Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 22:11, контрольная работа
Пренебрежение или даже просто недостаточное внимание к истине, выраженной в эпиграфе, чревато серьезными недоразумениями, которые народная мудрость запечатлела меткой пословицей: «В огороде - бузина, а в Киеве – дядько». При решении творческих задач, единоличном или коллективном, неоднократно возникает ситуация диалога, рассуждения, и нужно очень точно отслеживать, чтобы в течение этого процесса случайно не был подменен объект рассуждения. Для того, чтобы это не случилось, наиболее надежным способом является логический прием, называемый определение.
1.Струкрура и виды явных определений.
2.Правила и ошибки явных определений.
Упражнения
1.приведите два примера определений через род и видовое отличие.
2.Приведите два примера генетического определения.
3.Укажите, какое правило определения нарушено, и назовите ошибку:
Тонометр – медицинский прибор.
Логика – наука о понятиях.
Диетотерапия – муки Тантала.
Физика – это наука о физических процессах.
Министерство Образования Республики Беларусь
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
БЕЛОРУССКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
"Информационные технологии и управление в технических системах"
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По курсу «Логика»
Исполнитель
Руководитель (А.В.Лагунов)
Минск, 2010
Тема 7. ЯВНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОНЯТИЙ
План
1.Струкрура и виды явных определений.
2.Правила и ошибки явных определений.
Упражнения
1.приведите два примера определений через род и видовое отличие.
2.Приведите
два примера генетического
3.Укажите, какое правило определения нарушено, и назовите ошибку:
СОДЕРЖАНИЕ
Ход работы
Нельзя внести ясность в рассуждения,
если она сначала не введена
в определения. |
Пренебрежение или даже просто недостаточное внимание к истине, выраженной в эпиграфе, чревато серьезными недоразумениями, которые народная мудрость запечатлела меткой пословицей: «В огороде - бузина, а в Киеве – дядько». При решении творческих задач, единоличном или коллективном, неоднократно возникает ситуация диалога, рассуждения, и нужно очень точно отслеживать, чтобы в течение этого процесса случайно не был подменен объект рассуждения. Для того, чтобы это не случилось, наиболее надежным способом является логический прием, называемый определение.
Основная цель определения - раскрыть или уточнить содержание понятия. Впрочем, не менее важная его цель - отличить и отграничить определяемый объект от всех иных (это ведь заложено в самом названии - оПРЕДЕЛение). Из сказанного ясно, что определение - фундаментальный оператор логического мышления. И, как это ни странно, из всех проблем познания именно проблема определения изучена хуже всего. Да и сами посудите, может ли быть иначе, когда основной задачей определения считается раскрытие сущности определяемого объекта, а ведь хорошо известно, что за первой, поверхностной сущностью каждого объекта просматривается и вторая, более глубокая сущность, за ней - третья, и этот процесс углубления и все более полного познания - бесконечен, как бесконечен путь к абсолютной истине. А это значит, что, какое бы определение объекта мы ни давали, оно неизбежно будет неполным (т.е. всегда его можно уточнить или углубить). Более того, определение одного и того же объекта меняется и во времени, и в отношениях. Отсюда понятны трудности, с которыми приходится сталкиваться при определении, понятна и изменчивость определений во времени и в отношениях. Два красноречивых примера: 1) определение синхротрона для школьника (см. детскую энциклопедию), для медика (см. учебник по медицинской радиологии) и для физика (см. физический энциклопедический словарь) - это совершенно разные определения; 2) определение социалистической партии в философских словарях, изданных на русском языке в разные годы, меняется почище, чем окраска у хамелеона.
Таким образом, фундамент логики - определение - необычайно зыбок, динамичен и непостоянен. И в этом - величайший подарок человечеству, ибо с самого детства, с начала знакомства с родным языком маленький человечек вынужден балансировать среди множества объектов и понятий, каждый день и час достраивая и перестраивая систему определений и сущностей и тем самым проявляя максимум творческой активности. Жаль только, что уже школьная зубрежка у большинства наглухо умерщвляет всю эту активность (не говоря уж о более поздних годах взросления).
Термин «определение» (
Итак, в логике термин «определение» имеет два разных смысла.
1) Под определением
понимается операция, позволяющая
выделить некий предмет среди
других предметов, однозначно
отличить его от них. Это
достигается путем указания на
признак, присущий этому и
2) Определение (дефиниция) – это логическая операция, позволяющая раскрыть, уточнить или сформировать смысл одних языковых выражений с помощью других языковых выражений.
Динамичность определений усугубляется еще и чрезвычайным их разнообразием.
Определение, дающее отличительную характеристику предмета, называется реальным.
