Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 06:57, реферат
Лермонтов – поэт глубокой мысли и активных чувств. Он стремится познать жизнь во всех ее сложных проявлениях. Вот почему в его стихах личные переживания, субъективное отношение к действительности занимают такое важное место.
I. Введение…………………………………………………………………………..
II. Жизнь поэта до ссылки на Кавказ……………………………………
III. Лермонтов на Кавказе………………………………………………………
1 Знакомство Лермонтова с Р.И. Дороховым……………………
2 Знакомство Лермонтова с М.П. Глебовым……………………
3 Смерть поэта………………………………………………………………….
IV. Знаменитые произведения Лермонтова, связанные с Кавказом……………………………….………………………………………….
1 “Демон”…………………………………………………………………………….
2 “Мцыри”……………………………………………………………………………
3 Роман “Герой нашего времени”………………………………………..
V. Заключение…………..………………………………………………………….
VI. Список использованной литературы…………………………………
В композиции поэмы огромна роль природы, естественных обстоятельств человеческой жизни, могущественно и чарующе прекрасных, укрепляющих Мцыри в его жизнелюбии. Романтический пафос поэмы ярко сказывается и в языке. Ее лексика представляет органический сплав задушевной и патетической фразеологии. Придавая исповеди Мцыри приподнятость и возвышенность, Лермонтов насыщает его речь словами и выражениями книжного, литературно-поэтического языка.
Мятежно-волевая
натура ведущего героя определила эмоциональную
концентрированность
3. “Герой нашего времени”
Романы “Вадим”
и “Княгиня Лиговская”, отрывок
“Я хочу рассказать вам”, сказка “Ашик
- Кериб” - этапы формирования искусства
прозаического изображения
Главная тема романа – социально-типическая личность дворянского круга после поражения декабристов. Ведущая его мысль – осуждение этой личности, а еще резче породившей его социальной среды.
Прогрессивная позиция Лермонтова обозначилась с самого начала романа – с обрисовки “записывающего путешественника-изгнаника”, “проезжего офицера”, издателя дневника Печорина. Это самое положительное лицо романа. В нем убедительно сочетаются черты гуманиста, правдолюба, патриота, восторженного поклонника природы, разочарованного в окружающей его жизни и твердо уверенного в том, что счастье в ней “не в порядке вещей”. Именно ему, а также в какой-то мере и Печорину Лермонтов “отдает” собственные мысли и чувства.
Сюжетообразующим персонажем, проходящим через роман и связующим все его части, кроме рассказика, выступает Печорин. Это центральная фигура, средоточие романа, его движущаяся сила. Ему свойственны самые высокие стремления к общественной деятельности и пылкие желания свободы.
Сам он материалист и атеист. Горестный недостаток видит он в неспособности своего поколения “к великим жертвам для блага человечества”. Ненавидя и презирая аристократию, Печорин ближе сходится с людьми демократического склада: Вернером и Максимом Максимычем. Печорин лишен добрых порывов. Печорин не скрывает сочувствия угнетенным. Вот почему, читая в ночь перед дуэлью политический роман В. Скотта “Шотландские пуритане” о народном восстании против тиранов, он “забылся увлеченный волшебным вымыслом”. Нельзя сомневаться в его симпатиях к сосланным на Кавказ декабристам.
Но благие стремления Печорина не развились. Ничем не сдерживаемая социально-политическая реакция, душившая все живое, духовная пустота высшего общества исказили и заглушили возможности Печорина, невероятно изуродовали его нравственный облик, необратимо снизили свойственную ему жизненную активность.
Печорин полностью ощутил и понял, что в условиях самодержавного деспотизма для него и его поколения осмыслимая деятельность во имя общего блага невозможна. Сомнения опустошили Печорина до того, что у него осталось только два убеждения: рождение – несчастье, и смерть неизбежна. Морально искалеченный, Печорин лишился добрых целей, превратился в холодного, жестокого, деспотичного эгоиста, застывшего в гордом одиночестве, ненавистного даже себе.
Печорин, по оценке Добролюбова, не зная куда идти и девать свои силы, истощает жар своей души на мелкие страсти и ничтожные дела. Положение и судьба Печорина трагические. Трагизм Печорина в том, что его не удовлетворяет ни окружающая действительность, ни свойственный ему индивидуализм и скептицизм. Лермонтов проявляет особое внимание к психологическому миру, к “истории души” не только главного героя, но и всех остальных действующих лиц. Лермонтов впервые в русской литературе наделил действующих лиц своего романа способностью глубокого самоанализа.
Образ, подобный Печорину, в ту пору широко разрабатывался на Западе. Лермонтов показывает Печорина с разных точек зрения, углубляя и приближая к читателю: “глазами Максим Максимыча”, “издателя”, наконец через дневник самого героя. Типичность Печорина подчеркивается в известной степени и характерами бретерствующего офицерства, для которых жизнь – копейка.
Рисуя Печорина человеком 30-х годов, отражающим построения подавляющего большинства образованной, мыслящей, дворянской молодежи, Лермонтов противопоставил ему образ другой среды – простого, непривилегированного офицера, тесно связанного с солдатской массой, непрестанного труженика и хлопотуна, живущего на жалованье. Лермонтову удались и женские образы: непосредственной, стихийно-страстной дикарки Бэлы, странной, таинственно-манящей “ундины;, жертвенно любящей, жаждущей счастье, но глубоко страдающей Веры; умной, начитанной, благородной, нравственно чистой Мери.
Мастерство внешней характеристики, воплощающей внутреннюю суть образа с особенной силой проявились в портрете Печорина.
В отличие от основных эпизодические персонажи романа рисуются более скупо, по-гоголевкси, лишь внешними деталями: то это огромная золотая цепь (франт Раевич), извивающаяся по его голубому жилету; то бородавка, прикрытая фермуаром (толстая дама) и так далее.
