Логические операции с понятиями

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 11:41, задача

Описание работы

Найдите в литературе (художественной, публицистической, научной, учебной) или придумайте по одному примеру для следующих ошибок в определении понятия: широкое определение, узкое определение, определение с кругом, двусмысленное определение, только отрицательное определение, некоммуникабельное определение. Прокомментируйте каждый пример – в чем именно заключается ошибка в приводимом вами примере, каким образом возможно ее устранить, каким было бы (в данном случае) правильное определение.

Работа содержит 1 файл

Творческое задание-эссе.doc

— 102.00 Кб (Скачать)

Факультет   Экономики и финансов

 

 

 

 

эссе

 

по дисциплине

Логика


                                                                                    (название дисциплины)

 

 

Тема:

 

Творческое задание-эссе по темам 1.3 «Логические операции с понятиями» и 2.1 «Общая характеристика суждения».

 

                                                                              (тема работы)

   

 

                                              

Выполнил студент

2го курса  Пичугин Георгий Валерьевич

 

(курс, группа, фамилия,  имя, отчество)


 

 

 

Преподаватель

Гусев Дмитрий  Алексеевич

 

(ученая степень, звание, фамилия и инициалы)


                                 

        

Работа защищена с  оценкой _______________________________________________

                                                                                                                     (оценка, подпись  преподавателя)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2013г.

 

 Задание 1:

а) Найдите в литературе (художественной, публицистической, научной, учебной) или придумайте по одному примеру для следующих ошибок в определении понятия: широкое определение, узкое определение, определение с кругом, двусмысленное определение, только отрицательное определение, некоммуникабельное определение. Прокомментируйте каждый пример – в чем именно заключается ошибка в приводимом вами примере, каким образом возможно ее устранить, каким было бы (в данном случае) правильное определение.

 

Ответ (а):  

  1. « широкое определение»- «Железо-это химический элемент». Из этого примера не понятно, что же на самом деле представляет собой «понятие железо», т.к. указано только родовое понятие. Для того, что бы определение было бы правильным, нужно добавить его видовое отличие. «Железо - это химический элемент ковкий металл серебристо-белого цвета с высокой химической реакционной способностью». 
  2. «узкое определение» - «Квадрат — это четырёхугольник, у которого все углы равны». В этом определении объём меньше, чем определяемое понятие, т.к. у прямоугольника тоже все углы равны. Необходимо уточнение. Правильно было бы: «Квадрат — это четырёхугольник, у которого все углы и стороны равны».
  3. «определение с кругом» - «Хулиган - человек, совершающий хулиганство». В этом определении присутствует тавтология, поэтому определение не раскрывается. Правильно было бы: «Хулиган – человек грубо нарушающий общественный порядок». 
  4. «двусмысленное  определение» - «Хлеб-наше золото». В определении термин «золото» имеет два смысла- прямой и переносный, что в определении понятия недопустимо, содержание понятия не раскрывается, так как определение не отвечает на поставленный вопрос. Было бы более правильным определение: «Хлеб — пищевой продукт, получаемый путём выпечки, паровой обработки или жарки теста». 
  5. «только  отрицательное определение» - «Учебник- это не художественная книга». В данном определении не указано, чем же на самом деле является понятие «учебник», содержание понятия не раскрыто. Отрицательное определение должно быть дополнено положительной частью.  «Учебник- это не художественная книга, а книга для обучения чему-нибудь, например: русскому языку, физике, математике и т.д.». 
  6. «некоммуникабельное  определение» - «Риккетсиозы- группа трансмиссивных инфекций болезней человека, вызываемых риккетсиями и имеющих ряд общих патогенетических, патоморфологических, клинических и иммунологических черт.» В этом определении две логические ошибки: тавтология и некоммуникабельность. Данное определение является сложным и непонятным для большинства людей.  

 

б) Найдите в литературе (художественной, публицистической, научной, учебной) или придумайте по одному примеру для следующих ошибок в делении понятия: подмена основания в делении, неполное деление, пересечение результатов деления, скачок в делении. Прокомментируйте каждый пример – в чем именно заключается ошибка в приводимом вами примере, каким образом возможно ее устранить, каким было бы (в данном случае) правильное деление.

 
Ответ (Б):  

  1. «подмена  основания в делении» - «Лошади бывают Английские, Восточные, Бельгийские,  верховые, тяжелоупряжные и т.д. Деление понятия должно производиться по одному основанию, а в нашем примере два основания - порода и назначение. Для того, что бы устранить эту ошибку, нужно в понятии «Лошадь» поделить одно основание («порода»), а затем уже произвести классификацию по назначению: «Лошади бывают Английские, Восточные, Бельгийские и др.»

«Лошади бывают верховые, тяжелоупряжные и т.д»

  1. «неполное  деление» - «К ягодам относятся: клубника, малина, земляника» В этом делении понятия допущена ошибка, т.к. суммарный объём всех результатов деления не равен объёму исходного понятия «ягоды», он не полный. Данный пример нужно было бы записать так: «К ягодам относятся: клубника, малина, земляника и другие.» 
  2. «пересечение  результатов деления» - «Школьники делятся на футболистов, хоккеистов, лыжников, биатлонистов и т.д.» Школьники могут заниматься не только одним видом спорта, но и еще каким-нибудь. Правильно нужно классифицировать, так что бы один вид не попадал в другой - «Некоторые из школьников занимаются только одним видом спорта футболом, хоккеем, лыжами и т.д.» 
  3. «скачок  в делении» - «Народ бывает европейский, азиатский, африканский, французский.» Деление проведено по одному основанию, но пропущено еще одно деление. Правильно было поделить так: «Народ бывает европейский, азиатский, африканский и т.д.»; «Европейский народ делится на французский, испанский, бельгийский, украинский и так далее.»   
     

 

 

 

 

Задание 2:

Найдите в литературе (художественной, публицистической, научной, учебной) или придумайте по одному примеру для каждого вида сложных суждений (конъюнкции, нестрогой и строгой дизъюнкции, импликации, эквиваленции и отрицания), причем в примерах не используйте союзы «и», «или», «если…то», т.е. заменяйте их любыми другими союзами естественного языка, которые выражали бы соответствующие виды логических связей в сложных суждениях.  

 

Ответы: 

-конъюкция   «Видит око да зуб неймет» (из басни И.А. Крылова "Лисица и виноград") 
 

-нестрогая  дизъюкция   «В уголовном праве ошибка может быть обозначена либо как фактическая, либо как логическая»

 

-строгая  дизъюкция     « Люди говорили что беременная она была уже давно, то ли от мужа то ли от любовника»   
 

- импликация   «Много снегу - много хлеба» (русская пословица)  
 

- эквиваленция     «Луна-спутник Земли» 
 

- отрицания          «Неправильно думать, что красивые женщины выходят замуж по расчету» 

 

 

 

Список использованной литературы:

 

1) Свободная энциклопедия  Викепедия http://ru.wikipedia.org/

 

2) Философский портал http://www.losof.ru

 

 


Информация о работе Логические операции с понятиями