Жизнь и творчество Пушкина

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 10:22, реферат

Описание работы

Александр Сергеевич Пушкин — один из ярчайших поэтов «золотого века», который оставил неизгладимый след в русской литературе.
Мир пушкинской поэзии — это светлый, добрый, радостный мир любви, дружбы и созидания. Он необычайно широк и потому включает в себя все: взлеты и падения, успех и разочарования, радость и печаль, любовь и дружбу, предательство и измену. Поэт изливает свои чувства и переживания в стихах. Он живет в них. Каждое его стихотворение можно сравнить с драгоценным камнем, с янтарем, внутри которого находится жучок. Так и в пушкинских стихах. В каждом из них есть своя сердцевина, ядро, в котором и заложена основная мысль.

Содержание

Введение 3
1. Детство (1799-1811) 5
2. Лицей(1811-1817) 5
3. Послелицейский период(1817-1820) 7
4. Южная Ссылка(1820-1824), Северная ссылка (Михайловское) (1824-1826) 8
5. «Годы скитаний» (1826-1830) 9
6. Болдинская осень (1830) 10
7. Последние годы жизни (1831-1837) 11
Заключение 14
Список литературы 16

Работа содержит 1 файл

Жизнь и творчество Пушкина.doc

— 73.00 Кб (Скачать)

     СОДЕРЖАНИЕ 

Введение 3

1. Детство (1799-1811) 5

2. Лицей(1811-1817) 5

3. Послелицейский период(1817-1820) 7

4. Южная Ссылка(1820-1824), Северная ссылка (Михайловское) (1824-1826) 8

5. «Годы скитаний» (1826-1830) 9

6. Болдинская осень (1830) 10

7. Последние годы жизни (1831-1837) 11

Заключение 14

Список литературы 16

 

      Введение

 

     Александр Сергеевич Пушкин — один из ярчайших поэтов «золотого века», который  оставил неизгладимый след в русской  литературе.

     Мир пушкинской поэзии — это светлый, добрый, радостный мир любви, дружбы и созидания. Он необычайно широк и потому включает в себя все: взлеты и падения, успех и разочарования, радость и печаль, любовь и дружбу, предательство и измену. Поэт изливает свои чувства и переживания в стихах. Он живет в них. Каждое его стихотворение можно сравнить с драгоценным камнем, с янтарем, внутри которого находится жучок. Так и в пушкинских стихах. В каждом из них есть своя сердцевина, ядро, в котором и заложена основная мысль.

     В своих стихотворениях поэт обращается к разным темам. Как я уже говорила, мир пушкинской поэзии необычайно широк. Но тема любви и дружбы проходит почти везде. Например, стихотворения «Мадонна», «Сожженное письмо», «Признание», «Прощание», «Я вас любил: любовь еще, быть может», «И.И. Пущину», «Друзьям» и многие другие.

     Многие  стихотворения А. С. Пушкина посвящены  природе. Поэт очень любил русскую  природу и русскую, землю. Он любил гулять в лесу, наслаждаться свободой, окружающей его, свежим воздухом и мечтать. Все стихотворения А. С. Пушкина проникнуты этими чувствами: «Зимнее утро», «Деревня», «Зимний вечер», «Осень» и другие.

     А.С. Пушкин был против неограниченной власти одного человека над другим. И этот свой протест он заключил в стихотворении  «Анчар». Страшное дерево, все пропитанное  ядом от корней до листьев, губит всякое живое существо, приближающееся к нему. И звери, и птицы ни в коем случае не подходят к нему. А человек может послать другого человека за ядовитой смолой к этому страшному дереву. И тот послушно пойдет на верную смерть, подчиняясь воле «непобедимого владыки». Пушкин не хочет и не может с этим примириться.

     В своем творчестве поэт обращался  к темам любви и дружбы, его  волновали проблемы свободы и  назначения поэта.

     Всю лирику А.С. Пушкина можно представить  как бесконечный роман в стихах, главным предметом изображения которого оказывается внутренний мир лирического героя с его чувствами, переживаниями и стремлениями, будь то порыв страсти, предчувствие любви или разочарования в идеале.

     Целью данного реферата является рассмотрение творчества А.С. Пушкина, изучение и анализ основных тем в лирике А.С. Пушкина.

 

     1. Детство (1799-1811)

     А.С.Пушкин родился в Москве 26 мая 1799 года. Отец поэта, отставной майор Сергей Львович, принадлежал к старинному, но обедневшему  роду. Мать Надежда Осиповна, была внучкой Ибрагима Ганнибала, выходца из Северной Абиссинии.

