Доказательство

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 00:15, контрольная работа

Описание работы

Теория доказательства и опровержения является в современных условиях средством формирования научно обоснованных убеждения. В науке ученым приходится доказывать самые разные суждения, например суждение о том, что существовало до нашей эры, к какому периоду относятся предметы, обнаруживаемые при археологических раскопках, об атмосфере планет Солнечной системы, о звездах и галактиках Вселенной, о теоремах математики, о направлении развития ЭВМ, об осуществлении долгосрочных прогнозов погоды, о тайнах Мирового океана и космоса. Все эти суждения должны быть научно обоснованны.

Содержание

Введение 3
1. Структура доказательства 4
2. Аргументация 4
3. Виды доказательства 6
4. Понятие опровержения. 6
5. Правила и ошибки встречающиеся в доказательстве и опровержении. 7
5.1Правила и ошибки, относящиеся к тезису 7
5.2Правила и ошибки, относящиеся к аргументам 8
5.3Правила к форме обоснованного тезиса (демонстрации) и ошибки в форме доказательства 9
Заключение 11
Список использованной литературы 12

Работа содержит 1 файл

Логика 9..doc

— 99.00 Кб (Скачать)

3. “Переход  в другой род”. Имеются две  разновидности этой ошибки: а)  “кто слишком много доказывает, тот ничего не доказывает”; б) “кто слишком мало доказывает, тот ничего не доказывает”.

В первом случае ошибка возникает тогда, когда вместо одного истинного тезиса пытаются доказать другой, более сильный тезис, и  при этом второй тезис может оказаться  ложным. Если из а следует б, но из б не следует а, то тезис а является более сильным, чем тезис б. Например, если вместо того чтобы доказывать, что этот человек не начинал первым драку, начнут доказывать, что он не участвовал в драке, то ничего не смогут доказать, если этот человек действительно дрался и кто-нибудь это видел.

Ошибка “кто слишком мало доказывает, тот ничего не доказывает” возникает тогда, когда вместо тезиса а мы докажем более слабый тезис б. Например, если, пытаясь доказать, что это животное — зебра, мы доказываем, что оно полосатое, то ничего не докажем, так как тигр — тоже полосатое животное.

 

5.2 Правила  и ошибки, относящиеся к аргументам

 

Правила.

Аргументы, приводимые для доказательства тезиса, должны быть истинными.

Аргументы должны быть достаточным основанием для доказательства тезиса.

Аргументы должны быть суждениями, истинность которых  доказана самостоятельно, независимо от тезиса.

 

Ошибки.

1. Ложность основания  (“Основное заблуждение”). В качестве  аргументов берутся не истинные, а ложные суждения, которые выдают или пытаются выдать за истинные. Ошибка может быть непреднамеренной. Например, геоцентрическая система Птоломея была построена на основании ложного допущения, согласно которому Солнце вращается вокруг Земли. Ошибка может быть и преднамеренной (софизмом), совершенной с целью запутать, ввести в заблуждение других людей (например, дача ложных показаний свидетелями или обвиняемым в ходе судебного расследования, неправильное опознание вещей или людей и т.п.).

Употребление  ложных, недоказанных или непроверенных аргументов нередко сопровождается оборотами: “всем известно”, “давно установлено”, “совершенно очевидно”, “никто не станет отрицать” и т.п. Слушателю как бы оставляется одно: упрекать себя за незнание того, что давно и всем известно.

2. “Предвосхищение оснований”. Эта ошибка совершается тогда, когда тезис опирается на недоказанные аргументы, последние же не доказывают тезис, а только предвосхищают его.

3. “Порочный  круг”. Ошибка состоит в том,  что тезис обосновывается аргументами,  а аргументы обосновываются этим же тезисом. Эта разновидность ошибки “применение недоказанного аргумента”.

5.3 Правила  к форме обоснованного тезиса (демонстрации) и ошибки в форме  доказательства

 

Правила.

Тезис должен быть заключением, логически следующим  из аргументов по общим правилам умозаключений или полученным в соответствии с правилами косвенного доказательства.

 

Ошибки в  форме доказательства.

1. Мнимое следование. Если тезис не следует из  приводимых в его подтверждение  аргументов, то возникает ошибка, называемая “не следует”. Иногда вместо правильного доказательства аргументы соединяют с тезисом посредством слов: “следовательно”, “итак”, “таким образом”, “в итоге имеем” и т.п., — полагая, что установлена логическая связь между аргументами и тезисом. Эту логическую ошибку часто неосознанно допускают люди, не знакомые с правилами логики, полагающиеся на свой здравый смысл и интуицию. В результате возникает словесная видимость доказательства.

