Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 00:55, контрольная работа
Упражнения на логику:
Определите тезис, аргументы и способ следующих доказательств:
Поскольку геометрическая фигура является треугольником, то сумма внутренних углов этой фигуры равна 180°.
Все области Республики Беларусь имеют свои центры. Их название совпадает с названием области. Значит, областным центром Брестской области является город Брест.
Если бы это было сердечное заболевание, то соответствующие признаки были бы видны на кардиограмме. Но кардиограмма в порядке. Значит, это не сердечный приступ.
1. Определение доказательства и его структура.
2. Виды доказательства. Правила и ошибки.
2. «Предвосхищение оснований». Эта
ошибка совершается тогда,
3. «Порочный круг». Ошибка
Вопрос: Значит, древнейшие гоминиды пользовались орудиями?
Ответ: Мы предполагаем, что да. У них, как у шимпанзе, была такая потенциальная способность, и они сохранили её, покинув лес.
Вопрос: Но что стимулировало ее развитие?
Ответ: На открытой местности им требовались орудия, чтобы защищаться от врагов.
Вопрос: А почему?
Ответ: Потому что клыки у них были небольшими.
Вопрос: А почему клыки у них были небольшими?
Ответ: Потому что клыки им были не нужны. Они овладевали прямохождением, а это давало им все больше возможностей пользоваться оружием. Оружие позволяло им успешнее защищаться, и большие клыки утратили свое значение как средство защиты.
4. «Аргументы к авторитету».
Этим аргументом, который является вполне законным способом аргументации и используется, в частности, для ее сокращения, можно легко злоупотребить. Не все высказывания авторитетов истинны даже в их собственной области, а тем более за пределами их профессиональной активности. Легко, например, выдать мнение, высказанное авторитетом, с какой-либо оговоркой или ограничением за суждение без этой оговорки или ограничения.
5. «Аргумент к личности». Это одна из самых распространенных ошибок по отношению к аргументам.
Аргумент к личности — рассуждение, направленное на подмену доказательства истинности или ложности тезиса анализом личности человека, высказавшего этот тезис.
Ошибка состоит в подмене доказательства самого тезиса ссылками на личные качества того, кто выдвинул этот тезис. Например, вместо того чтобы доказывать ценность и новизну диссертационной работы, говорят, что диссертант — заслуженный человек, что он много потрудился над диссертацией и т. д. Разговор классного руководителя, например, с учителем русского языка об оценке, поставленной ученику, иногда сводится не к доказательству, что этот ученик заслужил эту оценку своими знаниями, а к ссылкам на личные качества ученика: он хороший общественник, много болел в этой четверти, по другим всем предметам он успевает и т. д.
6. «Довод к публике». Состоит в попытке повлиять на чувства людей, чтобы те поверили в истинность выдвинутого тезиса, хотя его и нельзя доказать. Человек, пользующийся таким авторитетом, обращается уже не к своему оппоненту, а к присутствующим или даже случайным слушателям, стремясь привлечь их на свою сторону и с их помощью оказать психологическое давление на противника. Одна из наиболее эффективных разновидностей аргумента к публике — ссылка на материальные интересы присутствующих.
Пример. В чистом виде аргумент к личности встречается в «Золотом теленке» Ильфа и Петрова. Это возглас Шуры Балаганова, который он издавал перед дракой: «А ты кто такой?».
7. «Палочный аргумент». Аргумент к силе — это использование в рассуждении угрозы применения насилия или иной формы принуждения, если тот, к кому обращено доказательство, не поверит в истинность аргументов.
8. «Аргумент к невежеству».
9. «Предвосхищение основания». Предвосхищение
основания ошибка в
Пример. Если доказывают тезис «Все студенты стремятся к добродетели» и в качестве основания приводят суждение «Все люди стремятся к добродетели», то совершается ошибка «предвосхищение основания», поскольку само суждение, приводимое в качестве довода, нуждается в обосновании.
10. «Круг в доказательстве» — это логическая ошибка, состоящая в том, что истинность тезиса обосновывается с помощью аргумента, истинность которого требует обоснования с помощью самого тезиса.
Пример. В следующем доказательстве: «Изучение истории полезно, потому что изучение истории Древней Греции принесло мне пользу» — аргумент — «Изучение истории принесло мне пользу» предполагает истинность тезиса, ибо изучение истории некоторой эпохи полезно только тогда, когда полезно изучение истории вообще.
