Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 15:47, контрольная работа
Основные положения неклассической логики, ее представители. Сопоставление понятий: логика и язык.
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального
образования
«Вятский
Социально-Экономический Институт»
Юридический
факультет
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по
логике
Выполнил
__________________________
(подпись)
Научный руководитель
__________________________
(подпись)
Киров
2010
I. Выделить основные положения неклассической логики. Назвать её основных представителей.
Логические теории делятся на два класса, образуя системы классической и неклассической логики. Неклассическая логика возникла в конце 19 – начале 20 века в результате критики и дополнений некоторых основных положений парадигмы классической логики. В 1908 г. Л. Брауер, голландский математик и логик, подверг сомнению неограниченную реализацию в математических рассуждениях классических законов исключенного третьего, двойного отрицания, косвенного доказательства. Одним из результатов анализа таких рассуждений явилось возникновение интуиционистской логики, сформированной в 1930 г. А. Гейтингом и не содержащей указанных законов.
Еще в 1912 г. американский логик и философ К. И. Льюис обратил внимание на так называемые парадоксы импликации, характерные для формального анализа высказывания в классической логике – материальной импликации. К. И. Льюис разработал первую неклассическую теорию логического следования, в основе которой лежало понятие строгой импликации, определившейся в терминах логической невозможности. К настоящему времени предложен целый ряд теорий, претендующих на более адекватное, чем даваемое классической логикой описание логического следования и условий связи. Среди них можно отметить релевантную логику и паранепротиворечивую логику, а также многие другие. Следует отметить, что наиболее значимым из этих направлений является релевантная логика, развитая американскими логиками А. Р. Андерсоном и Н. Д. Белнапом.
На рубеже 1920–х гг. К. И. Льюисом и Я. Лукасевичем были построены первые современные модальные логики, рассматривающие понятия «необходимость», «возможность», «случайность» и т. п.
В 1920–е гг. начали складываться новые логические теории:
1) многозначная логика, предполагающая, что утверждения могут быть не только истинными или ложными, но иметь также другие истинностные значения;
2) деонтическая логика, изучающая логические связи нормативных понятий;
3) логика абсолютных оценок, исследующая логическую структуру и логические связи оценочных высказываний;
4) вероятностная логика, использующая теорию вероятности для анализа проблематичных рассуждений.
Идущий
в настоящее время процесс порождения
все новых и новых систем неклассической
логики позволяет охарактеризовать современное
состояние логики как период логического
плюрализма.
II. Сопоставить понятия: логика и язык
Являясь
наукой о формах мыслей, логика изучает
способы выражения мыслей в языке, а,
следовательно, является наукой о языке.
В логике исследуются отдельные аспекты
естественных языков (языков, которые
возникли и развиваются стихийно), а также
создаются искусственные языки – специальные
языки логики. Одним из них является язык
логики высказываний, широко используемый
при выявлении связей между мыслями по
их логическим формам. Основное достоинство
этого языка заключается в том, что его
выражения однозначны. Отсутствие омонимов
и неясных выражений позволяет строго
фиксировать ход рассуждений и точно решать
вопрос об их правильности или неправильности,
а также ряд других вопросов. При логическом
анализе язык рассматривается как знаковая
система.
III. Решить задания.
1) Какой логический закон нарушается в рассуждении "Все люди братья, поэтому Иванов брат Петрова"?
В данном рассуждении нарушен закон тождества. Понятие «брат» используется в разных смыслах. В первом случае это понятие подразумевает наличие определённой духовной связи между всеми людьми, а во втором выступает в качестве одной из категорий близкого родства.
2)
Записать формулу высказывания
и перечислить логические
Легче воздуха – A;
Тяжелее воздуха – B;
Конструкцию
летательного аппарата
надо продумывать тщательно
– C.
A B →
C
– строгая дизъюнкция;
→
– импликация.
3) Определить тип умозаключения логики высказывания "чисто условное, условно-категорическое или разделительно-категорическое", записать его в символической форме и вывести заключение. "Петров или спит, или его нет дома, или он не желает ни с кем разговаривать. Петров точно дома."
Данное умозаключение является разделительно-категорическим, так как первая посылка представляет собой разделительное суждение, а вторая содержит выраженное в категорической форме утверждение или отрицание одного из членов разделительного суждения.
p – Петров спит;
q – Петров дома;
r
– Петров желает разговаривать.
((p
q r )
q) →p r
Заключение: Петров или спит, или не желает
ни с кем разговаривать.
4)Привести два своих примера понятий единичного, общего и понятия, которому соответствует пустой класс.
Единичные понятия: первый человек, побывавший в космосе; самый большой континент на Земле.
Общие понятия: норма права, дознаватель.
Пустые
понятия: спинной мозг
муравья, деревянное стекло.
5) Дать характеристику понятия: "студент Иванов", "теорема", "флот"
«Студент Иванов» – единичное, регистрирующее, конкретное, безотносительное, положительное, разделительное, определённое понятие.
«Теорема» – общее, нерегистрирующее, конкретное, безотносительное, положительное, разделительное, определённое понятие.
«Флот»
– общее, нерегистрирующее, конкретное,
безотносительное, положительное, разделительное,
определённое понятие.
6)
Ограничить и обобщить понятия "Л.Н.Толстой"
"ель" "верность".
Исходное понятие | Ограничение понятия | Обобщение понятия |
Л.Н. Толстой | Леонид Никитич Толстой | Люди, носящие фамилию Толстой |
Ель | Ель сизая | Хвойные деревья |
Верность | Супружеская верность | Положительные качества личности |
7) Привести два примера понятий которые находятся в отношениях равнозначности.
Конституция – Основной закон страны.
Высшее
воинское звание – Генералиссимус.
8) Восстановить энтимему – "Посещение концертов классической музыки не является материальной потребностью"
Ни одна из духовных потребностей не является материальной потребностью.
Посещение концертов классической музыки является духовной потребностью.
--------------------------
Посещение
концертов классической
музыки не является
материальной потребностью.
9) Какое правило определения понятий нарушено "Количество – это характеристика предмета с его количественной стороны?"
В
данном определении наличествует тавтология,
то есть определяемое понятие определяется
через него самого.
10) Какое правило деления понятий нарушено? "Цветы бывают живые, бумажные, из камня, металла, нарисованные кисточкой на стене и те, которые дарят на день рождения".
В данном примере нарушено правило, согласно которому каждое конкретное деление должно производиться по одному и тому же, общему для новых понятий основанию.