     Пушкин  рос задумчивым и рассеянным, что  вызывало у родителей недоумение. А между тем эти черты свидетельствовали  о внутренней сосредоточенности  мальчика, его полном погружении в  свой особый, еще детский, но уже поэтический мир.

     Впоследствии, однако, все изменилось: Пушкин стал живым, шаловливым ребенком, поражавшим родителей своим «пылким нравом, необыкновенной памятью и, в особенности, наблюдательным не по годам умом».

     Родители  читали детям французские книги и разговаривали дома только по-французски. Детям они дали французское воспитание.

     В раннем детстве поэт почти не говорил  по-русски и не знал русского языка. Его учителями родного языка  были бабушка Марья Алексеевна, великолепно  владевшая русской речью, няня Арина Родионовна, сказочница и певунья, и дядька Никита Козлов, прошедший с Пушкиным весь его жизненный путь.

     Атмосфера родительского дома стала превосходной умственной школой для пытливого  ребенка. Она развивала поэтическое  воображение, обогатила ум и чувства поэта знанием великих достижений мировой культуры.

     2. Лицей (1811-1817)

     В 1811 году Пушкин поступил в Царскосельский лицей, на который возлагались большие  надежды: он должен был готовить воспитанников  для государственной деятельности и приравнивался к российским университетам.

     Лицей был основан в грозную для  России пору: огромная французская  армия стояла у западных границ страны. Вскоре началась Отечественная война 1812 года.

     В свободные от уроков часы воспитанники вместе с педагогами спешили в газетную комнату, чтобы узнать свежие новости о движении неприятеля. Всех охватило глубокое патриотическое воодушевление. Оно сблизило лицеистов и одухотворило их дружбу.

     После заграничных походов вернулись  русские офицеры, и лицеисты стали  встречаться с ними. Пушкин познакомился с П.Я.Чаадаевым, блестящим гусарским офицером, философом, человеком острого ума, мятежного духа и поистине революционного темперамента, который с увлечением говорил о пагубности самодержавия. Юный лицеист восхищался им. Он гордился знакомством с ним и горько сожалел о том, что судьба не представила этому умному и образованнейшему человеку обширного поля государственной деятельности.

     Пушкину хотелось скорее принять участие  в многообразной и кипучей  общественно-литературной жизни. В его стихотворениях все чаще прорываются жалобы на вынужденное невольничество в лицее.

     Эту грусть скрашивала дружба лицеистов, которая  питалась патриотическими чувствами, а так же играми, забавами и общими духовными интересами. Пушкин увлекался  борьбой, фехтованием, играл в лапту, в мяч и очень сердился, когда его побеждали. Надолго запоминал серьезные обиды, нанесенные ему как человеку и унижающие его личное достоинство – этого он не прощал.

     А.С. Пушкин отличался в лицее веселостью и насмешливостью. Он любил подтрунивать над лицеистами, но его шутки никогда не затрагивали чести и достоинства товарищей.

     Особенно  мужали и сплачивались лицеисты в  спорах и поэтических состязаниях. Педагоги поощряли литературное творчество. Пушкина признали все и именно ему предложили написать стихотворение и прочесть его на экзамене 1815 года в присутствии знатных вельмож.

     Лицеисты  знали, что сам Державин будет  среди именитых гостей. Пушкин прочел оду «Воспоминания в Царском  селе», где он впервые поставил полную подпись: Александр Пушкин. Его имя стало известно за пределами лицея.

     Лицейская лирика отразила сложный путь рождения гениального поэта. Лицейский период запомнился Пушкину и патриотическим подъемом 1812 года, тесной лицейской  дружбой, первыми волнениями сердца, свободолюбивыми мечтами, и началом его поэтической славы.

     3. Послелицейский период (1817-1820)

     Полным  творческих замыслов поэт вступил в  новую пору своей жизни. Видные русские  литераторы и поэты: Карамзин, Жуковский, Батюшков, Вяземский – пророчили  Пушкину поэтическую славу. Служба в коллегии иностранных дел, куда был зачислен молодой коллежский секретарь Пушкин по выходе из лицея, не обременяла его. Первоначально поэт уехал в Михайловское, но в Августе 1817 вернулся в Петербург и поселился с родителями на окраине столицы.

     Поэт  ощутил полноту жизни, наслаждался  молодостью, здоровьем, избытком душевных сил. Круг знакомых Пушкина расширялся: здесь и друзья-лицеисты, и новые  ценители его таланта. Пушкин сблизился  с самыми передовыми людьми своего времени, вошел в круг вольномыслящей молодежи, которая мечтала об ограничении власти царя конституцией.

