Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2011 в 09:29, курсовая работа
Детство поэта прошло в имении Арсеньевой "Тарханы" Пензенской губернии. Мальчик получил столичное домашнее образование, с детства свободно владел французским и немецким языками. Летом 1825 бабушка повезла Лермонтова на воды на Кавказ; детские впечатления от кавказской природы и быта горских народов остались в его раннем творчестве ("Кавказ", 1830; "Синие горы Кавказа, приветствую вас!..", 1832). В 1827 семья переезжает в Москву, а в 1828 Лермонтов зачисляется полупансионером в 4-й класс Московского университетского благородного пансиона, где получает гуманитарное образование.
Биография
1.1.Детство……………………………………………………………………..3
1.2.Формирования Лермонтова как поэта……………………………………5
1.3. Кавказ………………………………………………………………………8
2. Творчество Лермонтова
2.1. Переживание печального одиночества. Поиски смысла жизни……..11
2.2. Политическая лирика……………………………………………………13
2.3. Любовная лирика……………………………………………………..….15
2.4. Тема назначения поэта и поэзии………………..………………………17
3. Список литературы………………………………...…………………..…..18
Оглавление
1.1.Детство…………………………………………………
1.2.Формирования Лермонтова как поэта……………………………………5
1.3.
Кавказ………………………………………………………………
2. Творчество Лермонтова
2.1. Переживание печального одиночества. Поиски смысла жизни……..11
2.2. Политическая лирика……………………………………………………13
2.3.
Любовная лирика………………………………………
2.4. Тема назначения поэта и поэзии………………..………………………17
3.
Список литературы……………………………….
1.1.Детство
Родился в Москве в семье армейского капитана Юрия Петровича Лермонтова (1787—1831) и Марии Михайловны Лермонтовой (1795—1817), урожденной Арсеньевой, единственной дочери и наследницы пензенской помещицы Е. А. Арсеньевой (1773—1845). Брак, заключенный против воли Арсеньевой, был неравным и несчастливым; мальчик рос в обстановке семейных несогласий. После ранней смерти матери Лермонтова бабушка сама занялась его воспитанием, полностью отстранив отца.
Детство
поэта прошло в имении
В
центре байронической поэмы —
герой, изгой и бунтарь,
В
марте 1830 Московский пансион по
указу Сената он был
По-видимому,
несколько позднее Лермонтов
переживает еще более сильное,
хотя и кратковременное
1.2.Формирования Лермонтова как поэта
В 1830—1832 годы идет формирование личности поэта, и сменяющиеся любовные увлечения являются во многом попыткой личностного самоутверждения. Возникает жанр "отрывка" — лирического размышления, в центре которого определенный момент непрерывно идущего самоанализа и самоосмысления. Стихотворения 1830—1831 содержат и социальные мотивы и темы. Политическая лирика в прямом смысле Лермонтова редка; социально-политическая проблематика, как правило, выступает у него в системе философских и психологических размышлений. Это особенно заметно в лермонтовской лирике начала 1830-х гг. Московский университет жил философскими и политическими интересами, в нем функционировали студенческие кружки и общества (И. В. Станкевича, А. И. Герцена, В. Г. Белинского). О связи с ними Лермонтова нет сведений, однако он, возможно, разделял свойственный им дух политической оппозиции и даже принял участие в студенческой акции (изгнание из аудитории профессора М. Я. Малова). Эти идеи нашли у него выражение еще в "Жалобах турка" (1829) и серии стихов, посвященных европейским революциям 1830—1831 ["30 июля. (Париж) 1830 года", "10 июля. (1830)"], событиям Великой французской революции ("Из Андрея Шенье", 1830—1831) и эпохе пугачёвщины ("Предсказание", 1830). Так подготавливается проблематика первого прозаического опыта Лермонтова — романа "Вадим" (1832—1834) с широкой панорамой крестьянского восстания 1774—1775 гг.
