Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 21:54, реферат
Все многообразные способы обоснования (аргументации), обеспечивающие в конечном счёте «достаточные основания» для принятия утверждения, можно разделить на эмпирические и теоретические. Первые опираются по преимуществу на опыт, вторые — на рассуждение. Различие между ними является, конечно, относительным, как относительна сама граница между эмпирическим и теоретическим знанием.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ………………………………………………………………………..3
1. Эмпирическая аргументация……………………………………………….5
2. Факты как примеры и иллюстрации………………………………………10
Заключение ……………………………………………………………………16
Список литературы …………………………………………………………...17
Таким образом, если ограничить круг способов обоснования утверждений их прямым или косвенным подтверждением в опыте, то окажется непонятным, каким образом все-таки удается переходить от гипотез к теориям, от предположений к истинному знанию.
2. ФАКТЫ КАК ПРИМЕРЫ И ИЛЛЮСТРАЦИИ
Эмпирические данные могут использоваться в ходе аргументации в качестве примеров, иллюстраций и образцов.
Пример – это факт или частный случай, используемый в качестве отправного пункта для последующего обобщения и для подкрепления сделанного обобщения.
"Далее я говорю, –
писал философ XVIII в. Дж.Беркли,
– что грех или моральная
испорченность состоят не во
внешнем физическом действии
или движении, но во внутреннем
отклонении воли от законов
разума и религии. Ведь
В случае примера рассуждение
идет по схеме: "если первое, то второе;
второе имеет место; значит, первое
также имеет место". Данное рассуждение
от утверждения следствия
Пример может использоваться не только для поддержки описательных утверждений, но и в качестве отправного пункта для описательных обобщений. Пример не способен поддерживать оценки и утверждения, которые, подобно нормам, клятвам, обещаниям, рекомендациям, декларациям и т.п., тяготеют к оценкам. Пример не может служить и исходным материалом для оценочных и подобных им утверждений. То, что иногда представляется в качестве примера, призванного как-то подкрепить оценку, норму и т.п., на самом деле является не примером, а образцом. Отличие примера от образца существенно: пример представляет собой описание, в то время как образец является оценкой, относящейся к какому-то частному случаю и устанавливающей частный стандарт, идеал и т.п.
Цель примера – подвести к формулировке общего положения и в какой-то мере быть доводом в поддержку последнего. С этой целью связаны критерии выбора примера. Прежде всего, избираемый в качестве примера факт или частный случай должен выглядеть ясным и неоспоримым. Он должен также достаточно отчетливо выражать тенденцию к обобщению. С требованием тенденциозности, или типичности, фактов, берущихся в качестве примера, связана рекомендация перечислять несколько однотипных примеров, если взятые поодиночке они не подсказывают с нужной определенностью направление предстоящего обобщения или не подкрепляют уже сделанное обобщение. Если намерение аргументировать с помощью примера не объявляется открыто, сам приводимый факт и его контекст должны показывать, что слушатели имеют дело именно с примером, а не с описанием изолированного явления, воспринимаемым как простая информация. Событие, используемое в качестве примера, должно восприниматься если и не как обычное, то во всяком случае как логически и физически возможное. Если это не так, то пример просто обрывает последовательность рассуждения и приводит как раз к обратному результату или комическому эффекту. Пример должен подбираться и формироваться таким образом, чтобы он побуждал перейти от единичного или частного к общему, а не от частного опять-таки к частному.
Особого внимания требует
противоречащий пример. Обычно считается,
что такой пример может использоваться
только при опровержении ошибочных
обобщений, их фальсификации. Если выдвигается
общее положение "Все лебеди белые",
то пример с черными лебедями, живущими
в Австралии, способен опровергнуть
данное общее положение. Рассуждение
идет по схеме: "Все S есть Р; но Sn не есть
Р; следовательно, некоторые S не есть Р".
Однако противоречащий пример нередко
используется и иначе: он вводится с
намерением воспрепятствовать
Иногда высказывается мнение, что пример должен приводиться до формулировки того обобщения, к которому он подталкивает и которое он поддерживает. Вряд ли это мнение оправданно. Порядок изложения не особенно существенен для аргументации с помощью примера. Он может предшествовать обобщению, но может также следовать за ним. Функция примера – подтолкнуть мысль к обобщению и подкрепить это обобщение конкретным и типичным примером. Если упор делается на то, чтобы придать мысли движение и помочь ей по инерции прийти к обобщающему положению, то пример обычно предшествует обобщению. Если же на первый план выдвигается подкрепляющая функция примера, то, возможно, его лучше привести после обобщения. Однако, эти две задачи, стоящие перед примером, настолько тесно связаны, что разделение их и тем более противопоставление, отражающееся на последовательности изложения, возможно только в абстракции. Скорее здесь можно говорить о другом правиле, связанном со сложностью и неожиданностью того обобщения, которое делается на основе примера. Если оно является сложным или просто неожиданным для аудитории, лучше подготовить его введение предшествующим ему примером. Если обобщение в общих чертах известно слушателям и не звучит для них парадоксом, то пример может следовать за его введением в изложение.
