Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 07:09, реферат
Мышление изучают со многих сторон, и каждая сторона – предмет отдельной науки. Изучением мышления со стороны процессов, протекающих в больших полушариях головного мозга, занимается физиология нервной деятельности. Различные формы психологической деятельности, которые у человека тоже осмысленны, - предмет психологии. И можно изучать мышление со стороны его общих закономерностей и форм. Этот аспект является предметом логики.
Также аргументативные процессы могут быть прямыми и косвенными.
Прямой называется аргументация,
в которой аргументы и
В прямых аргументациях тезис непосредственно выводится из аргументов в качестве заключения ( если речь идет об обосновании его истинности) или устанавливается его несовместимость с аргументами ( при обосновании его ложности).
Косвенная аргументация.
Аргументация называется
Опосредствующие суждения
Если речь идет о
В других случаях
Пример апагогического
Другой вид косвенных аргументаций – разделительные.
Пример разделительной
Доказательство от противного
тоже можно рассматривать как
разделительные с двумя
Опровержение и критика как виды аргументативных процессов
Опровержение и критика также бывают прямыми и косвенными, однако в этих аргументативных процессах есть своя специфика. Опровергнуть какое – либо высказывание легче, чем доказать. Достаточно вывести из тезиса следствие, противоречащее хотя бы одному аргументу, или из тезиса и аргументов – два противоречащих друг другу высказывания, как тезис опровергнут. И в том, и в другом случае опровержение прямое, без привлечения опосредующих суждений. Косвенное же опровержение предполагает обоснование истинности антитезиса (противоречащего тезису суждения) или истинности противоположного ему суждения. Из-за того, что истинность обосновать сложнее, чем ложность, косвенное опровержение встречаются гораздо реже, чем прямые.
Прямое опровержение
Косвенное
опровержение тезиса осуществляется обоснованием
истинности антитезиса (высказывания,
противоречащего тезису) или истинности,
противоположного тезису суждения. Из
признания такого суждения истинным следует
ложность тезиса.
Правила
аргументации по отношению к тезису.
Для того чтобы цель аргументативного процесса была достигнута, т.е. чтобы в той или иной степени была обоснована истинность или ложность тезиса, в аргументациях должны быть соблюдены некоторые логические правила. Эти правила существуют по отношению к каждой структурной части аргументации: тезису, аргументам и демонстрации.
Относительно тезиса существуют два правила:
Ясность тезиса, если он – простое суждение, подразумевает, что ясны его субъект и предикат. Если тезис сложное – суждение, то должно быть ясно, какого вида это сложное суждение. Должен быть ясен смысл всех терминов, встречающихся в формулировки тезиса.
В
процессе аргументации тезис должен
оставаться неизменным или все изменения
должны быть оговорены. Если возникает
необходимость как – то уточнить тезис
или внести в него изменения, это следует
сделать явно. Тогда аргументатироваться
будет этот видоизменённый тезис.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Логика – это наука о формах, законах и приемах мышления.
Мышление имеет содержание и формы. Его содержание составляет отражаемая действительность. Формы мышления это способы, в которых осуществляется отражение.
Формы мысли – это ее структура, то общее что имеют разные по содержанию мысли.
Аргументация - это логический процесс или форма мыслительной деятельности, направленная на обоснование истинности или ложности некоторого высказывания или теории.
Таким образом,
логическая состоятельность и
рассуждения во многом зависит от качества исходного фактического и
теоретического материала - убеждающей силы аргументов. Процесс
аргументации всегда предполагает предварительный анализ имеющегося
фактического и теоретического материала, статистических обобщений,
свидетельств очевидцев, научных данных и т.п. Слабые и сомнительные
аргументы отбрасываются, наиболее веские синтезируются в стройную и
непротиворечивую систему доводов.
В целом была выявлена важность правильной аргументации, которая
основывается, прежде всего, не на количестве фактов, а на их
убедительности,
яркости, впечатляющей логике.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. «Логика» В.И.
Кириллов, А.А. Старченко. Москва, издательство
«Юристъ»,2006
2. Кузина Е.Б. Логика, изд. «Владос». 2005 г. 264 c.
3. Кириллов В.И., Орлов Г.А., Фокин Н.И., упражнение по логике, учебное пособие, 5 изд., изд. «Проспект»., 2007г. 184 с.
4. Русланов
Е. Г. Логика, изд. «Герс». 2008г. 275 с.