Определение, раскрывающее, уточняющее или формирующее смысл одних языковых выражений с помощью других языковых выражений, называется номинальным.
Эти понятия не исключают друг друга, определение выражения может быть одновременно определением соответствующего предмета. В структуре определения выделяют три части: 1) определяемое имя или выражение, его содержащее, – обозначается Dfd, сокращением от лат. definiendum; 2) выражение, раскрывающее, уточняющее или формирующее значение определяемого имени, – обозначается Dfn, сокращением от лат. definiens; 3) дефинитивная связка, соотносящая Dfd и Dfn по их значению, – обозначается º. Формальная структура определения представляется выражением: Dfd º Dfn.
Определения классифицируются по разным основаниям. По способу представления определяемого определения делят на явные и неявные.
Явное определение – такое, в котором определяемое имя синтаксически совпадает с Dfd и непосредственно приравнивается к значению Dfn. Пример: кислород – О2. Геометрическое тело – любая ограниченная часть пространства вместе с ее границей.
Основным видом явного определения является определение через род и видовое отличие. Логическая операция определения через род и видовое отличие включает в себя два последовательных этапа.
Первый этап – подведение определяемого понятия под более широкое по объёму родовое понятие. Родовое понятие содержит в себе часть признаков определяемого понятия; кроме того, оно указывает круг предметов, в который входит определяемый предмет. Например, для понятия "логика" родовым понятием будет понятие "философская наука". Обычно указывают на ближайший род, который по сравнению с более отдалённым родом содержит больше признаков, общих с признаками определяемого понятия. Подводя, например, понятие "получение взятки" под понятие "преступление" или "деяние", мы усложним нашу задачу. Необходимо указать: "Получение взятки" - "должностное преступление". Учитывая данное обстоятельство, этот вид определения иногда называют определением через ближайший род и видовое отличие.
Но подвести определяемое понятие под родовое – это ещё не значит определить его. Нужно указать признак, отличающий определяемый предмет от других предметов, относящихся к тому же роду. Эта операция осуществляется на втором этапе, который состоит в указании отличительного признака определяемого предмета. Таким признаком будет видовое отличие. Видовое отличие принадлежит только данному виду и отличает его от других видов, входящих в данный род. Так для логики видовым отличием будет признак, указывающий на предмет этой науки – формы, в которых протекает человеческое мышление, и законы, которым оно подчиняется.
Таким образом, чтобы определить какое – либо понятие, необходимо, во-первых, найти род (ближайший), во-вторых, указать родовое отличие. Нужно, однако, указать, что при определении видового отличия не всегда можно ограничиться одним признаком.
Особое место среди явных занимает классическое определение.
Классическое определение строится по схеме «А есть В и С», где А – Dfd, В и С – Dfn, «есть» – дефинитивная связка. При этом в является родовым именем по отношению к А (АÌ В), а С фиксирует отличительный признак, которым А выделяется среди видов, подчиненных В. Поэтому классическое определение также называется определением через род и видовое отличие.
Близкими классическим являются генетические или индуктивные определения,.
К явным определениям относятся: атрибутивные, генетические и операциональные определения.
Генетические определения описывают предметы в соответствии со способами их образования, возникновения и построения. Пример: круг – это фигура, образованная движением на плоскости отрезка прямой вокруг неподвижной точки. Как правило, генетические определения исторически предшествуют классическим, и, в ряде случаев, являются более эффективными и удобными.
Операциональные определения – это определения через описание совокупности специфицирующих эксперементально-измерительных операций. Они широко распространены в естествознании. Пример из механики: сила – это физическая величина, пропорциональная расстоянию пружины в пружинных весах.
При помощи определения через род и видовое отличие можно определить большинство понятий. Однако для некоторых понятий этот приём непригоден. Нельзя определить через род и видовое отличие предельно широки понятия, так как они не имеют рода. Не могут быть определены через ближайший род и видовое отличие и единичные понятия, поскольку они не имеют видового отличия. В таких случаях прибегают к неявным определениям, а также к приёмам, заменяющим определение.
1. Правило соразмерности определяющего и определяемого понятий: совокупности объектов, охватываемых ими, должны быть одними и теми же. Надо сказать, что соблюсти это правило вовсе не так легко. Но, с другой стороны, оно позволяет довольно просто отграничить рассматриваемый объект (или группу объектов) от всех остальных, определив его волевым образом. Об этом будет сказано чуть позже, а сейчас обратим внимание на то, что нарушение этого правила возможно двоякое: A>B - ошибка слишком широкого определения, и A<B -ошибка слишком узкого определения.