2. От сказанного  с условием к сказанному безусловно. Аргумент, истинный только с учетом определенного времени, отношения, меры, нельзя приводить в качестве безусловного, верного во всех случаях. Так, если кофе полезен в небольших дозах (например, для поднятия артериального давления), то в больших дозах он вреден. Аналогично мышьяк ядовит, но в небольших дозах его добавляют в некоторые лекарства. Лекарства врачи должны подбирать для больных индивидуально. Педагогика требует индивидуального подхода к учащимся; этика определяет нормы поведения людей, и в различных условиях они могут несколько варьироваться (например, правдивость — положительная черта человека, разглашение военной тайны — преступление).

 

Нарушение правил умозаключений.

1. Ошибки в  дедуктивных умозаключениях. Например, в условно-категорическом умозаключении  нельзя вывести заключение от утверждения следствия к утверждению основания. Так, из посылок: “Если число оканчивается на 0, то оно делится на 5” и “Это число делится на 5” — не следует заключение: “Это число оканчивается на 0”.

Примером такой  ошибки может быть умозаключение: “Каждый металл является химическим элементом; латунь — метал, значит латунь — химический элемент”.

2. Ошибки в индуктивных  умозаключениях. Одна из таких  ошибок — “поспешное обобщение”, например утверждение, что “все  свидетели дают необъективные показания”. Другой ошибкой является “после этого — значит, по причине этого” (например, пропажа вещи обнаружена после прихода в дом этого человека, значит, он ее унес). На этой логической ошибке основаны все суеверия.

3. Ошибка в  умозаключении по аналогии. Ошибки по аналогии можно проиллюстрировать примерами ложных аналогий (так называемые вульгарные аналогии), в том числе аналогии алхимиков. Главная цель алхимии — нахождение так называемого “философского камня” для превращения неблагородных металлов в золото и серебро, получения эликсира долголетия, универсального растворителя и т.п. Вместе с этим отмечается и положительная роль алхимии.

Гадание и прорицание — это всегда рассуждение по аналогии. Распространенная группа гаданий опирается  на аналогию между телом человека и его судьбой. Аналогия проводится между линиями руки и судьбы.

 

Заключение

 

Раскрывая логическую сущность доказательства, мы рассмотрели  типичное для формальной логики построение доказательного рассуждения при  заранее сформулированном положении с оценкой тезиса в качестве истинного или ложного суждения. Задача доказывающего сводится к подбору достаточных аргументов и выведению из них с логической необходимостью данного тезиса. Такой процесс доказательства преследует либо дидактические цели убеждения (слушателей, читателей) в истинности известного научного положения, либо научную цель проверки суждения, истинность которого еще не установлена.

Логическое доказательство необходимо как в естественных, так и в общественных науках — здесь оно играет еще более важную роль, чем в науках о природе. Если в естествознании решающим доводом служит физический эксперимент и химическая реакция, то в науках, изучающих общественную жизнь, то и другое должна заменить сила абстракции, логическая убедительность доказательства. Тем более это необходимо потому, что в общественных науках беспристрастные научные изыскания сплошь и рядом подменяются предвзятой, угодливой апологетикой.

Познавательная и методическая роль доказательства состоит в обеспечении  логической обоснованности научных положений, их глубокого усвоения и дальнейшего развития. Эти аспекты доказательного рассуждения необходимы и в научном познании, и в процессе передачи знания другим. Задача обучения прежде всего ставит своей целью прочное и сознательное овладение системой знаний, необходимых в практической деятельности. Логически стройное и доказательное изложение учебного материала повышает культуру логического мышления учащихся, их способность самостоятельно овладевать знаниями и творчески применять их на практике.

 

Список использованной литературы

 

  1. Арно А., Николь П. Логика, или Искусство мыслить, М,: Наука, 1981.
  2. Гарднер М. А ну-ка, догадайся! М.: Мир, 1984.
  3. Гетманова А.Д.  Учебник по логике - М.: Владос, 1994.
  4. Ивин А.А.  Искусство правильно мыслить - М.: Просвещение, 1990.
  5. Коваль С.  От развлечения к знаниям /Пер. О. Унгурян - Варшава: Начно-техническое изд-во, 1972.
  6. Перельман Я.И.  Занимательная алгебра - М.: Наука, 1976.
  7. Поварнин С. И. Искусство спора. М., 1995
  8. Хоменко Е.А. Логика. Учебное пособие.М.,1976.



Информация о работе Доказательство