Жизнь и творчество Лермонтова

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2011 в 09:29, курсовая работа

Описание работы

Детство поэта прошло в имении Арсеньевой "Тарханы" Пензенской губернии. Мальчик получил столичное домашнее образование, с детства свободно владел французским и немецким языками. Летом 1825 бабушка повезла Лермонтова на воды на Кавказ; детские впечатления от кавказской природы и быта горских народов остались в его раннем творчестве ("Кавказ", 1830; "Синие горы Кавказа, приветствую вас!..", 1832). В 1827 семья переезжает в Москву, а в 1828 Лермонтов зачисляется полупансионером в 4-й класс Московского университетского благородного пансиона, где получает гуманитарное образование.

Содержание

Биография
1.1.Детство……………………………………………………………………..3

1.2.Формирования Лермонтова как поэта……………………………………5

1.3. Кавказ………………………………………………………………………8

2. Творчество Лермонтова

2.1. Переживание печального одиночества. Поиски смысла жизни……..11

2.2. Политическая лирика……………………………………………………13

2.3. Любовная лирика……………………………………………………..….15

2.4. Тема назначения поэта и поэзии………………..………………………17

3. Список литературы………………………………...…………………..…..18

Работа содержит 1 файл

Оглавление.docx

— 35.76 Кб (Скачать)

 В  феврале 1840 на балу у графини  Лаваль у Лермонтова произошло  столкновение с сыном французского  посланника Э. Барантом; непосредственным  поводом было светское соперничество  — предпочтение, отданное Лермонтову  кн. М. А. Щербатовой, которой был  заинтересован Барант и в 1839—1840 увлечен Лермонтов. Ссора, однако, переросла личные рамки и получила  значение акта защиты национального  достоинства. 18 февраля состоялась  дуэль, окончившаяся примирением.  Лермонтов тем не менее был  предан военному суду; под арестом  его навещают друзья и литературные  знакомые. Под арестом состоялось  новое объяснение Лермонтов с  Барантом, ухудшившее ход дела. В  апреле 1840 был отдан приказ о  переводе поэта в Тенгинский  пехотный полк в действующую  армию на Кавказ. В июне он  прибыл в Ставрополь, в главную  квартиру командующего войсками  Кавказской линии генерала П. X. Граббе, а в июле уже участвует  в стычках с горцами и в  кровопролитном сражении при  р. Валерик. 

 В  начале февраля 1841, получив двухмесячный  отпуск, Лермонтов приезжает в  Петербург. Его представляют к  награде за храбрость, но Николай  I отклоняет представление. Поэт  проводит в столице 3 месяца  окруженный вниманием; он полон  творческих планов, рассчитывая  получить отставку и отдаться  литературной деятельности. Его  интересует духовная жизнь Востока,  с которой он соприкоснулся  на Кавказе; в нескольких своих  произведениях он касается проблем  "восточного миросозерцания" ("Тамара", "Спор").

14 апреля 1841, не получив отсрочки, Лермонтов  возвращается на Кавказ. В мае  он прибывает в Пятигорск и  получает разрешение задержаться  для лечения на минеральных  водах. Здесь он пишет целый  ряд стихотворений: "Сон", "Утес", "Они любили друг друга...", "Тамара", "Свиданье", "Листок", "Выхожу один я на дорогу...", "Морская царевна", "Пророк".

 В  Пятигорске Лермонтов находит  общество прежних знакомых, и  в том числе своего товарища  по Школе юнкеров Мартынова.  На одном из вечеров в пятигорском  семействе Верзилиных шутки Лермонтов  задели Мартынова. Ссора повлекла  за собой вызов; не придавая  значения размолвке, Лермонтов  принял его, не намереваясь  стрелять в товарища, и был  убит наповал. Похоронен в фамильном склепе в Тарханах.

 

 

2.1.Переживание  печального одиночества. Поиски  смысла жизни. 

В ранней лирике Лермонтова исходным остаётся переживание печального одиночества: "Брожу один, как отчуждённый". Уже в первых стихотворениях проявляется  настроение отрицания. Уныние вызвано отсутствием страны,

"где  дружба дружбы не обманет,

 любовь  любви не изменит".

Однако  очень скоро откровенные признания  лирического героя о себе сменяются  страстным монологом, направленным против "здешнего света", равнодушного к "глубоким познаниям", славе, таланту, "пылкой любви свободы". В произведении "Монолог", речь уже о многих: субъективное "я" сменяется расширительным "мы":

"Средь  бурь пустых томится юность  наша,

 И  быстро злобы яд её мрачит,

 И  нам горька остылой жизни чаша;

 И  уж ничто души не веселит".