Действующие лица “Героя нашего времени” выступают в романе уже сложившимися. Но при этом Лермонтов намечает и их эволюцию, совершенствующуюся в процессе переживания или наиболее крупных жизненных событий. Изменяя хронологическую последовательность изображаемых событий, Лермонтов превратил произведение в цепь контрастных повестей: до крайности противоречивому сознанию эгоиста Печорина в повести “Бэла” противопоставляется цельность душевного доброго Максимыча из одноименной повести; “честным контрабандистом” из повести “Тамань”, отличающимся непосредственностью и свободой своих чувств, поступков противопоставлена условность и искусственность поведения “водяного общества” из повести “Княжна Мэри”. Роман “герой нашего времени” обогащается зарисовками прекрасной и величественной природы, противопоставляемой людям, их мелким и низменным интересам, несчастьям, страданиям, социальному неустройству.
Психологичность и лиричность пейзажа “Герой нашего времени” создается самыми разнообразными средствами, даже интонацией, ритмикой фразы, эмоциональными сравнениями.
Реалистическая
манера повествования, так последовательно
примененная в обрисовке
Лиричность синтаксиса романа создается также ее вопросительно-восклицательной структурой, приемом многозначительной недоговоренности и в ряде случаев тенденцией к ритмичности.
“Герой нашего времени” – сложное произведение, связанное по своему виду с романом – путешествием, с исповедью, с очерковой традицией. Но в своей ведущей тенденции – это социально-психологический и философский роман. Такого типа романа у нас еще не было. Мнения о нем резко разделились. Бурные споры о романе не затухают и в наши дни. Его считают романтическим, реалистическим с явным отзвуком романтизма, романтико-реалистическим. Применяя именно реалистические способы анализа и критицизма, писатель развенчал романтического героя, каким является Печорин. Покоряя психологической правдой, он показал галерею исторически конкретных лиц с ясной мотивировкой их поведения.
V. Заключение
А. В. Луначарский, характеризуя социально-политическую сущность творчества Лермонтова, сказал: “Лермонтов является последним и глубоко искренним эхом декабристских настроений”.
Именно поэтому он стал продолжателем лучших прогрессивных традиций предшествующей ему литературы и прежде всего творчества Пушкина. С творцом “Капитанской дочки” его связывают и ранние (образ кавказского пленника, Демона, поэта) и поздние произведения. В “Герое нашего времени” путевые записи странствующего офицера явно перекликаются с “Путешествие в Аразум”.
Однако Лермонтов
жил в иные годы, чем Пушкин. Подчеркивая
это Белинский писал: “Лермонтов
призван был выразить собою и
удовлетворить своею поэзией не
Своим беспощадным
критицизмом Лермонтов явно сближается
с Гоголем, но превосходит его
силой социально-политического
Лермонтов начал свой творческий путь как поэт романтического направления и, воплощал идеи протеста против окружающего его общества, увлекаясь мечтами о социальном будущем, стал самым ярким творцом гражданственно, философско-психологического романтизма.
Реалистические произведения Лермонтова возникают в то время, когда романтические творения в своей основе им уже довершились. Лермонтов – последний представитель революционно-дворянского романтизма и зачинатель социально-психологического течения критического реализма.
Лермонтов создал стиль предельно-энергического, ураганно-динамического стиха и максимально сжатой, прозрачно-ясной прозы. Его творчество вызывало страстные споры. Современная ему реакционная критика или резко отрицала, или грубо искажая, ограничивала достоинства его произведений. Реакционная и примыкающая к ней либеральная критика продолжала искажать творческий облик Лермонтова и в дальнейшем.
Подлинное истолкование творчества Лермонтова – самобытного писателя означившего новый этап в развитии русской литературы, дана революционная критика, начиная с Белинского. Белинский увидел в нем народного поэта, выдвигавшего в своем творчестве на первый план “нравственные вопросы о судьбах и правах человеческой личности”, и считал его талант могучим, блиставшим почти на пустынном поэтическом небосклоне 30-х годов “без соперников по величине и блеску”.
Вслед за Белинским самые выдающиеся прогрессивные критики, писатели, общественные деятели, литературоведы характеризовали его творчество, художественное мастерство, роль в литературе словами благоговейного преклонения, восторженного восхищения и национальной гордости.
Дооктябрьская прогрессивная критика внесла в изучение творчества Лермонтова неоценимый вклад. Но только в советское время идейный облик и мастерство писателя, его связи с предшествующим и последующим литературным процессом предстали во всей полноте и конкретности.
Животворное воздействие Лермонтова ощутили на себе и советские писатели: В. Маяковский, Н. Тихонов, Э. Багрицкий, Е. Винокуров, Е. Исаев, С. Наровчатов, Н. Рыленко, А. Твардовский, В. Федоров и многие другие.
“Лермонтов–прозаик, – заявил в 1939 году А.Н.Толстой, - это чудо”.
Лермонтов приобрел интернациональное и общечеловеческое значение. “Мцыри” и “Демон”, “Герой нашего времени” и многие другие его произведения – это высшие достижения поэтического обобщения не только отечественной, но и мировой литературы. Влияние Лермонтова испытывали и испытывают поэты Армении, Грузии, Азербайджана, Украины и многих других народов.
VI. Список использованной литературы.
1. Энциклопедия знаменитых россиян. Трушко Е. А., Медведев Ю. М.
2. М.Ю. Лермонтов. Собрание сочинений в 4-х томах. Том I
3. История русской литературы XIX века. Первая половина. А. И. Ревякин.
4. Русская литература под редакцией Н.И. Громова (издание 2-е).