Адресатом лирических стихов Лермонтова в этот период была В. А. Лопухина (1815—1851), в замужестве Бахметева, сестра товарища по университету Лермонтова. Чувство к ней Лермонтова оказалось самым сильным и продолжительным. Лопухина была адресатом или прототипом как в ранних стихах ["К Лермонтов" ("У ног других не забывал...", 1831), "Она не гордой красотою...", 1832, и другие], так и в поздних произведениях: "Валерик", посвящение к VI редакции "Демона"; образ ее проходит в стихотворении "Нет, не тебя так пылко я люблю", в "Княгине Литовской" (Вера).В 1830—1831 раннее лирическое творчество поэта достигает вершины; далее начинается спад.
После 1832 Лермонтов обращается к балладе ("Тростник", 1832; "Желанье" — "Отворите мне темницу", 1832; "Русалка", 1832) и прозе.
В поэмах Лермонтова в это время определяются как бы две тематические группы: одна тяготеет к средневековой русской истории ("Последний сын вольности", 1831; "Литвинка", 1832), другая — к экзотическим кавказским темам ("Измаил-Бей",1832; "Аул Бастуиджя". 1833—1834; "Хаджи-Абрек", 1833).
В 1832 Лермонтов
оставляет Московский университет
и переезжает в Петербург, надеясь
продолжить образование в Петербургском
университете; однако ему отказались
зачесть прослушанные в Москве курсы.
Чтобы не начинать обучение заново,
Лермонтов принимает совет
В период 1836—1837 гг. Лермонтов создает "Боярина Оршу" (1835—1836), первую оригинальную и зрелую поэму. Орша — первая попытка Лермонтова создать исторический характер — феодала эпохи Грозного, живущего законами боярской чести. Эта тема была продолжена в "Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" (1838). Своего рода аналогом "Песни..." в лирике Лермонтова было "Бородино", отклик на 25-ю годовщину Бородинского сражения (1837) — "микро-эпос" о народной войне 1812.
В 1835—1836
Лермонтов еще не входит в ближайший
пушкинский круг; с Пушкиным он также
незнаком. Тем более принципиальный
характер получает его стихотворение
"Смерть Поэта" (1837; опубликовано
1858), написанное сразу же по получении
известия о гибели Пушкина. 18 февраля 1837
Лермонтов был арестован; началось политическое
дело о "непозволительных стихах".
Под арестом Лермонтов пишет несколько
стихотворений: "Сосед" ("Кто б
ни был ты, печальный мой сосед"), "Узник",
положивших начало блестящему "циклу"
его "тюремной лирики": "Соседка",
"Пленный рыцарь" (оба — 1840) и другие.
1.3.Кавказ
В феврале 1837 был отдан высочайший приказ о переводе Лермонтова прапорщиком в Нижегородский драгунский полк на Кавказ; в марте он выехал через Москву. Простудившись в дороге, был оставлен для лечения (в Ставрополе, Пятигорске, Кисловодске; по пути следования в полк он "изъездил Линию всю вдоль, от Кизляра до Тамани, переехал горы, был в Шуше, в Кубе, в Шемахе, в Кахетии, одетый по-черкесски, с ружьем за плечами, ночевал в чистом поле, засыпал под крик шакалов...", в ноябре был в Тифлисе. В 1837 он записывает народную сказку об Ашик-Керибе ("Ашик-Кериб"), стремясь передать колорит восточной речи и психологию "турецкого" сказителя; народный характер поэт раскрыл в "Дарах Терека", "Казачьей колыбельной песне", "Беглеце". В Пятигорске и Ставрополе он встречается с Н. М. Сатиным, знакомым ему по Московскому пансиону, Белинским, доктором Н. В. Майером (прототип доктора Вернера в "Княжне Мери"); знакомится со ссыльными декабристами (С. И. Кривцовым, В. М. Голицыным, В. Н. Лихаревым, М. А. Назимовым) и близко сходится с А. И. Одоевским ("Памяти А. И. Одоевского", 1830).
Во
время ссылки и позднее
Кавказская
ссылка была сокращена
Наследие
Лермонтова к 1840 г. включало уже около
400 стихотворений, около 30 поэм, не считая
драм и неоконченных прозаических сочинений.
Подавляющее большинство
1.4.Позднее творчество
В 1838—1840 поэт входит в "Кружок шестнадцати" — аристократическое общество молодежи, частью из военной среды, объединенное законами корпоративного поведения и политической оппозиционностью участников.
В
этот период в его поэзии
и прозе словно оживают
Наиболее
прочные отношения
Именно
там появляется большинство