Жизнь и творчество Пушкина

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 10:22, реферат

Описание работы

Александр Сергеевич Пушкин — один из ярчайших поэтов «золотого века», который оставил неизгладимый след в русской литературе.
Мир пушкинской поэзии — это светлый, добрый, радостный мир любви, дружбы и созидания. Он необычайно широк и потому включает в себя все: взлеты и падения, успех и разочарования, радость и печаль, любовь и дружбу, предательство и измену. Поэт изливает свои чувства и переживания в стихах. Он живет в них. Каждое его стихотворение можно сравнить с драгоценным камнем, с янтарем, внутри которого находится жучок. Так и в пушкинских стихах. В каждом из них есть своя сердцевина, ядро, в котором и заложена основная мысль.

Содержание

Введение 3
1. Детство (1799-1811) 5
2. Лицей(1811-1817) 5
3. Послелицейский период(1817-1820) 7
4. Южная Ссылка(1820-1824), Северная ссылка (Михайловское) (1824-1826) 8
5. «Годы скитаний» (1826-1830) 9
6. Болдинская осень (1830) 10
7. Последние годы жизни (1831-1837) 11
Заключение 14
Список литературы 16

Работа содержит 1 файл

Жизнь и творчество Пушкина.doc

— 73.00 Кб (Скачать)

     Произведения:

     «Во глубине сибирских руд» (1827), «Арион» (1827), «Анчар» (1828), «На холмах Грузии…» (1829), «Я Вас любил…» (1829) и др.

     6. Болдинская осень (1830)

     Весной 1829 года Пушкин получает согласие на брак с Н.Н.Гончаровой. Летом 1830 года поэт приехал в Болдино, чтобы войти  во владение имением. Там ему пришлось пробыть не месяц, как предполагалось, а целых три: началась эпидемия холеры.

     Вынужденное пребывание в Болдине отмечено невиданным взлетом пушкинского гения. Он закончил роман «Евгений Онегин», написал  «Повести Белкина», «Историю села Горюхина», несколько небольших драматических произведений, названных им «маленькими трагедиями», народно-лирическую драму «Русалка», поэму «Домик в Коланне», «Сказку о попе и работнике его Балде» и несколько лирических стихотворений.

     Известный доносчик и агент Ф.Б. Вулгарин в 1830 году опубликовал фельетон, в котором утверждал, что Пушкин «в своих сочинениях не обнаружил не одной высокой мысли, ни одного возвышенного чувства, ни одной полезной истины…». В журналах пишут об упадке его таланта, обвиняют в подражательстве, бессовестно клевещут на него и унижают его человеческое достоинство.

     Травля  началась. Пушкин принял вызов. Он не мог  не ответить на наглые выпады журналистов, а правительство в свою очередь  не упускало случая, чтобы не напомнить  поэту о своем недоверии. Все это определяло отношение поэта к русской жизни николаевского царствования.

     Лирика  Пушкина в Болдинскую осень достигает  невиданных идейно-художественных высот.

     7. Последние годы жизни (1831-1837)

     В ноябре 1830 года Пушкин покидает Болдино. В начале декабря он приехал в Москву, а 18 февраля 1831 состоялось венчание его с Гончаровой. Вскоре с женой он переехал в Петербург.

     Правительство в 30-е годы продолжало бдительно  следить за пушкинским творчеством, за образом жизни поэта. В 1833 году, когда Пушкин отправился в Оренбург и Казань, следом за ним шла бумага, предписывающая местным властям следить за его поведением.

     Пушкин  видел, что дела его всё ухудшаются. Семья росла, жизнь в Петербурге стоила дорого. Материальное положение  поэта вскоре стало катастрофическим. Ко всему этому прибавилось новое серьёзное беспокойство: сплетни вокруг имени его жены.

     1834 год явился переломным годом  жизни Пушкина. Накануне нового  года он был пожалован в  камер-юнкеры. Это звание оскорбило  Пушкина – обычно такие звания давались юношам, а А.С. Пушкин был уже не молод. Поэт знал, что этим царь преследует определенные цели. С этого времени Пушкин презрительно отзывается о Николае I.

     Пушкин  вынужден был служить, чтобы содержать  семью. Его угнетало светское окружение, но придворное звание обязывало посещать балы и вечера.

     Летом 1834 года он подал прошение об отставки, но ему пришлось забрать его обратно, так как ему запрещали работать в архивах.

     Пушкина травили чёрной завистью, клеветой, сплетнями, и это вело к кровавой развязки. Поэт это знал.

     Молодой француз Дантес, усыновлённый бароном  Геккерном, зимой 1836 года стал оказывать  Наталье Николаевне знаки внимания, Пушкин был взбешен. В начале ноября поэт получил по почте циничный пасквиль, оскорблявший его честь, а также честь Натальи Николаевны. Пушкин пришёл к заключению, что пасквиль послан Геккерном. Он отправил Дантесу вызов на дуэль, но тот заявил, о своей любви к сестре Натальи Николаевны Екатерине и женился на ней.

     Свет  выступил не на стороне Пушкина. Дантес не переменил отношения к его жене. 25 января Пушкин получил новое анонимное письмо, оскорблявшее его жену, в тот же день, он написал гневное и резкое письмо Геккерну с явным намерением оскорбить посланника и его сына, в ответ Дантес вызвал Пушкина на дуэль.