Примеры ошибок, нарушений
правила соразмерности:
а) ошибка слишком широкого определения:
“Карандаш - это предмет для нанесения
изображений” - но тогда сюда войдут и
ручки, и мел, и кисть, и все, что пачкает
и чем человек пользуется для нанесения
изображений;
б) ошибка слишком узкого определения:
“Карандаш - это предмет для нанесения
изображений, состоящий из тонкого цилиндрического
графитового грифеля и деревянного корпуса,
облегающего этот грифель” - но отсюда
выпали все автоматические карандаши,
а также карандаши с пишущим стержнем
не из графита (например, свинцовый и восковой).
Умельцы могут сочинить иногда и такие определения, что появятся сразу обе названные ошибки. Однако прежде чем над ними потешаться, попробуйте выполнить следующие упражнения.
2. Правило запрета порочного круга, когда понятие определяется либо через само себя, либо через другое понятие, которое, в свою очередь, определяется через исходное понятие. Смысл этого правила вполне прозрачен: ведь определение понятия из неизвестного (или недостаточно известного) делает его известным, а значит, само определение должно быть выражено словами, означающими уже известные объекты (к числу которых определяемый объект пока не принадлежит). Но - интересная особенность: возьмите любой словарь (толковый, специальный, энциклопедический или любой другой, кроме двуязычного), и Вы сплошь и рядом можете уличать его составителей в нарушении правила запрета порочного круга.
3. Правило ясности всех понятий определяющей части. Это означает, что в определяющей части можно использовать только те понятия, которые известны тем, для кого дается определение. Вообще говоря, это правило существует в нескольких ипостасях. Во-первых, в определяющей части нельзя использовать термины, заведомо непонятные для адресата, которому предназначено определение. Во-вторых, нельзя использовать слова, допускающие многозначное толкование. В-третьих, нельзя использовать метафоры, сравнения и другие образные средства языка. Попробуйте, например, решить проблему детского дошкольного воспитания, ориентируясь на определение: “Дети - цветы жизни”. Или решить проблему теплоснабжения на базе определения: “Нефть - это черное золото”.
И, как и в предыдущих случаях, это правило также нарушается довольно часто, причем сознательно. Действительно, прочтите инструкцию к любому (особенно импортному) лекарству. Абракадабра, вгоняющая в дрожь и благоговение неискушенного пациента. И в то же время точное и полное определение для врача, назначающего это лекарство. Разумно? Цель этого определения - антиопределения совершенно прозрачна - исключить самолечение.
Другой пример. Попробуйте
в техническом разговоре
Третий пример - любые неявные определения, где всякое лыко - в строку, где идут в ход все самые отдаленные и тонкие сравнения, метафоры, эпитеты и прочее литературное обрамление, так как именно оно и является, собственно, источником информации об объекте.
Итак, правила определения существуют, но - ни одно из них безусловно не выполняется (или выполняется, но с колоссальным трудом). Хорошенькое дело, не правда ли? Ведь речь идет о фундаментальном логическом приеме, на котором строится все дальнейшее здание рассуждений. Как же быть?
Есть один простой и универсальный выход. Дело в том, что различают определение - описание (или реальное определение) и определение - предписание (или номинальное определение). Первое относится к тому понятию, которое уже есть и уже используется в обиходе, имеет вполне определенное смысловое наполнение и некое общепринятое понимание. Поэтому Ваше определение-описание этого объекта может быть либо истинным, либо ложным в зависимости от того, насколько оно совпадает с общепринятым. Что касается определения-предписания, то оно формируется для узкой, конкретной ситуации или обсуждения и относится к тому, как участники обсуждения и совместных действий договорятся называть то или иное явление или предмет (независимо от того, как это определение соотносится с общепринятыми понятиями, если они существуют); значит, о его истинности или ложности говорить нет смысла. Определение - предписание имеет узкую область применения, согласованную участниками. Характерный пример - любой закон, который начинается с раздела определений - предписаний для всех ключевых понятий, используемых в данном законе; определения, введенные в этом первом разделе закона, действуют только в пределах данного закона. Обязательно такие определения-предписания встречаются в юридических документах договорного характера, где точное недвусмысленное определение наиболее важных понятий (и прежде всего самого предмета договора и его участников) является одним из основных условий исключения двойственного толкования договора. И тогда в тексте договора о каком-либо объекте, наименование которого допускает неоднозначное толкование, появляется фраза типа: ”<Объектом>, в смысле настоящего договора, называется...” и далее идет перечень тех характеристик и свойств, которые в настоящем договоре (и только в нем!) определяют смысловые контуры того, что названо <объектом>. Впрочем, это помогает не всегда, и недобросовестные партнеры договоров частенько находят даже в самом скрупулезном определении-предписании белые пятнышки, раскрашивая их в суде в выгодные для себя цвета.