Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 18:20, реферат
"Я хочу быть понят моей страной" - эта строка из стихотворения Владимира Маяковского звучит как просьба и заклинание. И хочется действительно понять поэта, не судить о нем поверхностно, разобраться в перипетиях его трагической судьбы. 18 декабря 1912 г. достоянием русского читателя стал литературный альманах, который открывался манифестом "Пощечина общественному вкусу". Подписали его "люди новой жизни" - Давид Бурлюк, Алексей Крученых, Владимир Маяковский и другие футуристы. "Только мы - лицо нашего Времени... - заявляли авторы манифеста. - Прошлое тесно. Академия и Пушкин непонятнее иероглифов. Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч., и проч. с Парохода Современности..."
"Жизнь и творчество В.В. Маяковского"
"Я хочу быть понят моей
страной" - эта строка из стихотворения
Владимира Маяковского звучит
как просьба и заклинание. И
хочется действительно понять
поэта, не судить о нем
18 декабря 1912 г. достоянием русского
читателя стал литературный
"Только мы - лицо нашего Времени... - заявляли авторы манифеста. - Прошлое тесно. Академия и Пушкин непонятнее иероглифов.
Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч., и проч. с Парохода Современности..."
Не будем торопиться обвинять "бойкую" молодежь в нигилизме в отношении к классике, традициям, святыням, а прочитаем далее: "Кто же, доверчивый, обратит последнюю Любовь к парфюмерному блуду Бальмонта?. Кто же, трусливый, устрашится стащить бумажные латы с черного фрака воина Брюсова?" Потом читатель получит совет вымыть руки, прикасавшиеся к книгам Л. Андреева, "всем этим" Куприным, Блокам, Сологубам, Буниным, и, потрясенный, поймет, что это бунт и против классики, и против современной литературы, против "здравого смысла" и "хорошего вкуса", против существовавшего до них языка, поэтического в первую очередь.
А. Крученых дал такой образец звуко- и словосочетания:
Дыр бур щил убещур...
А в качестве хороших, отличных от "томной сливочной тянучки поэзии" процитировал Д. Бурлюка: "Каждый молод молод молод, В животе чертовский голод".В. Шкловский назвал новаторство футуристов, в частности В. Маяковского, "геологическим сдвигом в мире стиха".
А такая
Нравится манера вам:
нежность
из памяти
вырвать с корнями,
головы скрутить орущим нервам.
А это образец стихов Маяковского, в которых подчеркнутые слова нужно было читать с особой силой. Ученые назовут такой стих "акцентным" (строится путем рассечения фраз, словосочетаний, даже слов), а тонику (музыку) - "декламационной", то есть приспособленной для публичного чтения ("лесенка"). В стихах Маяковского было много неологизмов ("развихрь", "взбара-баним", "сливеют", "чиновноустые") и красочных, необычных метафор: "Я над глобусом от горя горблюсь"; "У меня пожар сердца"; "Слышу: тихо, как больной с кровати, спрыгнул нерв". Яркая, поэтическая новизна поэзии Маяковского многих пленила, вызвала желание подражать. "Мы присутствуем при кризисе искусства вообще, при глубочайших потрясениях в тысячелетних его основах... - писал о творчестве футуристов философ Н. Бердяев. - ... нарушаются все твердые грани бытия, все декристаллизуется, распластывается, распыляется. Человек переходит в предметы, предметы входят в человека, один предмет переходит в другой предмет. Это новое ощущение мировой жизни пытается выразить футуристическое искусство. Человеческий образ исчезает в этом процессе космического распыления, распластования..."
В. Маяковский как поэт сформировался в среде футуристов, но, будучи ярче, талантливее друзей, проложил свою дорогу в поэзии, неразрывно связанную с трагическими десятилетиями русской истории начала века.