     В 1819 году Пушкин стал посещать дом Н.В.Всеволожского, друга поэта, любителя театра, у которого собирались члены кружка «Зеленая лампа», проходившие собрания держались в тайне. На них обсуждались политические, экономические, социальные вопросы. Каждая тема сводилась к необходимости устранить или ограничить монархическое правление и уничтожить крепостное состояние. В кругу этих политических вопросов возникает и питается ими вольнолюбивая лирика Пушкина.

     Именно  в этот период были написаны такие  произведения, как: «Вольность» (1817), «Деревня»(1819), «К Чаадаеву»(1818), Руслан и Людмила (1820) и др.

     4. Южная Ссылка (1820-1824), Северная ссылка (Михайловское) (1824-1826)

     Гроза над Пушкиным разразилась внезапно. Александр I упрекнул директора лицея Энгельгардта в том, что бывший царскосельский воспитанник «наводил Россию возмутительными стихами», и приказал генерал-губернатору Милорадовичу арестовать поэта. В апреле 1820 Милорадович пригласил к себе Пушкин и доверительно оповестил об опасности.

     Милорадович просил царя простить молодого поэта. Но царь был неумолим. Александр  I колебался, куда сослать или – в Сибирь или в Соколовский монастырь. Друзья приложили немало усилий, чтобы облегчить участь поэта. В итоге Пушкин направлялся в Южные губернии под начальство генерала И.Н. Инзова. В мае 1820 Пушкин выехал в южную ссылку.

     В середине мая 1820 года он прибыл в Екатеринослав, где вскоре тяжело заболел. В это  же время туда приехала семья героя войны 1812 года генерала Раевского. Путь ее лежал на Кавказские воды. Инзов согласился отпустить Пушкина для лечения, и поэт поехал на юг.

     Путешествие увлекло Пушкина. Сначала он увидел степь, затем море, потом Кавказские горы. Кавказская природа, древние легенды взволновали его. Здесь и возник пушкинский романтизм, в котором неудовлетворенность российской действительностью и слабой активностью разочарованного дворянского интеллигента совмещается с горячим личным порывом к свободе. На Кавказе путешественники пробыли до начала августа. Затем они отправились в Крым. Пушкин побывал в Феодосии, Гурзуфе, Бахчисарае, Симферополе.

     Произведения  этого периода:

     «Погасло  дневное светило» (1820), «Кавказский  пленник» (1821), «Цыганы» (1824) и др.

     8 августа 1824 года Пушкин приехал в Михайловское. Ему запретили самовольно покидать Михайловское. Здесь он находился в полном одиночестве, вдалеке от друзей, от культуры.

     Мрачное состояние духа Пушкина в Михайловском еще более углубилось вследствие ссоры с отцом.

     Долгие осенние и зимние вечера он коротал с Ариной Родионовной.

     Первоначальное  пушкинское творчество в Михайловском проникнуто глубокой печалью. Но весной 1825 года и особенно летом настроение Пушкина меняется: он бодр, жизнерадостнее, душевно способен и сосредоточен.

     Немалая роль в душевном возрождении поэта  принадлежит его друзьям И.И. Пущину, А.А. Дельвигу. но больше всего он обязан самому себе: неустанному труду.

     Произведения:

     «Я  помню чудное мгновение» (1825), «К морю» (1824), «Пророк» (1826), «Борис Годунов» (1825) и др.

     5. «Годы скитаний» (1826-1830)

     Последние дни в Михайловском он доживал  с трудом. Он узнал о разгроме восстания декабристов в Петербурге. Его знакомые и друзья числились в списках государственных преступников, их ждало суровое наказание, а пятеро из них было казнено. Пушкин не забудет их. На страницах его рукописей возникнут впоследствии быстрые рисунки пяти повешенных. Он посвятит декабристам немало стихотворных строк.

     Все лето 1826 года прошло в тяжелых и  мучительных раздумьях. А третьего сентября прибыл курьер и передал  поэту приказ немедленно явиться  в Псков. Губернатор отправил Пушкина  в Москву, где короновался на царство  Николай I .

     8 сентября 1826 года Пушкин вошел в кабинет царя в Чудовом монастыре. Беседа продолжалась около двух часов. Пушкин обещал царю воздержаться от публичной критики правительства, но не скрыл от царя своего сочувствия декабристам.

     Николай I разрешил жить поэту в обеих столицах и вызвался быть единственным цензором его сочинений. Поэт в свою очередь надеялся убедить царя пойти по пути реформ, и простить декабристов. Но надежды на перемену политических взглядов Пушкина не оправдались: он вовсе не намеревался стать официальным поэтом.

     За  каждым его шагом бдительно следили: письма поэта просматривались, Свободные  поездки по стране ему не разрешались, он не имел право публично читать свои рукописи, не смотря на обещания Николая  I.

Информация о работе Жизнь и творчество Пушкина