Автор: a**************@gmail.com, 28 Ноября 2011 в 17:02, реферат
Наука логика – одна из древнейших наук. Ее следы просматриваются в древнеиндийской и древнекитайской философии, а также в философии античной Греции. Наиболее значительной фигурой здесь был Аристотель, которого по праву считают основателем формальной логики. В его сочинениях мы находим основы теоретического знания о формах и приемах мышления. В дальнейшем логика развивалась другими философами, которые видели в ней необходимую науку о мыш
1.Формальная логика как наука о мышлении
2. Структура формальной логики
3. Практическое значение формальной логики
4. Основные формально-логические законы
5. Основные этапы развития логики и другие ее виды
6. Библиография
Министерство здравоохранения Украины
Днепропетровская Государственная Медицинская Академия
Кафедра Гуманитарных
Наук
«Формальная
логика и другие виды
логики »
Подготовил студент: 2 курса
Юрьевич
Проверил преподаватель
Бондик А.А.
Днепропетровск 2011 г.
План
1.Формальная логика как наука о мышлении
2. Структура формальной логики
3. Практическое значение формальной логики
4. Основные формально-логические законы
5. Основные этапы развития логики и другие ее виды
6. Библиография
Введение
Наука логика – одна
из древнейших наук. Ее следы просматриваются
в древнеиндийской и
1. Формальная логика как наука о мышлении
Название науки логики происходит от греческого слова logos, что означает речь, мысль, разум. Сферой логики является интеллектуальная познавательная деятельность или процесс мышления. С учетом этого можно дать следующее определение науки логики: логика есть наука о законах, формах и приемах мышления, осуществляемого с помощью языка.
Мышление не может существовать без языка. Язык придает нашим мыслям определенность, с его помощью мысль обретает форму слова, предложения, и таким образом она становится доступной другим людям. Язык выступает как непосредственная действительность мысли; благодаря языку мысль предстает как информация, которая накапливается из поколения в поколение и передается ими в целях дальнейшего использования. Язык, таким образом, выступает важнейшим связующим звеном исторических поколений. Что же касается мышления (рассуждения), то каждый из нас знает из собственного опыта, как трудно бывает порой выразить свои мысли, если мы не владеем языком. Язык может быть препятствием мышления, и может быть его стимулом. Особенно это видно, когда мы овладеваем иностранным языком. Критерием овладения иностранным языком является наша способность мыслить (думать) на иностранном языке.
Обдумывая тот или иной вопрос, решая задачу и т.п., мы можем не произносить вслух ход рассуждений, но это не значит, что мы не используем язык; просто наша речь в этом случае становится внутренней. Таким образом, во всех актах мышления оно непосредственно связано с языком.
Кроме того, язык обладает
тем свойством, что он позволяет
нам выразить мысли о предметах
в обобщенной, абстрактной форме.
Мы мысленно отвлекаемся от конкретных
форм и свойств реальных предметов
и таким образом придаем нашим
словам обобщенную форму; При этом,
однако, связь с реальными предметами
сохраняется; в этом можно убедиться
хотя бы потому, что в различных
иностранных языках различные слова
обозначают одни и те же предметы или
явления. Способность человека к
абстрактному мышлению заложена в нем
от рождения, но по мере его взросления,
а также обучения, воспитания, общения
с другими людьми, овладения культурными
ценностями, она развивается и
затем реализуется в его
Несмотря на столь тесную связь языка и мышления, они представляют собой разные явления и исследуются разными науками: язык является предметом языкознания, мышление изучается формальной логикой. Каждая наука использует естественный язык, но в то же время не может обойтись без искусственного языка. Особенно это касается математики, физики и др. наук, но и логики тоже. Так называемый формализованный язык здесь применяется очень широко. Но этот язык выступает лишь средством изучения мышления. В мышлении формальная логика изучает логические формы и формально-логические законы, которые мы рассмотрим в этой и последующих лекциях.
Мышление, однако, является
объектом исследования не только логики,
но и психологии. Психология изучает
процесс мышления индивида, она исходит
при этом из внутренних характеристик
личности, которые формируются как
природными и наследственными факторами,
так и внешними культурными и
социальными условиями. Следовательно,
психология учитывает конкретные стороны
действительности, тогда как логика
отвлекается от них. Логику не интересует
вопрос о том, кто мыслит – юноша
или старец, женщина или мужчина,
здоровый или больной человек
и т.д., но для психологии этот вопрос
очень важен. Логика не касается вопроса
о побудительных мотивах
Указанные различия
между логикой и психологией
не препятствуют им в содействии в
процессе решения познавательных задач.