Лирический герой Маяковского в "адище города". "Адище города" - ключевой образ поэзии Маяковского до 1917 г. Поэт дал оценку атмосфере, укладу города и человеку, томящемуся в нем. Все несется, движется, падает, скрежещет, ослепляет в этом сгустке цивилизации: "рыжие дьяволы, вздымались автомобили", "трамвай с разбега взметнул зрачки", "железо поездов громоздило лаз", "темнота разрывается сосущим светом" электричества, "лебеди шей колокольных в силках проводов". Картина дополняется букетом бульварных проституток и гробами домов-небоскребов. Названа и жертва города: "сбитый старикашка шарил очки".
Сквозь экстравагантные формы стихотворений проступают трагические черты капиталистического ада, города-убийцы, города-неволи, города-развратника. Город ("Утро", "Из улицы в улицу" и др.) выявляет суть жизни - смесь материального достатка и богатства, человеческой и духовной бедности. Лирический герой раннего Маяковского противопоставляет себя окружающему его миру. Он заявил о себе впервые в стихотворении с названием-вызовом "А вы могли бы?":
Я сразу смазал карту будня,
Плеснувши краску из стакана;
Я показал на блюде студня
Косые скулы океана.
На чешуе жестяной рыбы
Прочел я зовы новых губ.
А вы
Ноктюрн сыграть
могли бы
на флейте водосточных труб?
Мир текста определяется предметами. Все существительные легко делятся на две группы: в одной - слова бытовые, обиходные ("блюдо", "студень", "карта"), в другой - из области музыки и цвета ("краску", "ноктюрн", "флейта"). За каждой из них стоит осмысление-разделение: "поэтическое" - "непоэтическое". Каждый мир в жизни (поэзия - проза) имеет своих поклонников. Лирический герой - "Я" выбирает вольный, бушующий океан, в блюде студня видит его таинственные очертания, и ему ничего не стоит сыграть на водосточной трубе ноктюрн. "Я" не отгорожен от будничной жизни - просто он умеет ее преображать, расцвечивать, обогащать. А вот "Вы" живут иначе, видят вещи такими, какие они есть.
Это стихотворение - микрокосм раннего
Маяковского. Оно дает движение двум
самым главным образам
Конфликт "Я" и "Вы" носит пока романтический характер, хотя обусловлен размежеванием реальным.
Период первой мировой войны обозначил новую веху в творчестве Маяковского. Его лирический герой ощущает одиночество, непонятость. Его попытки достучаться до обывателя трагичны. Он хочет спастись юмором и предлагает парикмахеру причесать ему уши, а гладкий парикмахер становится вдруг "хвойным", злым ("Не понимают!"). Хочет разорвать одиночество и кричит:
Послушайте!
Ведь если звезды зажигают -
Значит, это кому-нибудь нужно?
Лирический герой Маяковского не хочет изоляции от большого человеческого оркестра. Сквозная метафора "люди-оркестр" в стихотворении "Скрипка и немножко нервно" выявляет позицию "Я", которому хочется преодолеть оставленность всеми, побрататься с любым, кто ему поверит, хоть с нежной скрипкой, "выплакивавшей" свое одиночество без слов, без такта. Отчаяние свое лирический герой выражает резко, грубо, иронично. В стихотворении "Нате!" ирония переходит в гротеск: "Вы" - не люди, а "обрюзгший жир", у мужчин - "в усах капуста", "женщины смотрят устрицей из раковин вещей". Зато свое сердце поэт сравнивает с хрупкой, трепетной бабочкой ("бабочка трепетного сердца"), которую толпа, "стоглавая вошь", может легко раздавить.
