Жизнь и творчество Лермонтова

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2011 в 09:29, курсовая работа

Описание работы

Детство поэта прошло в имении Арсеньевой "Тарханы" Пензенской губернии. Мальчик получил столичное домашнее образование, с детства свободно владел французским и немецким языками. Летом 1825 бабушка повезла Лермонтова на воды на Кавказ; детские впечатления от кавказской природы и быта горских народов остались в его раннем творчестве ("Кавказ", 1830; "Синие горы Кавказа, приветствую вас!..", 1832). В 1827 семья переезжает в Москву, а в 1828 Лермонтов зачисляется полупансионером в 4-й класс Московского университетского благородного пансиона, где получает гуманитарное образование.

Содержание

Биография
1.1.Детство……………………………………………………………………..3

1.2.Формирования Лермонтова как поэта……………………………………5

1.3. Кавказ………………………………………………………………………8

2. Творчество Лермонтова

2.1. Переживание печального одиночества. Поиски смысла жизни……..11

2.2. Политическая лирика……………………………………………………13

2.3. Любовная лирика……………………………………………………..….15

2.4. Тема назначения поэта и поэзии………………..………………………17

3. Список литературы………………………………...…………………..…..18

Работа содержит 1 файл

Оглавление.docx

— 35.76 Кб (Скачать)
 

Оглавление 

  1. Биография

     1.1.Детство……………………………………………………………………..3

     1.2.Формирования Лермонтова как поэта……………………………………5

     1.3. Кавказ………………………………………………………………………8

     2. Творчество Лермонтова 

     2.1.  Переживание печального одиночества. Поиски смысла жизни……..11

     2.2. Политическая лирика……………………………………………………13

     2.3. Любовная лирика……………………………………………………..….15

     2.4. Тема назначения поэта и поэзии………………..………………………17

     3. Список литературы………………………………...…………………..…..18 

                  1.1.Детство

Родился в Москве в семье армейского капитана Юрия Петровича Лермонтова (1787—1831) и Марии Михайловны Лермонтовой (1795—1817), урожденной Арсеньевой, единственной дочери и наследницы пензенской помещицы Е. А. Арсеньевой (1773—1845). Брак, заключенный  против воли Арсеньевой, был неравным и несчастливым; мальчик рос в  обстановке семейных несогласий. После  ранней смерти матери Лермонтова бабушка  сама занялась его воспитанием, полностью  отстранив отца.

 Детство  поэта прошло в имении Арсеньевой "Тарханы" Пензенской губернии. Мальчик получил столичное домашнее  образование, с детства свободно  владел французским и немецким  языками. Летом 1825 бабушка повезла  Лермонтова на воды на Кавказ; детские впечатления от кавказской  природы и быта горских народов  остались в его раннем творчестве ("Кавказ", 1830; "Синие горы  Кавказа, приветствую вас!..", 1832). В 1827 семья переезжает в Москву, а в 1828 Лермонтов зачисляется  полупансионером в 4-й класс  Московского университетского благородного  пансиона, где получает гуманитарное  образование. Уже в Тарханах  определился острый интерес Лермонтова  к литературе и поэтическому  творчеству. Уже в пансионе определяется  преимущественная ориентация Лермонтова  на А. С. Пушкина, байроническую  поэму. Байроническая поэма становится  основой раннего творчества Лермонтова. В 1828—1829 гг. он пишет поэмы  "Корсар", "Преступник", "Олег", "Два брата" (опубликованы посмертно), "Последний сын вольности", "Измаил-Бей", "Демон".

 В  центре байронической поэмы —  герой, изгой и бунтарь, находящийся  в войне с обществом и попирающий  его социальные и нравственные  нормы; над ним тяготеет "грех", преступление, обычно облеченное  тайной и внешне предстающее  как страдание. 

 В  марте 1830 Московский пансион по  указу Сената он был преобразован  в гимназию. В 1830 Лермонтов увольняется  "по прошению" и проводит  лето в подмосковной усадьбе  Столыпиных Середниково; в том  же году после сдачи экзаменов  зачислен на нравственно-политическое  отделение Московского университета. К этому времени относится  первое сильное юношеское увлечение  Лермонтова Е. А. Сушковой (1812—1868), с которой он познакомился  у своей приятельницы А. М.  Верещагиной. С Сушковой связан  лирический "цикл" 1830 ["К Сушковой", "Нищий", "Стансы" ("Взгляни,  как мой спокоен взор..."), "Ночь", "Подражание Байрону" ("У ног твоих не забывал..."), "Я не люблю тебя: страстей ..."].

 По-видимому, несколько позднее Лермонтов  переживает еще более сильное,  хотя и кратковременное чувство  к Н. Ф. Ивановой (1813—1875), дочери  драматурга Ф. Ф. Иванова.  

