Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 06:57, реферат
Лермонтов – поэт глубокой мысли и активных чувств. Он стремится познать жизнь во всех ее сложных проявлениях. Вот почему в его стихах личные переживания, субъективное отношение к действительности занимают такое важное место.
I. Введение…………………………………………………………………………..
II. Жизнь поэта до ссылки на Кавказ……………………………………
III. Лермонтов на Кавказе………………………………………………………
1 Знакомство Лермонтова с Р.И. Дороховым……………………
2 Знакомство Лермонтова с М.П. Глебовым……………………
3 Смерть поэта………………………………………………………………….
IV. Знаменитые произведения Лермонтова, связанные с Кавказом……………………………….………………………………………….
1 “Демон”…………………………………………………………………………….
2 “Мцыри”……………………………………………………………………………
3 Роман “Герой нашего времени”………………………………………..
V. Заключение…………..………………………………………………………….
VI. Список использованной литературы…………………………………
Но особое внимание привлекает та часть воспоминаний, которая непосредственно касается Лермонтова. Наблюдая поэта в близком кругу, с полным пониманием, судя особенности Лермонтовского характера: “Любили мы его все. У многих сложился такой взгляд, что у него был тяжелый, придирчивый характер. Это неправда: знать только нужно было, с какой стороны подойти. Особенным неженкой он не был, а пошлости, к которой он был необыкновенно чуток, в людях не терпел, но с молодыми простыми и искренними и сам был прост и ласков”.
Дорохов после смерти Лермонтова продолжал служить на Кавказе. В 1851 году в Пятигорске Дорохов встретился писатель Дружинин, которому мы обязаны появлением статьи о Лермонтове, написанной на основе Дороховских воспоминаний. За день до выступления Дорохов, укладываясь в поход, показал Дружинину бережно хранимые им лермонтовские вещи, в том числе альбом с неизвестными стихами и рисунками Лермонтова. Из этого похода Дорохов не вернулся. Отряд, в котором он находился, попал в засаду в Гойтинском ущелье и был полностью изрублен.
2. Знакомство Лермонтова с М. П. Глебовым.
Вместе с Лермонтовым и Дороховым в экспедиции генерала Галафеева участвовал Михаил Павлович Глебов.
В бою под Валериком он получил тяжелое ранение в ключицу. Летом 1841 года. Глебов находился на лечении в Пятигорске, где вновь встретился с поэтом. Ему суждено было в роли секунданта стать свидетелем роковой дуэли. С Глебовым Лермонтов провел последние минуты перед поединком, на его руках и скончался.
Долгое время участие Глебова в дуэли было представлено в искаженной виде. С молчаливого согласия оставшихся в живых свидетелей этой трагедии и благодаря официальным показаниям следствия Глебов секундантом Н. С. Мартынова. Между тем было известно о дружеских отношениях поэта с Глебовым, которые ставили под сомнение возможность участия последнего на стороне Мартынова, что и подтвердилось позднее. В свете этого роль Глебова в дуэли, личность его и взаимоотношения с Лермонтовым заслуживают особого внимания.
М. П. Глебов родился 23 сентября 1817 года в семье Орловского дворянина. В 1838 году он окончил Юнкерскую школу и был определен в конногвардейский полк вместе с родственником Лермонтова Дмитрием Столыпиным, через которого, по-видимому, и познакомился с поэтом. На Кавказ перевелся в числе охотников весной 1840 года.
Отдыхая в Пятигорске, Глебов много времени проводил в обществе с Лермонтовым.
Вместе они часто бывали на вечерах в доме Верзилиных. Присутствовал он и на последнем вечере, где произошло столкновение Мартынова с Лермонтовым. Глебову мы обязаны подробностями последнего разговора с Лермонтовым по пути к месту дуэли, куда они отправились верхом. У Глебова сохранились стихотворения (неизвестные) Лермонтова.
Из других знакомых Лермонтова большой его привязанностью пользовались Глебов и Столыпин.
3. Смерть поэта
В Пятигорске, куда он приехал, жила большая компания веселой молодежи – все давнишние знакомые Лермонтова. В этой компании находился и отставной майор Мартынов, любивший пооригинальничать, порисоваться, обратить на себя внимание. Лермонтов часто зло и едко вышучивал его за “напускной байронизм”, за “страшные” позы. Между ними произошла роковая ссора, закончившаяся дуэлью.
Похороны Лермонтова, несмотря на все хлопоты друзей, не могли быть совершенны по церковному обряду. Официальное сообщение о его смерти гласило: “15 мая, около 5 часов вечера, разразилась ужасная буря с громом и молнией, в это самое время между горами Машуком и Бейштау, скончался лечившийся в Пятигорске М. Ю. Лермонтов. С трагической личностью Лермонтова были связаны и трагические, и мистические истории. По свидетельству, П. К. Шугаева, близкого друга семьи Лермонтовых, сразу после рождения Михаила “акушерка, принимавшая роды, по каким-то только ей ведомым приметам тут же заявила, что этот мальчик не умрет своей смертью”. Как отмечал А. С. Тургенев, “в наружности Лермонтова было что-то зловещее и трагическое, какой-то сумрочной и недоброй силой, задумчивой презрительностью и страстью веяло от его смуглого лица, от его больших и неподвижных глаз”.