Стихотворение "Мама и убитый немцами вечер" исполнено сострадания к жертвам войны - безногим, безруким калекам, к матерям и "звездам в платочках из синего ситца, визжавшим: "Убит, дорогой, дорогой мой!" Антивоенные настроения углубляют конфликт между лирическим героем и "ими". Существует легенда, что остросатирическое, гневное "Вам!" Маяковский прочитал в кафе "Бродячая собака", припечатав артистическую молодежь отнюдь не поэтичными словами: "ванна", "клозет", "бездарные", "нажраться", "похотливо". "Грубый гунн", а он этого не скрывает, готов громить всех, кто равнодушен к социальным катастрофам, спрятавшись в "футлярную" жизнь, - независимо от профессии. В знаменитых "гимнах" достается и ученому, и адвокату, и салонному поэту. "Гимн обеду" - гротеск, пародия на торжественную песнь. Лирический герой негодует: человечество слишком много внимания уделяет желудку, забывая о своем "внутреннем человеке", о своей духовной сущности. /
Поэт был убежден, что он любит человека, и обозначил пафос своего творчества так: громада любовь и громада ненависть. Крайности в восприятии мира и человека часто носили эпатажный характер, Маяковский, "красивый, двадцатидвухлетний", "бесценных слов транжир и мот", бросал вызов слабому человечеству и Богу: "Эй, вы, небо, снимите шляпу! Я иду!", сотворив из себя кумира.
Поэма "Облако в штанах" (1915). Название поэмы явно ёрническое, содержащее издевку: прозаизм "штаны" в соседстве с характерным образом поэта - "облаком" работает опять же на конфликт: вы хотите из меня, мужчины, сделать "меняющее свои тона облако", чтобы я отступился от намерения делать социалистическое искусство с его идеями разрушения старого во имя нового, где будут торжествовать "свобода, равенство и братство". Но я не облако, я "тринадцатый апостол" (как было заявлено в первоначальном названии), пророк, глашатай новой веры, отнюдь не христианской.
Вступление в поэму
Слышу:
тихо,
как больной с кровати,
спрыгнул нерв.
И вот,-
сначала прошелся едва-едва,
потом забегал,
взволнованный, четкий.
Теперь и он и новые два
Мечутся отчаянной чечеткой...
Вот он театр метафор у Маяковского,
вот его способность передать
психическое состояние
Маяковский объявляет себя тринадцатым апостолом, который, отвергая старый мир, предвещает близкую революцию ("в терновом венке революций грядет шестнадцатый год").
Творчество Маяковского после Октября 1917 г. "Моя революция. Пошел в Смольный. Работал", - так безоговорочно принял поэт Октябрьский переворот 1917 г., посвятив ему "Оду революции". "О, звериная! О, детская! О, копеечная! О, великая!" - уже в этих эпитетах переданы контрастные проявления революционного светопреставления. "Как обернешься еще, двуликая? Стройной постройкой, грудой развалин?" - вопрошал поэт, предугадав будущее разорение России, ирей
"Левый марш" - самое революционное
стихотворение Маяковского - намечает
новый художественный конфликт
в лирике поэта: "МЫ" (краснофлотцы,
Ленин, Теодор Нетте,
Сатиру Маяковский назвал своим любимым оружием, метившим в годы революции в "контру", а после нее - в совмещанина ("О дряни"). "Совмещении" - изобретение поэта, каламбур, соединяющий в себе три слова: "советский", "совмещать" и "мещанин". Без сатирической окраски слово "мещанин" довольно безобидно, т.к означает "человека, прикрепленного к месту". Эпоха Маяковского - эпоха словотворчества, неологизмов типа: "совкино", "совкультура". Поэт гордился тем, что он советский ("Я себя советским чувствую заводом, вырабатывающим счастье"), возмущался любым сокращением доброго слова, поэтому в отместку и придумал: "совмеща-нин", то есть совмещающий в себе "красную", лояльную форму и антисоветскую суть. Маяковский рисует совмещанина в домашней обстановке, среди особого интерьера: рядом с самоваром газета "Известия", клетка с канарейкой соседствует с портретом Маркса в "алой рамочке". Символы красного режима и на платье у жены - брошь в виде "серпа и молота". Так выглядит бутафорская революционность. "Наскоро оперенье переменив", совмещении, даже жену называющий "товарищ Надя", организовал дома уютный быт, подкрепляемый "подачками" ("К празднику прибавка - двадцать четыре тыщи") за сверхуживчивость, сверхлояльность, сверхравнодушие к судьбе страны-подростка. Сатирическая деталь поэта беспощадна, нарочито груба, низкопробна ("намозолив от пятилетнего сидения зады", "крепкие, как умывальники", "фигурять", "та или иная мразь").