Так складывался  образ разочарованного поколения, отравленного пустым светом. Образ "жизни  чаши" типичен для ранней лирики Лермонтова и достигает кульминации в стихотворении "Чаша жизни":

"Мы  пьем из чаши бытия

 С  закрытыми очами,

 Златые  омочив края

 Своими  же слезами,

 Когда  же перед смертью с глаз

 Завязка  упадет,

 И  все, что обольщало нас,

 С  завязкой исчезает;

 Тогда  мы видим, что пуста

 Была  златая чаша,

 Что  в ней напиток был - мечта,

 И  что она - не наша!".

Не зря  Лермонтов называл себя «сыном страданий». Образ "вечные странники" даёт ключ ко всему произведению: "Мчитесь  вы, будто, как я же, изгнанники...". Судьба туч оказывается сближенной с судьбой поэта:

"Я  меж людей беспечный странник,

 Для  мира и небес чужой".

Как и  он, они вынуждены расставаться с  родной стороной "милым севером". Та же "чаша страданий". А дальше? "Нет, вам наскучили нивы бесплодные…". Тучи никто и ничто не гонит, они  никому не мешают. Тучи свободны от всего, в том числе и от людских  переживаний, страстей. Они – "вечно  холодные". В сущности, это прямое противопоставление двух мировоззрений. Та свобода, которая освобождает  человека от всяких привязанностей, от теплоты дружбы от участия в судьбе других, отрицается. Да, я страдаю, я  гоним, я не свободен, но у меня есть идеалы, есть чувство Родины. И как  бы ни сильна была тоска, её не променять  на холодное равнодушие тех, для кого нет изгнания потому, что нет Родины. 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2. Политическая  лирика

Необыкновенная  поэзия Лермонтова — это его завещание  потомкам. Он завещал людям не сгибать  спины перед бенкендорфами, служил лучшим человеческим идеалам, воплотил их в нестареющие художественные произведения. Он спутник и соратник многих поколений в их борьбе за лучшую жизнь.

 Сегодня  снова хочется вспомнить о  том, что Лермонтов вошел в  сердца соотечественников в дни  национального траура своей родины  — в дни гибели Пушкина,  когда скорбели все передовые  люди России, лишившиеся своего  первого поэта, национального  гения. Имя Лермонтова засверкало  неожиданно, как молния, оно ворвалось  в дома скорбящей страны так  же внезапно, как ливень врывается  в притихшие дворы. Мы знаем,  каким событием стали сразу  же стихи «На смерть поэта». Их автор потряс друзей Пушкина  и привел в замешательство  его врагов, вызвал ненависть  всех тех, кто направлял на  Пушкина дуло дантесовского пистолета.  Враги его учителя стали врагами  Лермонтова. Смелая борьба русской  поэзии с душителями всего  светлого и мучителями угнетенной  родины и народа продолжалась. После гибели Лермонтова эстафета  перешла к Белинскому, Некрасову,  Чернышевскому, Добролюбову и  другим бесстрашным деятелям  родной литературы. Как бы трудно  ни приходилось, все равно в  исторической перспективе» победа  осталась за великой русской  литературой. 

 Как  удивительно, что гвардейский  офицер, юноша бросил в лицо  царя и его окружения такие  действительно железные стихи,  полные гнева, угроз и бесстрашия:

А вы, надменные  потомки,

 Известной  подлостью прославленных отцов,

 Игрою  счастья обиженных родов!

 Вы, жадною толпой стоящие у трона,

 Свободы,  Гения и Славы палачи!

 Таитесь  вы под сению закона,

 Пред  вами суд и правда — все  молчи!..

 Но  есть, есть божий суд, наперсники  разврата!

 Есть  грозный судия: он ждет;

 Он  не доступен звону злата,

 И  мысли и дела он знает наперед,

 Тогда  напрасно вы прибегните к злословью:

 Оно  вам не поможет вновь,

 И  вы не смоете всей вашей  черной кровью

 Поэта  праведную кровь!

 Редко  какой поэт бросал в лицо  царскому правительству стихи  такой силы и откровенности,  редко вызывали стихи в обществе  такое волнение и тревогу, как  это сделало стихотворение Лермонтова. Оно прозвучало не только голосом  гнева и скорби, но и возмездия  .