 

    1.2.Формирования Лермонтова как поэта

В 1830—1832 годы идет формирование личности поэта, и сменяющиеся любовные увлечения являются во многом попыткой личностного самоутверждения. Возникает жанр "отрывка" — лирического размышления, в центре которого определенный момент непрерывно идущего самоанализа и самоосмысления. Стихотворения 1830—1831 содержат и социальные мотивы и темы. Политическая лирика в прямом смысле Лермонтова редка; социально-политическая проблематика, как правило, выступает у него в системе философских и психологических размышлений. Это особенно заметно в лермонтовской лирике начала 1830-х гг. Московский университет жил философскими и политическими интересами, в нем функционировали студенческие кружки и общества (И. В. Станкевича, А. И. Герцена, В. Г. Белинского). О связи с ними Лермонтова нет сведений, однако он, возможно, разделял свойственный им дух политической оппозиции и даже принял участие в студенческой акции (изгнание из аудитории профессора М. Я. Малова). Эти идеи нашли у него выражение еще в "Жалобах турка" (1829) и серии стихов, посвященных европейским революциям 1830—1831 ["30 июля. (Париж) 1830 года", "10 июля. (1830)"], событиям Великой французской революции ("Из Андрея Шенье", 1830—1831) и эпохе пугачёвщины ("Предсказание", 1830). Так подготавливается проблематика первого прозаического опыта Лермонтова — романа "Вадим" (1832—1834) с широкой панорамой крестьянского восстания 1774—1775 гг.

Адресатом лирических стихов Лермонтова в этот период была В. А. Лопухина (1815—1851), в  замужестве Бахметева, сестра товарища по университету Лермонтова. Чувство  к ней Лермонтова оказалось самым  сильным и продолжительным. Лопухина была адресатом или прототипом как  в ранних стихах ["К Лермонтов" ("У ног других не забывал...", 1831), "Она не гордой красотою...", 1832, и другие], так и в поздних  произведениях: "Валерик", посвящение к VI редакции "Демона"; образ ее проходит в стихотворении "Нет, не тебя так пылко я люблю", в "Княгине  Литовской" (Вера).В 1830—1831 раннее лирическое творчество поэта достигает вершины; далее начинается спад.

После 1832 Лермонтов обращается к балладе ("Тростник", 1832; "Желанье" — "Отворите мне темницу", 1832; "Русалка", 1832) и прозе.

В поэмах Лермонтова в это время определяются как бы две тематические группы: одна тяготеет к средневековой русской  истории ("Последний сын вольности", 1831; "Литвинка", 1832), другая — к экзотическим кавказским темам ("Измаил-Бей",1832; "Аул Бастуиджя". 1833—1834; "Хаджи-Абрек", 1833).

В 1832 Лермонтов  оставляет Московский университет  и переезжает в Петербург, надеясь  продолжить образование в Петербургском  университете; однако ему отказались зачесть прослушанные в Москве курсы. Чтобы не начинать обучение заново, Лермонтов принимает совет родных избрать военное поприще; в ноябре 1832 сдает экзамены в Школу гвардейских  подпрапорщиков и кавалерийских  юнкеров и проводит два года в  военно-учебном заведении, где строевая служба, дежурства, парады почти не оставляли времени для творческой деятельности (быт школы в грубо  натуралистичном виде отразился  в так называемых юнкерских поэмах — "Петергофский праздник", "Уланша", "Гошпиталь" — все 1834). Она оживляется в 1835, когда Лермонтов был выпущен  корнетом в лейб-гвардии Гусарский  полк (сентябрь 1834); в этом же году выходит  поэма "Хаджи Абрек" — первое выступление Лермонтов в печати (по преданию, рукопись была отнесена в  журнал без ведома автора). Лермонтов  отдает в цензуру первую редакцию драмы "Маскарад", работает над  поэмами "Сашка", "Боярин Орша", начинает роман "Княгиня Лиговская". Известно о знакомстве Лермонтова с  А. Н. Муравьёвым, И. И. Козловым и близкими к формирующимся славянофильским  кружкам С. А. Раевским и А. А. Краевским. В романе "Княгиня Литовская" (1836; не окончен; опубликован в 1882) Лермонтов  впервые обращается к социальному  бытописанию, предвосхищающему "физиологии" 1840-х гг. Одновременно Лермонтов  работает над "Маскарадом" (1835—1836), первым произведением, которое он считал достойным обнародования, трижды подавал  в драматическую цензуру и  дважды переделывал; драма, однако, была запрещена.

В период 1836—1837 гг. Лермонтов создает "Боярина  Оршу" (1835—1836), первую оригинальную и зрелую поэму. Орша — первая попытка  Лермонтова создать исторический характер — феодала эпохи Грозного, живущего законами боярской чести. Эта тема была продолжена в "Песне про царя Ивана  Васильевича, молодого опричника и  удалого купца Калашникова" (1838). Своего рода аналогом "Песни..." в  лирике Лермонтова было "Бородино", отклик на 25-ю годовщину Бородинского сражения (1837) — "микро-эпос" о  народной войне 1812.

