Логические операции с понятиями

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 11:37, контрольная работа

Описание работы

Чтобы осмысленно оперировать понятиями, правильно их использовать в решении теоретических и практических задач необходимо уметь выявлять две основные логические характеристики: объем и содержание понятия.
Объем понятия - это совокупность (класс) предметов, которые мыслятся в данном понятии.
Содержание - совокупность признаков предмета (предметов), мыслимых в данном понятии.
Операции над понятиями - это такие логические действия, вследствие которых создаются новые понятия.

Содержание

Логические операции с понятиями.
Ограничение и обобщение понятий.
Определение и деление понятий.
Сложение и умножение понятий.
Общая характеристика суждения.
Заключение

Работа содержит 1 файл

ЭССЕ.docx

— 46.01 Кб (Скачать)

           Ложные - это такие  суждения, где связь понятий искажает объективные свойства и отношения предмета мысли. Например, «Все осужденные к лишению свободы - рецидивисты». Это суждение ложное, так как очевидным фактом современной судебной практики является то, что только некоторые осужденные к лишению свободы являются рецидивистами, то есть людьми, которые совершили преступление, аналогичное тому, за которое они были ранее осуждены. 

           Заключение

           Логика — это  особый, самобытный мир со своими законами, условностями, традициями, спорами  и т.д. То, о чем говорит эта  наука, знакомо и близко каждому. Но войти в ее мир, почувствовать  его внутреннюю согласованность  и динамику, проникнуться его своеобразным духом непросто.

           В работе рассмотрены  некоторые логические формы, а также  методологически важные категориальные логические понятия.

 

           

       Задание 1

  1. Найдите в литературе (художественной, публицистической, научной, учебной) или придумайте по одному примеру ошибок в определении понятия: «широкое определение», «узкое определение», «определение с кругом», «двусмысленное определение», «только отрицательное определение», «некоммуникабельное определение». Прокомментируйте каждый пример — в чем именно заключается ошибка в приводимом вами примере, каким образом возможно ее устранить, каким было бы (в данном случае) правильное определение.

       Решение:

  1. “Лампа накаливания - источник света”является широким: определение — «источник света» — по объему намного больше определяемого понятия — «лампа». Из приведенного примера определения далеко не вполне понятно, что такое лампа, ведь источник света — это и Солнце, и светлячок и т.д. и т.п. В данном случае было бы правильным определение Лампа накаливания— электрический источник света, светящимся телом которого служит так называемое тело накала.
  2. “Совесть - это осознание человеком ответственности перед самим собой за свои действия и поступки”. является узким. Совесть действительно – ответственность перед собой, но не только, а также и пред обществом или перед каким-либо отдельным человеком, а в нашем примере она сведена только к самому себе, т.е. определение получилось по объему меньше определяемого понятия, в результате чего из приведенного определения не совсем понятно, что такое совесть, содержание понятия в данном случае не раскрывается. Правильным было бы определение: Совесть - это потребность человека нести ответственность за свои действия.
  3. В определении «Разбой — насильственное хищение чужого имущества разбойниками» присутствует круг, поскольку понятие «разбой» определяется через понятие «разбойники», т.е. фактически - через самое себя. Присутствующий в определении круг приводит к тому, что содержание понятия не раскрывается, и определение является ошибочным. Правильным будет следующее определение: «Разбой — насильственное хищение чужого имущества».
  4. “Повторение - мать учения” В данном определении термин «мать» используется в переносном смысле, но кроме этого, у него есть еще и прямой смысл. Получается, что в определении употребляется один термин, а возможных смыслов у него два, т.е. определение является двусмысленным. Правильным будет выражение: «Повторение – это закрепление пройденного материала».
  5. «Рыбы — не звери». Рыбы - это действительно не звери, но данное определение не раскрывает содержание понятия «рыбы», ведь указав на то, чем не является объект, обозначенный определяемым понятием, мы не указали на то, чем он является. Правильным было бы сказать: «Рыбы — надкласс водных животных, обширная группа челюстноротых позвоночных, для которых характерно жаберное дыхание на всех этапах постэмбрионального развития организма».
  6. Если сказать, что «эксцентричность есть своеобразная идиосинкразия», то мы непонятное пытаемся объяснить посредством непонятного же. Данное определение не широкое и не узкое, в нем нет круга и двусмысленности, оно верно и с научной точки зрения. Это определение кажется безупречным за тем только исключением, что оно является сложным и непонятным большинства людей. Если же сказать что «Эксцентричность – это парадоксальная странность вращательного движения, при котором центр вращения смещен по отношению к геометрическому центру вращающегося тела», то понятие станет понятным.
 
