Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 01:27, реферат
Логика Аристотеля есть главным образом логика терминов, поэтому определение природы понятия и отношений между понятиями были предметом его внимания. Особенно важным для Аристотеля было выяснение свойств общего. В учении Аристотеля общее определяется как то, что относится ко многим предметам в силу их природы.
Силлогизм, лишенный того, что
делает его доказательным, не способен
дать знания о необходимой причинной
связи. Для такого знания лучше, если
причинная связь
Во всех доказательствах, выясняющих принадлежность некоторого свойства, некоторой сущности, причина - всеобщая.
Исследование причинного отношения Аристотель считает основной задачей научного знания : "рассмотрение причины, почему есть данная вещь, есть главное в знании". Для Аристотеля "знать, что есть данная вещь и знать причину того, что она есть, -это одно и тоже". Именно потому, что силлогизм первой фигуры больше, чем силлогизмы других видов способен обосновывать значение причинных отношений. Аристотель считал первую фигуру наиболее ценным видом умозаключения. "Среди фигур силлогизма первая является наиболее подходящей для приобретения научного знания, ибо по ней ведут доказательства и математические, как арифметика, геометрия, оптика, и, я сказал бы, все науки, рассматривающие причины, почему что-нибудь есть, ибо силлогизм о том, почему что-нибудь есть, получается или во всех, или во многих случаях, или больше всего именно по этой фигуре".
Это понятие о причине
делает ясной роль среднего термина
в умозаключении и
Доказательство у Аристотеля становится методом науки. Однако Аристотель вводит в учение важное ограничение. Связано это с его убеждением в том, что общность может существовать только между подчиненными одно другому понятиями. Каждая отдельная наука имеет свой особый высший род, но переход от одного рода к другому невозможен. "Нельзя, следовательно, вести доказательство так, чтобы из одного рода переходить в другой .... нельзя геометрическое положение доказать при помощи арифметики", "арифметическое доказательство всегда имеет дело с тем родом, относительно которого ведется это доказательство" "вообще нельзя доказать посредством одной науки положения другой, за исключением тех случаев, когда науки так относятся друг к другу, что одна подчинена другой, каково, например, отношении оптики к геометрии и гармонии к арифметике". Всякое доказательство опирается на некоторые положения, как на исходные начала. Иногда начала выводятся из некоторых предшествующих им начал посредством нового доказательства. Однако этот процесс не может идти до бесконечности. Согласно выражению Аристотеля, "по направлению вверх" идут и относящиеся к сущности и случайные признаки, "однако и то, и другое не бесконечно. Следовательно, должно быть нечто, чему что-то предписывается первично .... и здесь должен быть предел, должно быть нечто, что больше не предписывается другому предшествующему и чему другое предшествующее больше не приписывается"
Аристотель различает три вида недоказуемых начал : 1. аксиомы; 2. предположения; 3. постулаты.
Аксиомы - положения, обусловливающие
возможность какого бы то ни было знания
либо в науке, либо в группе взаимозависимых
наук. Пример аксиомы для всех наук
- начало или закон противоречия.
Начало - это не гипотеза, а то, что
необходимо знать человеку, если он
познает хоть что-нибудь. Аксиомы
имеют силу для всего существующего,
а не специально для одного какого-либо
рода. Предположениями Аристотель называет
положения, которые сами по себе доказуемы,
но в пределах данного научного рассуждения
принимаются без
Постулатами ("требованиями") Аристотель называет положения, которые принимаются в пределах данного научного рассуждения, но принимаются или при полном отсутствии у исследователя мнения по поводу исследуемого объекта, или даже при наличии несогласия учащегося, исследователя с постулируемым положением. "Если принимают что-то, в то время, как учащийся не имеет никакого мнения об этом или имеет мнение, противное этому, то постулирует это". Законы мышления.