В 1835—1836 Лермонтов еще не входит в ближайший  пушкинский круг; с Пушкиным он также  незнаком. Тем более принципиальный характер получает его стихотворение "Смерть Поэта" (1837; опубликовано 1858), написанное сразу же по получении известия о гибели Пушкина. 18 февраля 1837 Лермонтов был арестован; началось политическое дело о "непозволительных стихах". Под арестом Лермонтов пишет несколько стихотворений: "Сосед" ("Кто б ни был ты, печальный мой сосед"), "Узник", положивших начало блестящему "циклу" его "тюремной лирики": "Соседка", "Пленный рыцарь" (оба — 1840) и другие. 

 

1.3.Кавказ

В феврале 1837 был отдан высочайший приказ о  переводе Лермонтова прапорщиком в  Нижегородский драгунский полк на Кавказ; в марте он выехал через Москву. Простудившись в дороге, был оставлен для лечения (в Ставрополе, Пятигорске, Кисловодске; по пути следования в полк он "изъездил Линию всю вдоль, от Кизляра до Тамани, переехал горы, был в Шуше, в Кубе, в Шемахе, в Кахетии, одетый по-черкесски, с  ружьем за плечами, ночевал в чистом поле, засыпал под крик шакалов...", в ноябре был в Тифлисе. В 1837 он записывает народную сказку об Ашик-Керибе ("Ашик-Кериб"), стремясь передать колорит восточной речи и психологию "турецкого" сказителя; народный характер поэт раскрыл в "Дарах  Терека", "Казачьей колыбельной  песне", "Беглеце". В Пятигорске и Ставрополе он встречается с  Н. М. Сатиным, знакомым ему по Московскому  пансиону, Белинским, доктором Н. В. Майером (прототип доктора Вернера в "Княжне Мери"); знакомится со ссыльными декабристами (С. И. Кривцовым, В. М. Голицыным, В. Н. Лихаревым, М. А. Назимовым) и близко сходится с  А. И. Одоевским ("Памяти А. И. Одоевского", 1830).

 Во  время ссылки и позднее особенно  раскрылось художественное дарование  Лермонтова, с детства увлекавшегося  живописью. Ему принадлежат акварели, картины маслом, рисунки — пейзажи,  жанровые сцены, портреты и  карикатуры; лучшие из них связаны  с кавказской темой. 

 Кавказская  ссылка была сокращена хлопотами  бабушки через А. X. Бенкендорфа.  В октябре 1837 был отдан приказ  о переводе Лермонтова в Гродненский  гусарский (в Новгородской губернии), а затем в лейб-гвардии Гусарский  полк, стоявший в Царском Селе. Во 2-й пол. января 1838 Лермонтов  возвращается в Петербург. 1838—1841 — годы его литературной славы.  Он сразу же попадает в пушкинский  литературный круг, знакомится с  В.А. Жуковским, П. А. Вяземским,  П. А. Плетнёвым, В. А. Соллогубом, принят в семействе Карамзиных. У Карамзиных Лермонтов накануне  последней ссылки читал "Тучи". В 1840 в Петербурге отдельными  изданиями выходят единственные  прижизненные сборники "Стихотворения"  и "Герой нашего времени".

Наследие  Лермонтова к 1840 г. включало уже около 400 стихотворений, около 30 поэм, не считая драм и неоконченных прозаических сочинений. Подавляющее большинство произведений Лермонтова опубликовано посмертно.

1.4.Позднее  творчество

В 1838—1840 поэт входит в "Кружок шестнадцати" — аристократическое общество молодежи, частью из военной среды, объединенное законами корпоративного поведения  и политической оппозиционностью участников.

 В  этот период в его поэзии  и прозе словно оживают пушкинские  начала. Однако основы прозы (как  и поэзии) Лермонтова, во многом  противоположны пушкинским; ему  не свойственны лаконизм пушкинской  прозы и поэтика "гармонической  точности" в поэзии. Близких отношений  с пушкинским кругом у Лермонтова  не складывается: и Жуковский,  и Вяземский, и Плетнёв далеко  не все принимают в его творчестве. Столь же "выборочно" принимают  его и формирующиеся московские  славянофильские кружки. Со своей  стороны, Лермонтов присматривался  к деятельности будущих славянофилов (А. С. Хомякова, Ю. Ф. Самарина), сохранял с ними личные связи,  напечатал в "Москвитянине" (1841) балладу "Спор", но остался  холоден к социально-философским  основам их учения ("Родина", 1841).

 Наиболее  прочные отношения устанавливаются  у Лермонтова с журналом "Отечественные  записки".

 Именно  там появляется большинство прижизненных  и посмертных публикаций лермонтовских  стихов, а также "Бэла", "Фаталист", "Тамань".

Информация о работе Жизнь и творчество Лермонтова