 Нетрудно  догадаться, кого имел ввиду автор.  Они - это придворная знать,  продажные журналисты, идейные защитники  самодержавия. Вначале Лермонтов  только намекает на тех, кто  был замешан в трагических  событиях. Во второй части стихотворения  он открыто называет истинных  виновников гибели Пушкина. Его  погубили "надменные потомки известной  подлостью прославленных отцов". В этой толпе царедворцев узнали  себя представители придворной  знати, оказавшие услугу Николаю  Первому в его кровавой расправе  с декабристами. Именно они таятся "под сенью закона". Поэт  громко и открыто заклеймил  высокопоставленных преступников. С тех пор всем, кому дорого  русское слово, стало известно  имя Лермонтова, преемника традиций  лучших представителей дворянской  интеллигенции первой четверти XIX века. В стихотворении «Смерть  поэта» отражена трагедия передовой  мыслящей личности. 
 
 
 
 
 
 

2.3. Любовная  лирика 

В стихах о любви у Лермонтова всегда звучит печаль: «Любовь не красит жизнь  мою…»

 В  ранней любовной лирике Лермонтова  очень мало светлых, радостных  настроений, тех "чудных мгновений", что воспеты Пушкиным. В стихотворении  "Стансы" ("Гляжу вперед сквозь ...") поэт пишет:

"Пусть  я кого-нибудь люблю:

 Любовь  не красит жизнь мою".

В стихах этого периода речь, прежде всего, идет о неразделенной любви, об измене женщины, не оценившей возвышенные  чувства друга. Поэт, однако, находит  в себе нравственные силы, чтобы  отказаться от личного счастья во имя любимой:

"О  нет! Я б не решился проклянуть!

Все для  меня в тебе святое:

 Волшебные  глаза, и эта грудь,

 Где  бьется сердце молодое".

Разве не Лермонтов так нежно любил  М.Щербатову? Как много сердечности  вложено в стихотворение, обращенное к этой прекрасной женщине. Помните: «На светски цепи...»? Если даже взять  одну только последнюю строфу, и  то увидим, какой серьезный и обаятельный  образ женщины создал поэт:

От дерзкого взора

 В  ней страсти не вспыхнут пожаром,

 Полюбит  не скоро,

 Зато  не разлюбит ум даром.

Нет, такие  стихи вызываются и рождаются  только любовью. А «Мне грустно, потому что я тебя люблю...» с их глубочайшей  человеческой нежностью? Пришлось бы сделать  слишком длинный список! Нет, Лермонтов  не отворачивался от настоящих людей и был не мрачным меланхоликом, а великим трагическим поэтом, которому каждый раз обжигало душу человеческое горе. Другое дело, что он был исключительно требователен к жизни и людям, смотрел на все с высоты гениального дарования. Иные путали и путают чувство собственного достоинства с самовлюбленностью и чванством. Лермонтову в высшей степени было присуще первое из этих человеческих качеств.

 Он  был человеком высокого ума,  чести и благородства. С годами  окрепла вера Лермонтова в  дружбу и любовь. Он искал и  находил "родную душу", не  представлял себе жизнь без  "друзей и братьев", деливших  с ним радость и горе. В лирике  зрелых лет все реже встречается  тема одиночества, все чаще  поэт говорит о возможности  и необходимости взаимопонимания  между духовно близкими людьми, о верности и преданности. Любовная  лирика последних лет почти  свободна от безысходного душевного  надрыва. Дружить и любить, по  мысли поэта, значит желать  добра близкому человеку, подавлять  в себе чувство недоверия, прощать  мелкие обиды. "Прощать святое  право страданьем куплено", - читаем  в стихотворении 1841 года.

 Лермонтов  жил в тридцатые годы XIX в., в  эпоху реакций после разгрома  декабристов. Многие разочаровались  в жизни, отошли от борьбы. Не  зря Лермонтов осуждает свое  поколение за бездействие. А  вера «гордая в людей», в лучшую  жизнь помогла поэту преодолеть  разочарование и чувство одиночества.  Его странная натура рвалась  к деятельности.

 Ни  личные невзгоды, ни николаевская  реакция не сломили волю Лермонтова. Вера "гордая в людей", в лучшую  жизнь помогала поэту преодолеть  разочарование и чувство одиночества.  Его страстная натура рвалась  к деятельности, к героическому  подвигу. В стихотворении "1831-го июня 11 дня" читаем:

Информация о работе Жизнь и творчество Лермонтова