       
  1. Найдите в литературе (художественной, публицистической, научной, учебной) или придумайте по одному примеру  ошибок в делении  понятия: «подмена основания в делении», «неполное деление», «пересечение результатов деления», «скачок в делении». Прокомментируйте каждый пример — в чем именно заключается ошибка в приводимом Вами примере, каким образом, возможно, ее устранить, каким было бы (в данном случае) правильное деление.
  2. В делении «Автомобили бывают бензиновые, дизельные, электрические, гибридные и красные » используются два разных основания — по типу топлива использующемся в машине и окраске автомобиля, что недопустимо. Правильным будет выражение: «Автомобили бывают бензиновые, дизельные, электрические и гибридные».
  3. “Арифметические действия делятся на сложение, вычитание, умножение, деление, возведение в степень” (не указано “извлечение корня”) является неполным. Здесь неполнота основания, т.к. не указан еще один результат деления — «извлечение корня». Поэтому полным определением будет: “Арифметические действия делятся на сложение, вычитание, умножение, деление, возведение в степень и извлечение из корня”.
  4. В делении “Основные компоненты ЭВМ делятся на: процессор, память, устройства ввода - вывода” допущена ошибка — пересечение результатов деления. На первый взгляд приведенное в качестве примера деление кажется безошибочным: оно проведено по одному основанию (компоненты ЭВМ) и является полным (все основные компоненты перечислены). Чтобы увидеть ошибку в данном делении надо рассуждать так. Возьмем какую-нибудь периферийное устройство, например, принтер и ответим на вопрос — является ли он устройством ввода-вывода? Да, является. Теперь ответим на вопрос, является ли принтер носителем памяти? Да. Таким образом, получается, что принтер — одновременно и устройство ввода-вывода, и устройство памяти, т.е. он является общим элементом объемов понятий «память» и «устройства ввода-вывода», а значит, эти понятия, а вернее их объемы, пересекаются. Правильным было бы деление: “Основные компоненты ЭВМ делятся на: порты, шины, тактовый генератор, ПЗУ, ОЗУ, центральный процессор и контроллер ввода-вывода”.
  5. «Удобрения делятся на органические, азотные, фосфорные и калийные». В данном делении допущена ошибка. Следует сначала разделить удобрения на органические и минеральные, а затем уже минеральные удобрения разделить на азотные, фосфорные и калийные.
 

       Задание 2

  1. Найдите в литературе (художественной, публицистической, научной, учебной) или придумайте по одному примеру для каждого вида сложных суждений (конъюнкции, нестрогой и строгой дизъюнкции, импликации, эквиваленции и отрицания), причем в примерах не используйте союзы «и», «или», «если… то», т.е. заменяйте их любыми другими союзами естественного языка, которые выражали бы соответствующие виды логических связей в сложных суждениях.

       Решение:

       Конъюнкция:

       «Он является хорошим педагогом, кроме того учится заочно».

       Нестрогая дизъюнкция:

     «Увеличение производительности достигается либо путем внедрения достижений научно-технического прогресса, либо путем оптимизации  структуры производства».

       Строгая дизъюнкция:

       «Я  поеду на работу на автобусе, но возможно пойду туда пешком».

       Импликация:

       «Когда  по проводнику пропускают электрический  ток, проводник нагревается».

       Эквиваленция:

     «При  условии, что человек оплатил  проезд и приобрёл билет, он имеет право на проезд».

       Отрицание:

       «Все звери не являются насекомыми»

 

           Литература

           1. Бочаров В.А., Маркин  В.И. Основы логики. - М.: Космополис, 1994.

           2. Ивлев Ю.В. Логика. М.: Логос, 1997 г.

           3. А. Д. ГЕТМАНОВА.  Учебник ПО ЛОГИКЕ, Москва 1995 г.

           4. Логика. Учебное  пособие для студентов вузов.  Ростов-на-Дону. Изд. "Феникс", 96 г.

           5. Тягло А. В.  Логика критического мышления (в  конспектном изложении), -Х., Харьковский институт управления. 96 г.

Информация о работе Логические операции с понятиями