Из четырех законов мышления традиционной логики Аристотель установил, по крайней мере, два: закон запрещения противоречия и закон исключенного третьего. Законы тождества и достаточного основания у Аристотеля намечены в учении о научном знании как знании доказательном (закон достаточного основания) и в тезисе, согласно которому "невозможно ничего мыслить, если не мыслить каждый раз что-нибудь одно" (закон тождества).
В краткой форме закон запрещения противоречия звучит как "вместе существовать и не существовать нельзя" , а в полной как утверждение: "невозможно, чтобы одно и тоже вместе было и не было присуще одному и тому же в одном и том же смысле" . В "Метафизике" сформулирован и логический аспект закона запрещения противоречия в словах о том, что "нельзя говорить верно, вместе утверждая и отрицая что-нибудь". Этот закон прямо обосновать нельзя, однако можно опровергнуть противоположный ему взгляд, показав его нелепость. Закон запрещения противоречия у Аристотеля абсолютен, но он действует только в сфере актуального бытия, а в сфере возможного он не действует. Поэтому и становление, по Аристотелю, существует как реализация одной из возможностей, которая, будучи реализованной, актуализированной, исключает другие возможности, но только в действительности, но не в возможности.
У Аристотеля можно найти
и другие принципиальные ограничения
сферы действия закона противоречия.
Его действие не распространяется на
будущее, так как это связано
со сферой возможности. Будущее чревато
многими возможностями, настоящее
же бедно, поскольку актуализируется
нечто одно, но оно потенциально
богато. Обостренной формой закона
запрещения противоречия является закон
исключенного третьего, этот закон
выражен так: "Не может быть ничего
посредине между двумя
Во всех сочинениях Аристотеля, посвященных вопросам логики рассматриваются обобщенные и, в известной мере, формализованные виды умозаключения и доказательства.
Но логика Аристотеля возникла
не в безвоздушном пространстве логических
абстракций. Она возникла как попытка
логического исследования тех форм
и видов логического мышления,
которые действуют в
В философской литературе выдвигалось предположение, что научной базой логики Аристотеля были его наблюдения и исследования, посвященные вопросам морфологии и физиологии животных. По-видимому, именно биология, в частности зоология, представляла в глазах Аристотеля пример систиматики, классификации предметов на роды и виды. Различение биологического рода и вида, выступающее в биологической классификации, в логическом плане основывается на операции определения, на которой, в свою очередь, основывается в том же логическом плане доказательство.
И все же имеются серьезные доказательства о том, что основой для Аристотеля оказалась не столько современная ему биология, сколько математика. Известно, что в логических сочинениях Аристотеля почти все иллюстрации, необходимые для обоснования и разъяснения логики, почерпнуты из геометрии.
И действительно, предметы математики, по Аристотелю, имеют несомненное преимущество по сравнению с органическими существами, известными из опыта. Объекты математики - результат абстракций от чувственных предметов опыта. Согласно Аристотелю, "предметом изучения математических наук являются понятия, а не какая-либо материальная основа. Ибо если геометрия и рассматривает некоторую материальную основу, то не как таковую". А в другом месте он добавляет, что наука, "не имеющая дело с материальной основой, точнее и выше науки, имеющей с ней дело, как арифметика по сравнению с гармонией". Правда, основа этой науки и ее понятий - физическая реальность. Однако, непосредственная реальность математических объектов для науки, как ее понимает Аристотель, уже не в их физической, а только, так сказать, в их логической материи: это умопостигаемые, а не чувственно постигаемые единства рода и видоопределяющего признака. В связи с этим математические объекты, в известном отношении, Аристотель ставит ниже, чем собственно "формы", именно потому, что предметы математики - только абстракции и обладают индивидуальностью не в самой действительности, а только в мысли.
Но, признавая умопостигаемую
реальность объектов математики, благодаря
которой математическое рассуждение
- естественный "материал", в котором
раскрывается природа логических операций
и форм, Аристотель борется против
платоновского взгляда на математику.
Аристотель осуждает учение Платона
о срединном положении