержательных рассуждений  и оценке конкретных данных, основы наших заключений, наряду с безусловными дедуктивными выводами используются индуктивные и традуктивные (по аналогии) умозаключения. Последние, несмотря на свой вероятностный характер, весьма существенны для доказательства и аргументации спорных положений.

     Логика  изучает именно эту рациональную ступень познания и мышления, его  опосредованную способность перехода от старых знаний к новым, не обращаясь, каждый раз к опыту. Для этого  используется выводное знание, полученное путем рассуждений из старых знаний. Если известно, что “где дым, там и огонь. На холме - дым. То вывод: “на холме - огонь” - истинен, если истинно исходное знание и соблюдены требования логики. 
 
 

     3.Законы формальной логики 
 

     1. Понятие логического закона.

     2. Содержание и формы логических законов.

     Для природы и общества характерна взаимосвязь  предметов и явлений. Эти связи  могут быть объективными и субъективным, случайными и необходимыми, общими и частными. Наиболее объективные, устойчивые, необходимые и существенные связи  носят название закона. Законы природы фиксируют то наиболее прочное, повторяемое, что остается в явлении. Человек в своем развитии приобрел способность познавать окружающий мир, субъективный образ которого должен совпадать с реальностью.

     Во-первых, все законы объективны в том смысле, что отражают одну и ту же реальность и не могут противоречить друг другу. Законы мышления и законы развития объективной реальности неразрывно связаны друг с другом.

     Во-вторых, законы мышления это, прежде всего, внутренняя, устойчивая, существенная связь между мыслями. Ведь если человек не способен связать и уяснить свои мысли, то он не придет к верному выводу, и его не поймут люди. Законы мышления имеют внеисторический и общечеловеческий характер и с успехом применяются в обычных и рассуждениях.

     Для формальной логики наибольшее значение имеют четыре основных логических закона: непротиворечивости, исключенного третьего, тождества и достаточного основания. Содержание и формулировка первых трех законов развивалась в трудах Платона и Аристотеля. Разработка четвертого принадлежит Г.Лейбницу. Основные логические законы выделяют важные свойства правильного мышления: определенность, непротиворечивость, выбор «или-или», в некоторых жестких ситуациях, обоснованность. Они носят нормативный характер, поскольку только их соблюдение говорит о правильности мышления. Нарушение законов приводит к логическим противоречиям и невозможности отличить истину ото лжи. Четвертый закон менее нормативен и имеет ограниченное применение.

     Не  основные законы логики включают: правила оперирования с понятиями и суждениями, правила получения истинного вывода в простом категорическом силлогизме, правила повышения вероятности выводов в индуктивных и традуктивных умозаключениях. Действуют и законы математической логики.

     Закон непротиворечивости выражает требование непротиворечивости мышления и отражает качественную определенность объектов. С позиции этого замечания  объект не может обладать взаимоисключающими свойствами, то есть невозможно, одновременно, наличие и отсутствие у предмета какого-либо свойства.

     Формула закона гласит: неверно, что А и  не А одновременно истинны. Так не могут быть одновременно истины суждения: этот человек хороший специалист - этот человек плохой специалист. Объективное  содержание закона в отражении мышлением особых биномерных признаков самой действительности. Эти противоположные признаки, или конструкты, позволяют классифицировать явления и выделить положительные и отрицательные явления. Не сделав это, нельзя провести различие, с которого начинается умственная деятельность.

     Закон исключенного третьего предъявляет, более  сильные требования к суждениям и требует, не уклоняться от признания истинности одного из противоречащих высказываний и не искать между ними нечто третье. «Один из членов противоречия должен быть истинным», - отмечал Аристотель. Этот закон и его действие не сводимо к будущему, где событие либо состоится, либо нет. Закон альтернативен в характеристике вещей, гипотез и путей решения проблем, требует выделять различные подходы и определить истинный.Закон исключенного третьего требует ясных, четких с указанием на невозможность решения вопроса в одном и том же смысле: и “да” и “нет”. Его смысл в том, что истина либо в высказывании, либо в его отрицании по правилам классической двузначной логики. При этом для Аристотеля характерно различное толкование закона:

     Логическое, об истинности одного из высказываний;

     Онтологическое, о существовании и не существовании  объекта;

     Методологическое, обо всей полноте исследования объекта.

     В последнем случае учитываются неопределенные, переходные ситуации и истинность одного из противоречивых суждении определяется с некоторой степенью правдоподобия. При анкетировании, голосовании и пр. применение закона требует учета ситуации и особенностей предметной области.

     Закон тождества устанавливает требование определенности мышления: употребляя в процессе размышления термин, мы должны понимать под ним нечто определенное. Поэтому, в рассуждениях необходимо оставлять понятия и суждения теми же самыми по содержанию и смыслу. Это требование сохраняется, если каждое преобразование аннулируется ему обратным образом (нулевое преобразование).

     Например, операция 2+5=7-5=2. 
 

     4.Чувственное познание и абстрактное мышление 
 

     Всякое  познание начинается с живого созерцания. Предметы воздействуют на наши органы чувств и вызывают в мозгу ощущения, восприятия, представления, которые являются формами чувственного познания. Ощущение - это отражение отдельных свойств предметов или явлений материального мира, непосредственно воздействующих на органы чувств (например: отражение свойств горького, сладкого, теплого и т. д.).

     Восприятие  есть целостное отражение внешнего материального предмета, непосредственно  воздействующего на органы чувств (например: образ автобуса, пшеничного поля и  т.д.).

     Представление - это чувственный образ предмета, в данный момент нами не воспринимаемого, но воспринятого ранее в той или иной форме. Примерами воспроизводящего представления являются образы своего дома, образы наших знакомых и родных. Представление может быть не только воспроизводящим, но и творческим, но и в том числе фантастическим.

     Путем чувственного отражения мы познаем  отдельные предметы и их свойства. Законы мира, сущность предметов, общее  в них мы познаем посредством  абстрактного мышления, более сложной  формы познания. Абстрактное или  рациональное мышление отражает мир  и его процессы глубже и полнее, чем чувственное познание.

     Основными формами абстрактного мышления являются понятия, суждения, и умозаключения.

Информация о работе Логика как наука