Поэт как бы заведомо знал все подробности своего раннего ухода из жизни: “Кровавая меня могила ждет, могила без молитв и без креста”. И действительно, будто дуэль была просто инсценировкой для заурядного убийства. Не зря же еще в протоколе следственной комиссии, утвержденной комендантом Пятигорска Ильяшевским так и не получил ответа на вопрос: “Пал ли Лермонтов от изменческой руки убийцы, прикрывшего дуэльной обстановкой, или же он был на правильном поединке с совершенны уравнением дуэльных случайностей”.
В этой связи ученые уже в позднейшее время обратили внимание на слова секунданта поэта, Васильникова: “Мы подбежали к упавшему. В правом боку его дымилась рана, в левом сочилась кровь. Пуля пробила сердце и легкие”.
В ту пору дуэльные пистолеты были слабосильные, в “лучшем случае” они пробивали брюшину, как было после выстрела Дантеса в Пушкина. Пораженный было хватался за рану и мягко оседал на землю. А Лермонтов, по словам того же, Васильчикова, - упал, будто его скосило на месте, не сделав движения ни в зад, ни в перед, не успев даже захватить больное место.
На основании экспертизы исследователи предполагают, что поэт мог быть убит только из длинноствольного ружья. Еще одна загадка: на месте поединка не было ни врача, ни экипажа. Участники дуэли якобы спасаясь от проливного дождя, в панике бросились бежать в город, а убитый несколько часов лежал на роковой поляне.
В одном из документов Дома-музея Лермонтова в Пятигорске сказано, что “брошенное тело поэта пролежало без присмотра сутки и затем было подобрано и вывезено в окрестности для захоронения молодым горцем”. Могила эта якобы была найдена через 40 лет.
В 1899 году в Пятигорске был открыт памятник Лермонтову, воздвигнутый по всероссийской подписке.
По сложности и богатству своих мотивов поэзия Лермонтова занимает исключительное место в русской литературе. В ней, по выражению Белинского, “все силы, все элементы, с которых слагается жизнь и поэзия”.
IV. Знаменитые произведения Лермонтова, связанные с Кавказом.
1. “Демон”
Ученые спорят: “Мцыри” или “Демон” - последнее слово Лермонтова-романтика, какая из этих поэм идейно-эстетически выше?
Они обе принадлежат к вершинным достижениям мировой романтической поэмы. Их роднит социальный протест и богоборство. Но каждый из них идейно-эстетически своеобразна, ставит и решает свои задачи. В начале был создан “Демон”. Поэма начатая в 1829 году (“Мой Демон”, “Я не для ангелов и рая”), имеет восемь редакций, первая – 1829 год, вторая – 1830 год, третья и четвертая – 1831 год, пятая – 1832-1834 гг., шестая – 8 сентября 1838 года, седьмая – 4 декабря 1838 года и восьмая – декабрь 18838-январь 1939 год.
Поэма ходила по рукам в списках и производила на современников “потрясающее впечатление. Вся читающая Россия знала ее наизусть”. Она предназначалась к публикации в январском номере “отечественных записок за 1842 год”, но подверглась цензурному запрету. Краевскому удалось опубликовать лишь отрывки из нее. (“Отечественные” записки”, 1842, №6) без фамилии автора.
В основу поэмы “Демон” положен библейский миф о духе зла, восставшем против бога, потерпевшим поражение и изгнанном из рая. Эта тема получила широкое распространение в западноевропейской литературе (“Потерянный рай” Мильтона, “Манфред”, “Каин”, “Небо и земля” Байрона, “Фауст” Гёте, “Любовь ангелов” Т. Мура, “Эноа” А. Де Виньи). Своеобразно она проявлялась и на русской почве, например у Пушкина (“Демон”, “Ангел”) и Подолинской (“Див и Перы”).
“Демон” - это шедевр по мощи творческой фантазии, по интеллектуальной глубине и широте идейно-нравственной проблематики, по пластической изобразительности, по блеску стихотворного мастерства, по силе эмоционально-поэтического воздействия. Поэма вобрала в себя лучшие достижения русской и мировой поэзии.
Отдельные исследователи утверждают реалистичность “Демона” (С. Н. Дурыгин), но большинство относят его к романтическому направлению, например, А. М. Докусов.
Созданное под воздействием передовых идей освободительного движения своего времени, она опирается на литературные и устно-поэтические источники, прежде всего на фольклор кавказских народов и предания Грузии.
