Жизнь и творчество В.В. Маяковского

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 18:20, реферат

Описание работы

"Я хочу быть понят моей страной" - эта строка из стихотворения Владимира Маяковского звучит как просьба и заклинание. И хочется действительно понять поэта, не судить о нем поверхностно, разобраться в перипетиях его трагической судьбы. 18 декабря 1912 г. достоянием русского читателя стал литературный альманах, который открывался манифестом "Пощечина общественному вкусу". Подписали его "люди новой жизни" - Давид Бурлюк, Алексей Крученых, Владимир Маяковский и другие футуристы. "Только мы - лицо нашего Времени... - заявляли авторы манифеста. - Прошлое тесно. Академия и Пушкин непонятнее иероглифов. Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч., и проч. с Парохода Современности..."

Работа содержит 1 файл

Жизнь и творчество В.docx

— 31.90 Кб (Скачать)

В стихотворении "Прозаседавшиеся" Маяковский рисует уклад советского учреждения в "дожде бумажных дел", в бесконечных заседаниях, посвященных "покупке склянки чернил" или "объединению Тео и Гукона" (ироническое соединение двух разных учреждений: "Тео - театральный отдел Главполитпросвета, Гукон - Главное управление коннозаводства при комиссариате земледелия). Царство абсурда наваливается на лирического героя, его "свихнувшийся разум" не в состоянии понять "спокойнейший голосок секретаря" о своем начальнике: "Они на двух заседаниях сразу". Гротесковый стиль стихотворения пронизан публицистичностью, ибо газеты тех лет обсуждали многочисленные вопросы советского бытия: "В чем ходить на работу?", "Как строить отношения между мужчиной и женщиной?", "Нужен ли институт знакомств?", "Можно ли носить галстуки, пиджаки, фраки?", "Что такое изящная жизнь?"

Стихотворение "Маруся отравилась" повествует о глупой драме, которая  кончилась самоубийством героини  из-за измены "электротехника Жана", внушавшего ей: "Ужасное мещанство - семейный этот плен". Врагом поэта  становится пошлость во всех ее проявлениях, дурной вкус, рабская зависимость  от западной моды, вещизм, заменяющий общение  с природой, настоящую книгу, любовь ("Письмо любимой Молчанова, брошенной им").

Темы сатирических стихотворений  охватывали всю злобу дня: бюрократизм, быт, любовь, нравы молодежи, псевдоценности советской буржуазии, вызывая гнев, презрение, желание "достучаться" до тех, кто не хочет строить город-сад, не хочет видеть "чахоткины плевки", беспризорных детей. "Шершавый язык" плаката вошел в стилистику Маяковского.

Пьеса "Клоп", имевшая большой  успех в 1929 г. в театре Мейерхольда, собрала послереволюционные сюжеты в комедийный жанр. В доме Розалии  Павловны Ренесанс - владелицы парикмахерской - свадьба. Врачуются ее дочь и бывший рабочий Петр Присыпкин, а ныне Пьер Скрипкин. "Говорящие" фамилии героев как бы напоминают о мимикрии как главном свойстве совмещанина, приспособившегося к нэпу и советским лозунгам. Олег Баян - шафер на свадьбе - объясняет философию нового, красного брака. Невеста и жених вступают в выгодную сделку: он к брачному алтарю принесет "древнее, незапятнанное происхождение" (пролетарское), а она - капитал. Их дом будет "полной чашей", а дети воспитаны в "изящном духе". Присыпкин гордо скажет: "Может, я свой класс благоустройством возвышаю!" Свадьба будет проходить в форме заседания профкома во главе с Олегом Баяном - "идеологом" нового времени, который всем популярно объяснит на языке газет ("удалось согласовать и увязать их классовые противоречия", "вооруженному марксистским взглядом", "будущее счастье человечества") смысл революции. Как считал Маяковский, тип "переходной" эпохи удался. Краснобай, демагог, он станет ключевой фигурой советской администрации, однако поэт так и не увидел тенденции разрастания этого типа в будущем.

Лирика 20-х гг. Многие литературоведы советского периода отмечали планетарное  мышление Маяковского, и его строка "Я над глобусом от горя горблюсь" воспринималась как выражение истинной сути, пафоса творчества. Плакаты, подписи к ним, агитки - это все вроде бы не главное, истинный лиризм "наступившего на горло собственной песне" поэта в ином. Например, стихи о любви ("Лиличке", "Письмо Татьяне Яковлевой", "Письмо товарищу Кострову о сущности любви"). Сильные, напористые, энергичные, афоризмы Маяковского о любви вошли в нашу память.

Любить -

это значит:

в глубь двора

вбежать

и до ночи грачьей,

блестя топором,

рубить дрова,

силой своей

играючи.

("Письмо товарищу Кострову о сущности любви")

Поэт противопоставляет чувственную  любовь настоящему чувству, делающему  человека поэтом, творцом, первопроходцем. Настоящая любовь преодолевает быт - тишину спаленок, шум примусов, счет в банке - и выходит на простор  творчества и взаимного бережного отношения друг к другу.

Тема поэта и поэзии - самая  актуальная в лирике Маяковского. В "Пощечине общественному вкусу" (1914), "Облаке в штанах" (1915) он полемизировал  с "чистой" поэзией, равнодушной  к трагедии города, войне, революции, с традицией элитарного искусства. Б.М. Эйхенбаум, рассматривая феномен  Маяковского, справедливо отмечал, что история поручила ему создать  новую поэтику, в которой "поэтичное" и "злоба дня" не противостояли  бы, а слились. В "Юбилейном" сам  автор новой поэтики, обращаясь  к Пушкину, скажет, что в его  стихах "гудит время телеграфной  строкой" и наступили "битвы  посерьезнее Полтавы", что своим творчеством он выполняет социальный заказ и ему хотелось бы в литературной табели о рангах занять место рядом с Пушкиным, который также "бушевал" в своей эпохе.

"Революцией мобилизованный  и призванный", "горлан, главарь", "ассенизатор и водовоз" - вот назначение поэта, о котором говорит Маяковский во вступлении к незаконченной поэме "Во весь голос". Познакомиться с судьбой поэта, неоднозначной и трагической, полезно, чтобы понять, что отчуждение личности в пользу революционной идеологии с полным отказом от христианских заветов всегда чревато и нравственной и физической гибелью.


Информация о работе Жизнь и творчество В.В. Маяковского