И та, и другая, но каждая по-своему,
способствуют изучению познавательной
деятельности; психология формулирует
положения о том, какие черты
психики необходимы для овладения
различными методами мышления; логика
же раскрывает арсенал тех средств,
знание которых усиливает
2. Структура формальной логики
Современная формальная
логика является очень разветвленной
наукой и может быть разделена
на части по различным основаниям.
В зависимости от того, применяется
ли математический аппарат (логические
исчисления) или изучаются общие
формы мысли без его
В свою очередь, общая логика подразделяется на два раздела по различию изучаемых объектов.
Первый раздел является учением об основных формах (элементах) мышления, без которых невозможно ни обыденное, ни научное мышление. К основным формам мышления относятся понятия, суждения и умозаключения. В этот раздел включается учение об основных формально-логических законах.
Второй раздел включает систематические формы, без которых невозможно научное мышление. Сюда входят определения, классификация, доказательства, логические методы, связанные с анализом данных опыта.
Математическая логика имеет много разветвлений. Она применяет табличное построение логики высказываний, использует специальный язык символов и формулы логики высказываний.
Понятие «общая логика»
в некоторых случаях
3. Практическое значение формальной логики
Прежде всего нужно усвоить то, что соблюдение законов и принципов формальной логики является необходимым условием достижения истины. Ввиду того, что выводное знание имеет место во всех сферах мыслительной деятельности, то знание законов необходимо каждому человеку, независимо от характера его деятельности. Практически, однако, многие люди не изучали (не изучают) формальной логики, и это не мешает им правильно мыслить. Почему? Все дело в том, что в этих случаях они безотчетно пользуются так называемой естественной логикой. Каково ее происхождение? Многие поколения людей еще с глубокой древности выделили и зафиксировали в письменных источниках те мудрые и простые правила мысли и действия, которыми они пользовались и добивались успеха. Эти житейские правила передаются из поколения в поколение, и первыми учителями естественной логики для нас являются наши родители и воспитатели; они помогают нам осмыслить наш жизненный опыт на стадии детства и юношества. Элементы естественной логики широко представлены в мировой художественной литературе, где герои всегда действуют исходя их конкретных обстоятельств и в своих рассуждениях прибегают к логическим обоснованиям своих поступков. Примером может служить знаменитый монолог Гамлета «To be, or not to be?». Другой, не менее интересный пример мы можем найти в трагедии Гете «Фауст» (часть 1, сц. 4); здесь Мефистофель, по сговору с Фаустом приняв его облик, делает поучения молодому ученику о полезности курса логики для тренировки ума. Другим источником естественной логики являются научные тексты, которые несут в себе высокую культуру мышления их создателей. Внимательно читая их произведения, мы учимся, как надо рассуждать. Этот путь, однако, ограничивает наши возможности. т.к., идя по нему, мы действуем вслепую. Другое дело, когда мы знаем законы и формы мышления и сами можем сознательно ими пользоваться: приводить в порядок разрозненные эмпирические понятия, систематизировать их и определять их точный смысл.
Особо важное значение логика имеет в научной деятельности. Занятия наукой необходимо связаны с разработкой понятий, систематизацией знания, что предполагает использование логических правил. Подлинная наука базируется на строгой дисциплине мышления, умении отвлекаться от несущественных деталей и способности придать творческому процессу целенаправленный характер.
В области философии логика является необходимым инструментом мысли, поскольку философия пользуется абстракциями, и тайны умозаключений из философских трактатов, суть философских систем, могут быть раскрыты при знании логики.
В научных дискуссиях
логика играет роль «интеллектуального
полицейского» в том смысле, что
если оппоненты исходят из одних
и тех же посылок, но приходят к
разным результатам, то это потому,
что кто-то из них не соблюдает
требования формальной логики. Неслучайно
подлинно научными дискуссиями считаются
те, в которых анализируется логика
оппонентов, а не просто происходит
отрицание точки зрения, которое
нередко стимулируется
В письменной и устной речи логика имеет большое значение. Беспорядочные мысли лектора или автора не воспринимаются слушателями и читателями, ибо они несвязны и неорганизованны, они не дают посыла слушателям и читателям самим «оседлать» логику лектора или автора и предвидеть результат рассуждений еще до того, как услышат его из уст лектора или увидят в конце текста. Письменная и устная речь всегда предполагает соучастника в лице читателя или слушателя, а это возможно только тогда, когда речь логически организована.
4.
Основные формально-логические
законы
Хорошо известно, что логика как наука имеет длительную и богатую историю. В лице логики человечество вырабатывало науку о мышлении из поколения в поколение, и на этом пути оно достигло высоких результатов. Как и каждая зрелая наука, логика содержит в себе законы, т.е. те необходимые и существенные связи, которые повторяются в самых различных ситуациях как устойчивые зависимости, знание которых позволяет людям избегать ошибок в мышлении и практически действовать, опираясь на истину.