Основной идейный пафос поэмы “Демон” - возвеличивание человека в его стремлении к свободе, к неограниченному познанию мира. Лермонтовский Демон, как справедливо пишет Белинский, “отрицает для утверждения, разрушает для созидания. Это тема движения вечного обновления, вечного возрождения”. (VII, 555).
В поэме “Демон” широко используются символика. В ее фантастическо - “космическом” сюжете о “духе изгнания”, полюбившем смертную деву, ясны земные приметы.
Это философское и социально-политическое произведение смело ставит сложнейшие и насущнейшие вопросы бытия: о смысле жизни, правах и назначении человека, о бездумной вере и разумном скептицизме, о рабстве и свободе, добре и зле.
Демон в полном смысле слова – “герой века”. В нем сконцентрированы основные противоречия лучших людей 30-х годов: действенный скептицизм и критицизм по отношению к господствовавшим общественным отношениям и бессилие их изменить; могучие порывы к деятельности и вынужденная пассивность; мучительно-страстные искания идеала социально-политического, морального, эстетического, и горькое сознание безупречности этих поисков; ощущение ужасающего политического гнета и ничем неудержимое стремление к воле; неутомимая жажда счастья и бесцельность жизни. Таков определяющий смысл поэмы “Демон” в ее законченной шестой редакции, которую автор подарил В.А.Лопухиной в сентябре 1838 года.
Эта рукопись была опубликована в 1856 году в Берлине.
В причудливой фантастике поэмы “Демон” явно отображаются сложнейшие, неразрешимые противоречия изображаемой эпохи и сущности трагедии ее передовых людей. Их моральная правота должна была временно отступить перед несправедливой, но еще грозной тогда материальной силой феодально-крепостного строя.
Неизъяснимое волнение Демона служит как бы завязкой поэмы. Лермонтов повествует о взаимоотношениях Демона и Тамары, сосредоточивая внимание на вершинных эпизодах, используя их ярко выраженную антитетичность. Идейная антитетичность поэмы, построенной на борьбе добра и зла, на внутренних противоречиях Демона, являлась причиной многочисленных стилистических антитез.
Несомненно, что поэма “история души” главного героя. Но “история души” Демона является способом, формой решения социально-философских и политических проблем.
“Демон” - романтическая поэма. Но, завершенная в переходную пору острой борьбы в творчестве Лермонтова романтических и реалистических тенденций.
Таковы объективно-описательные изображения природы Кавказа, Грузии, быта Гудана, приготовлений к свадьбе, красоты Тамары, гибели ее жениха, виды монастыря, облика сторожа, прощания родных с умершей Тамарой.
В России “Демон” полностью впервые опубликован лишь в 1860 году.
2. “Мцыри”
В поэме “Мцыри” использованы строки поэм “Исповедь” (1829) и “Боярин Орша” (1835-1836). Это произведение несомненно связано с поэмами кавказского цикла, в частности с “Измаил-беем”. Поэма “Мцыри” была завершена в 1839 году. Она появилась в первом собрании стихотворений поэта, изданном в 1840 г.
В этой поэме Лермонтов впервые подчеркнул историческую важность для Грузии союза с Россией. Темы поэмы – свобода и шире – смысл человеческого бытия.
Основной идейный ее пафос – протест против порабощающей человека душной неволи, поэтизация борьбы как наиболее естественного выражения человеческих сил, призыв к свободе, утверждение любви к родине и героического ей служения.
Это поэма об идеальном герое, проникнутом страстной жаждой жизни. В Мцыри нераздельно слились мятежно-могучая сила, твердая, как сталь, воля, героическая мужественность и душевность, мягкость, лирическая нежность. Он не индивидуалист, не эгоист, как герои пушкинских романтических поэм. Его гордое одиночество в монастырском плену – средство самозащиты, выражение протеста. Он тоскует по родному аулу, по общению с людьми, близкими ему по обычаям, по духу. Мцыри умирает, примиряясь с окружающими его людьми. Но его примирение - признания внешнего бессилия при оправданности своих ничем неистребимых влечений к воле.
Образ Мцыри – огромное художественное обобщение. В нем воплощаются трагизм, неизбывные страдания, крайнее недовольство прогрессивных людей 30-х годов самодержавно-крепостническим деспотизмом, их протест и стремление к свободе, их мечта о действенно-героической жизни, их вера в силу исключительной личности, выступающей на защиту своих поруганных прав.
Романтическое содержание поэмы “Мцыри” определило и соответствующую форму его выражения. Поэма строится как патетический монолог-исповедь, развертывающийся стремительно. Исповедь Мцыри о трех днях, проведенных на воле, противопоставляется быту монастыря – тюрьмы. Динамичности композиции поэмы содействует и то, что Мцыри рассказывает старику-черкесу лишь самые яркие эпизоды своего трехдневного скитания: созерцание раскинувшейся перед ним обольстительно роскошной природы; воспоминание о детстве в родном ауле и путь к аулу; встреча с грузинкой; борьба с барсом; блуждания, приведшие его снова к монастырю; бред и сон.