11. «Противоречие в аргументах» — логическая ошибка, при которой аргументы, приводимые для доказательства тезиса, противоречат друг другу.
Пример. Обвиняемый в своих интересах воспользовался подложной телеграммой об открытии наследства. На процессе он утверждал, что искренне верил этой телеграмме, и защита выставила для подтверждения этого двух свидетелей.
Первый свидетель описывает крайнее расстройство обвиняемого, когда он узнал о подделке. Второй свидетель, который был у него позже, показал, что он стал свидетелем обморока, когда обвиняемый узнал о подделке. Однако присяжные решили, что один и тот же человек не мог быть поражен одним и тем же событием два раза.
12. «Аргумент к тщеславию» — расточение неумеренных похвал оппоненту в надежде сделать его мягче и покладистей. Выражения: “Я верю в глубокую эрудицию оппонента”, “Оппонент — человек выдающихся достоинств” и т. п. — можно считать завуалированными аргументами к тщеславию.
13. «Аргумент к жалости» — возбуждение в другой стороне жалости и сочувствия. Этот аргумент бессознательно используется многими людьми, которые усвоили себе манеру постоянно жаловаться на тяготы жизни, трудности, болезни, неудачи и т. п., в надежде пробудить в слушателях сочувствие и желание уступить, помочь в чем-то.
14. «Неприкрытый лживый аргумент» состоит в приведении явно ложного аргумента, предполагая, что оппонент по причине отсутствия смелости смолчит.
Пример. После революции в сибирской деревне комиссар в кожаной куртке вел беседу: «Бога нет, а человек произошел от обезьяны». Крестьяне сказали: «Докажи, что человек произошел от обезьяны». Комиссар ответил: «Месяц назад на Кавказе обезьяна родила человека». Крестьяне поверили. Они привыкли верить друг другу.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Берков, В. Ф. Логика / В. Ф. Берков, Я. С. Яскевич, В. И. Павлюкевич. – Минск, 1998.
2. Гетманова, А. Д. Логика / А. Д. Гетманова. – М., 1994.
3. Горский, Д. П. Краткий словарь по логике / Д. П. Горский. – М., 1991.
4. Иванов, Е. И. Логика / Е. И. Иванов. – М., 2000.
5. Ивин, А. А. Логика / А. А. Ивин. – М., 2000.
6. Кириллов, В. И. Логика / В. И. Кириллов, А. А. Старченко. – М., 1995.
7. Малыхина,
Г. И. Логика / Г. И. Малыхина.
– Минск, 2002, 2003, 2005.
Упражнения
1. Определите
тезис, аргументы и способ
1.1. Поскольку геометрическая фигура является треугольником, то сумма внутренних углов этой фигуры равна 180°.
Тезис: «Данная фигура – треугольник, значит сумма всех внутренних углов 180°».
Аргументы:
- данная
геометрическая фигура
- сумма
внутренних углов любого
В данной
задаче использовался прямой способ доказательства,
т.к. в первую очередь были использованы
признанные обоснованные утверждения
(аргументы), а после была установлена
логическая связь между аргументами и
тезисом.
1.2. Все области Республики Беларусь имеют свои центры. Их название совпадает с названием области. Значит, областным центром Брестской области является город Брест.
Тезис: «областной центр
Аргументы:
- все области Республики Беларусь имеют свои областные центры;
- название центра совпадает с названием области.
В данной
задаче так же использовался прямой способ
доказательства, т.к. в первую очередь
были использованы признанные обоснованные
утверждения (аргументы), а после была
установлена логическая связь между аргументами
и тезисом.
1.3. Если бы это было сердечное
заболевание, то
Тезис: «это не сердечный приступ».
Аргументы:
- кардиограмма в порядке;
- при сердечное заболевание признаки видны на кардиограмме.
Это косвенное доказательство. Вместо прямого обоснования тезиса выдвигается антитезис, что у пациента в самом деле сердечный приступ. Из антитезиса выводятся следствия, но они опровергаются объективными данными. Это говорит, что допущение о сердечном приступе неверно. Отсюда следует, что тезис «это не сердечный приступ» истинен.
Информация о работе Доказательство как логическая основа аргументации