Иллюстрация – это факт или частный случай, призванный укрепить убежденность аудитории в правильности уже известного и принятого положения. Пример подталкивает мысль к новому обобщению и подкрепляет это обобщение, иллюстрация проясняет известное общее положение, демонстрирует его значение с помощью целого ряда возможных применений, усиливает эффект его присутствия в сознании аудитории. С различием задач примера и иллюстрации связано различие критериев их выбора. Пример должен выглядеть достаточно "твердым", однозначно трактуемым фактом. Иллюстрация вправе вызывать небольшие сомнения, но при этом она должна особенно живо воздействовать на воображение аудитории, останавливать на себе ее внимание. Иллюстрация в гораздо меньшей степени, чем пример, рискует быть неверно интерпретированной, так как за нею стоит уже известное положение. Различие между примером и иллюстрацией не всегда является отчетливым. Аристотель различал два употребления примера, в зависимости от того, имеются у оратора какие-либо общие принципы или нет: "... необходимо бывает привести много примеров тому, кто помещает их в начале, а кто помещает их в конце, для того достаточно одного [примера], ибо свидетель, заслуживающий веры, бывает полезен даже в том случае, когда он один".4 Роль частных случаев является, по Аристотелю, разной в зависимости от того, предшествуют они тому общему положению, к которому относятся, или следуют после него. Дело, однако, в том, что факты, приводимые до обобщения, – это, как правило, примеры, в то время как один или немногие факты, даваемые после него, представляют собой иллюстрацию. Об этом говорит и предупреждение Аристотеля, что требовательность слушателя к примеру более высока, чем к иллюстрации. Неудачный пример ставит под сомнение то общее положение, которое он призван подкрепить. Противоречащий пример способен даже опровергнуть это положение. Иначе обстоит дело с неудачной, неадекватной иллюстрацией: общее положение, к которому она приводится, не ставится под сомнение, и неадекватная иллюстрация расценивается скорее как негативная характеристика того, кто ее применяет, свидетельствующая о непонимании им общего принципа или о его неумении подобрать удачную иллюстрацию. Неадекватная иллюстрация может иметь комический эффект: "Надо уважать своих родителей. Когда один из них вас ругает, тут же ему возражайте". Ироническое использование иллюстрации является особенно эффективным при описании какого-то определенного лица: сначала этому лицу дается позитивная характеристика, а затем приводится несовместимая с нею. Так, в "Юлии Цезаре" Шекспира Антоний, постоянно напоминая, что Брут – честный человек, приводит одно за другим свидетельства его неблагодарности и предательства.
Конкретизируя общее положение
с помощью частного случая, иллюстрация
усиливает эффект присутствия. На этом
основании в ней иногда видят
образ, живую картинку абстрактной
мысли. Иллюстрация не ставит, однако,
перед собой цель заменить абстрактное
конкретным и тем самым перенести
рассмотрение на другие объекты. Это
делает аналогия, иллюстрация же –
не более чем частный случай, подтверждающий
уже известное общее положение
или облегчающий более
Часто иллюстрация выбирается
с учетом того эмоционального резонанса,
который она способна вызвать. Так
поступает, например, Аристотель, предпочитающий
стиль периодический стилю
Сравнение, используемое в аргументации и не являющееся сравнительной оценкой (предпочтением), обычно представляет собой иллюстрацию одного случая другим, при этом оба случая рассматриваются как конкретизации одного и того же общего принципа. Типичный пример сравнения: "Людей показывают обстоятельства. Стало быть, когда тебе выпадает какое-то обстоятельство, помни, что это бог, как учитель гимнастики, столкнул тебя с грубым концом".6
ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
Наилучшим принципом убедительного рассуждения является правило: лучше меньше, да лучше, т.е. все относящиеся к обсуждаемому тезису факты и положения должны быть тщательно взвешены и отобраны, чтобы получить надежную и убедительную систему аргументов.
Достаточно аргументов следует
расценивать не в смысле их количества,
а с учетом их весомости. При этом
отдельные, изолированные аргументы,
как правило, обладают малым весом,
ибо допускают различное
Таким образом, важность правильной аргументации, основывается, прежде всего, не на количестве фактов, а на их убедительности, яркости, впечатляющей логике.
Список используемой литературы:
1. Гетманова А.Д. Логика:
учебник для вузов/ А.Д.
2. Ивлев Ю.В. Логика: учебник/ Ю.В. Ивлев. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2010. – 304 с.
3. Ивлев Ю.В. Теория и практика аргументации: учебник для вузов/ Ю.В. Ивлев. – М.: Проспект, 2009. – 288 с.
4. Кириллов В.П. Логика: учеб. пособие/ В.П. Кириллов, А.А.Старченко. – М.: Проспект, 2008. – 233 с.
5. Рузавин Г.И. Логика и аргументация: учеб. пособие/ Г.И. Рузавин. – М.: «Культура и спорт», ЮНИТИ, 1997. – 351 с.
1 Поппер К. Логика и рост научного знания. Избранные работы. М, 1983. С. 405.
2 Тимирязев К.А. Жизнь растений. М., 1957. С. 9.
3 Поппер К. Логика и рост научного знания. С. 66.
4 Аристотель. Риторика. Кн. II, 20, 1394а.
5 Там же. Кн. III, 9, 1409а.
6 Эпиктет. Беседы. Кн. I, 24