     Дуэль состоялась 27 января 1837 году в нескольких верстах от Петербурга. Секундантом Пушкина был его лицейский товарищ Данзас. Дантес выстрелил первым, Пушкин упал, но нашёл в себе силы сделать ответный выстрел, достигший цели. Поэт воскликнул: «Браво!», однако Дантес был лишь легко ранен.

     Истекающего кровью Пушкина положили в карету. Рана оказалась смертельной. Доктора  не скрывали от него трагического исхода. 28 января Пушкин простился с женой, детьми, близкими друзьями. В предсмертный час он просил простить своего секунданта. Его последние слова были: «Кончена жизнь». 29 января 1837 года в 2 часа 45 минут по полудню Пушкина не стало.

     В святогорском монастыре 6 февраля 1837 года рядом с могилами деда, бабки и  матери Пушкина похоронили.

     Произведения: «Осень» (1833), «Медный всадник» (1833), «Вновь я посетил…» (1835), «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» (1836) и др.

 

      Заключение

 

     О лирике Пушкина говорить и трудно и легко. Трудно, потому что это  разносторонний поэт. Легко, потому что  это необычайно талантливый поэт. Вспомним, как он определил сущность поэзии: «Свободен, вновь ищу союза волшебных звуков, чувств и дум».

     Пушкин, как никто, умел радоваться красоте  и гармонии мира, природы, человеческих отношений. А. С. Пушкин является основоположником русского литературного языка. И, несомненно, он мастер слова! А. С. Пушкин — гений! Его любят и помнят все. Народ любит гениев простых в своей величественности и величественных в своей простоте. Таким был и остался для нас Пушкин.

     Читая лирику А. С. Пушкина, великий русский писатель Н. В. Гоголь задался вопросом: «Что же стало предметом поэзии А. С. Пушкина?» И сам отвечал: «Все стало предметом».

     Первый  русский национальный поэт, родоначальник  всей последующей литературы, начало всех ее начал – таково справедливо  и точно признанное место и значение Александра Сергеевича Пушкина в развитии отечественного искусства слова. Пушкин впервые – на достигнутом им высочайшем эстетическом уровне поднял свои творения на передовой уровень просвещения века, европейской духовной жизни XIX столетия и тем самым ввел литературу русскую в качестве значительной национально-самобытной литературы в семью наиболее развитых к тому времени западных литератур.

     Проходят  десятилетия и эпохи, растет и  крепнет русская литература, а  сила гениального пушкинского слова не слабеет. Тайна безмерного обаяния поэта, по мнению Д.С. Лихачева, в том, что он и по сей день является образцом доброты и таланта, смелости, красоты, демократичности, жизнелюбия, верности в дружбе, уважения к труду и людям труда. Объясняя истоки неутолимого влечения к поэту в наши дни, Лихачев говорит об открывшейся поэту ценности восприятия жизни вокруг него и в каждом человеке как величайшей тайны, требующей серьезного, глубокого ощущения, полной отдачи. Это залог ощущения счастья и гармонии. И если, в конечном счете, это идеал каждого человека, то в Пушкине он был воплощен в полной мере, потому он и есть наш идеал, вечно живой...

 

      Список  литературы

  1. Андронников И.Л. А.С.Пушкин. Новые разыскания. –  М., 1948.
  2. Анненский И.Ф. Книги отражений (об эстетическом отношении Пушкина к природе). – М., 1979.
  3. Афанасьев В.В. А.С.Пушкин. – М., 1991.
  4. Белинский В.Г. Статьи о Пушкине.- Саратов. 1990.
  5. Бердяев Н.А. Русская идея // Русская литература. – 1990. № 2.
  6. Вацуро В.Э. Ранняя лирика Пушкина и поэтическая традиция 20-х годов // Русская литература. – 1964. №3.
  7. Виноградов М.И. По живому следу. Духовные искания русской классики. – М., 1997.
  8. Григорян К.Н. Пушкин и классика. – М., 1964.
  9. Анненков П.В. Материалы для биографии Александра Сергеевича Пушкина // Пушкин А.С. Сочинения. Т. 1. СПб., 1855. С. 1- 432
  10. Благой Д. Творческий путь Пушкина (1826 – 1830). М., 1967
  11. Бонди С.М. О Пушкине. М., 1978
  12. Вацуро В.Э. «Северные цветы»: История альманаха Дельвига – Пушкина. М., 1978
  13. Вацуро В.Э. Записки комментатора. СПб., 1994
  14. Виноградов В.В. Стиль Пушкина. М., 1941
  15. Пушкин в воспоминаниях современников / Изд. третье, дополненное. Т. 1-2. СПб., 1998
  16. Разговоры Пушкина / Собрали Сергей Гессен, Лев Модзалевский. М., 1929
  17. Томашевский Б.В. Пушкин: Работы разных лет. М., 1990
  18. Федотов Г.П. Певец империи и свободы // Пушкин в русской философской критике: Конец XIX – первая половина ХХ вв. М., 1990
  19. Эйдельман Н.Я. Пушкин: Из биографии и творчества. 1826-1837. М., 1987

Информация о работе Жизнь и творчество Пушкина