Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 22:48, доклад
Основные представители логицизма: греческие мыслители, в том числе Аристотель, которые уже определили связь языкознания с логикой, создатели рациональных грамматик (например, «Грамматики Пор-Рояля»), основанных на убеждении в абсолютном соответствии речи натуральной логике мышления, а также ученые логико-грамматической школы XIX века.
Логическое направление в языкознании
Логическое направление в языкознании — совокупность течений и отдельных концепций, изучающих язык в его отношении к мышлению и знанию и ориентированных на те или другие школы в логике и философии.
Логицизм
исходил из принципов инвариантности
и универсальности
Для логического направления характерно:
1.
Обсуждение проблем
2.
Тенденция к выявлению
3.
Выработка единых принципов
4.
Предпочтение синхронного
5.
Преимущественная разработка
6.
Преобладание функционального (
7.
Определение грамматических
8.
Допущение скрытых (имплицитных)
компонентов предложения,
Распространение логицизма
Логицизм имел своим истоком античную философскую мысль. Основные представители логицизма: греческие мыслители, в том числе Аристотель, которые уже определили связь языкознания с логикой, создатели рациональных грамматик (например, «Грамматики Пор-Рояля»), основанных на убеждении в абсолютном соответствии речи натуральной логике мышления, а также ученые логико-грамматической школы XIX века.
Связь языкознания с логикой является изначальной. Сам термин «логика», введенный стоиками, обозначал словесное выражение мысли (logos). Основным для большинства греческих мыслителей являлся принцип «доверия языку» в его обнаружении разума и доверия разуму в его познании физического мира.
Схоластическая наука V-XIV веков не разорвала связи между логикой и грамматикой. Логизация грамматики усилилась в эпоху П. Абеляра, когда было заново открыто наследие Аристотеля.
В период господства философской доктрины рационализма (XVII–XIX вв.) была возрождена идея универсальных грамматик, основанная на убеждении в абсолютном соответствии речи натуральной логике мышления.
Уже в рамках лингвистической науки XIX века указывалось на возможность несовпадения категорий логики с категориями грамматики. Логические принципы анализа языковых фактов подвергались критике с разных позиций (формально-грамматических, психологических, типологических и др.).
Последовательный пересмотр логических оснований в грамматике был начат психологическим направлением второй половины XIX века. Критика базировалась на следующих положениях:
1. Не все категории логики имеют языковое соответствие.
2. Не все формы языка имеют логическое содержание.
3.
Число логических и
4.
Сказуемое может получать
5.
Применение логических
6.
Анализ предложений на основе
единой логической модели не
позволяет описать реальные
7. Логические описания оставляют невыявленными психологический и коммуникативный аспекты речи.
8.
Логика не может дать
Критика логических основ грамматики способствовала отграничению собственно языковых категорий от категорий логики и развитию техники формального грамматического анализа. Логические принципы и методы анализа были заменены психологическим, формально-грамматическим и структурным методами.
Логико-грамматическая школа получила распространение в ряде стран. К этой школе относились К. Беккер (Германия), И. И. Давыдов, Н. И. Греч, П. М. Перевлеский, Ф. И. Буслаев (Россия). Логицизм сыграл серьезную роль в выработке достаточно строгих способов лингвистического анализа.
В конце 19 и начале 20 вв. в ряде логико-философских школ (преимущественно в рамках неопозитивизма и эмпиризма) началось изучение логического аспекта естественных языков. Представители аналитической философии, или философии анализа (Г. Фреге, Б. Рассел, Л. Витгенштейн, Р. Карнап, Х. Райхенбах и другие), предприняли логический анализ языка науки с целью определения границ истинного знания. Исходя из принципа «недоверия языку» как способу выражения мысли и знания представители этой школы прибегли для обнаружения подлинной логической структуры предложения к универсальной символической записи. Применение искусственного языка логики обнаружило неоднозначность многих предложений естественных языков. В 60—80‑е гг. 20 в. проблема неоднозначности стала широко обсуждаться в лингвистике.
Изучая прежде всего язык науки, аналитическая философия не принимала во внимание коммуникативный аспект речи, прагматические условия коммуникации (см. Прагматика) и связанный с ними субъективный фактор. В конце 40‑х гг. 20 в. некоторые представители этого направления (первым — Витгенштейн) указали на недостаточность теории, ограничивающей функции предложения утверждением истинности суждения. Витгенштейн, концепция которого легла в основу воззрений лингвистической философии (Г. Райл, П. Гич, П. Ф. Стросон, Дж. Остин и другие), обратился к логическому анализу обыденного языка, наблюдаемого в его повседневном функционировании.
Влияние логико-философских направлений отразилось на развитии теоретического языкознания в 60—80‑х гг., дополнив круг исследуемых проблем, методику анализа, систему используемых понятий и метаязык. В лингвистике определились направления, одно из которых тяготеет к собственно логическому анализу естественного языка, другое изучает логический аспект употребления языка, коммуникации и др. Это последнее сблизилось с социолингвистикой и психолингвистикой и практически объединилось с философией обыденного языка, эволюционировавшей в сторону лингвистической проблематики.
Литература
1. Сусов И.П. История языкознания: Учебное пособие для студентов старших курсов и аспирантов. – Тверь: Тверской государственный университет, 1999.
2.
Языкознание. Большой
Лю́двиг Йо́зеф Иога́нн Витгенште́йн (нем. Ludwig Josef Johann Wittgenstein; 26 апреля 1889, Вена — 29 апреля 1951, Кембридж) — австрийский философ и логик, представитель аналитической философии и один из самых ярких мыслителей XX века. Выдвинул программу построения искусственного «идеального» языка, прообраз которого — язык математической логики.
Логико-философский трактат
Структурно «Логико-философский трактат» представляет собой семь афоризмов, сопровождаемых разветвлённой системой поясняющих предложений. Содержательно он предлагает теорию, решающую основные философские проблемы через призму отношения языка и мира.
1. Язык и мир — центральные понятия всей философии Витгенштейна. В «Трактате» они предстают как «зеркальная» пара: язык отражает мир, потому что логическая структура языка идентична онтологической структуре мира.
2.Мир состоит
из фактов, а не из объектов,
как полагается в большинстве
философских систем. Мир представляет
весь набор существующих
3.Объекты
суть то, что, вступая во
4.В языке
простые факты описываются
5.Весь язык — это полное описание всего, что есть в мире, то есть всех фактов.
6.Язык допускает
также описание возможных
Важно понимать, что Витгенштейн отнюдь не намеревался тем самым лишить значимости области, которые его самого волновали чрезвычайно, но утверждал бесполезность в них языка. 7.«О чем невозможно говорить, о том следует молчать» — таков последний афоризм «Трактата».
Философы
Венского кружка, для которых «Трактат»
стал настольной книгой, не приняли
этого последнего факта, развернув
программу, в которой «бессмысленное»
стало тождественным «
Результатом пересмотра стал комплекс идей, в котором язык понимается уже как подвижная система контекстов, «языковых игр», подверженная возникновению противоречий, связанных с неясностью смыслов используемых слов и выражений, которые должны устраняться путём прояснения последних. Прояснение правил употребления языковых единиц и устранение противоречий и составляет задачу философии.
Новая философия Витгенштейна представляет собой скорее набор методов и практик, чем теорию. Он сам полагал, что только так и может выглядеть дисциплина, постоянно вынужденная приспосабливаться к своему меняющемуся предмету. Взгляды позднего Витгенштейна нашли сторонников прежде всего в Оксфорде и Кембридже, дав начало лингвистической философии.