Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 19:22, реферат
В ряду великих художественных открытий русской литературы XX века поэтическая система Бориса Пастернака по праву занимает одно из первых мест наряду с творчеством Блока и Маяковского. У каждого поэта свой “образ мира, в слове явленный”. Зрительное ощущение всякого человека избирательно и отлично от восприятия других. В этом отношении художник — человек вдвойне, ибо ему предстоит не просто увидеть мир, но и представить его вновь, уже преображенным, пропущенным через призму творческого воображения. Поэтическая картина мира, таким образом, является собственностью самого автора, и происходящее в ней существует по его законам.
Введение 3
Глава 1. Жизнь и творчество Б. Пастернака 6
Глава 2. Образ мира- “собора” и “тайника вселенной” в
лирике Б. Пастернака 9
Заключение 13
Список использованной литературы 15
Звуковой строй выявляет единство поэта и Вселенной, восстанавливает целостность бытия, становясь образным выражением единства внешнего мира и лирического героя.
Такое новое соотношение человека и мира рождало и новое понимание происхождения и цели искусства. По мысли Пастернака, искусство отнюдь не призвано отображать жизнь, описывать ее, рассказывать о событиях, о душевных переживаниях. Искусство — орган речи самой жизни, поэтому оно вечно, как вечна сама жизнь. В одном из самых известных стихотворений Пастернака — «Ночь» — эта мысль выражена наиболее отчетливо:
Не спи, не спи, художник,
Не предавайся сну,
Ты — вечности заложник
У времени в плену13.
Пастернак сложен и прост, элитарен и доступен, таковы приметы истинной литературы. Часто окружающую действительность поэт видит как текст, книгу, которую надо прочитать. Его охватывает восторг перед миром и его проявлениями — где бы они ни были: в искусстве, в действительности, в природе, в траве, в ветке... Он самого Бога представляет всемогущим режиссером:
Так играл над землей молодою
Одаренный один режиссер,
Что носился как дух над водою
И ребро сокрушенное тер14.
Лирика Пастернака — наиболее
важная и существенная часть его
огромного литературного
«Поэзия останется навсегда
той, превыше всяких Альп прославленной
высотой, которая валяется в траве,
под ногами, так что надо только
нагнуться, чтобы ее увидеть и
подобрать с земли...» — сказал
Пастернак в своем выступлении
на Конгрессе в защиту культуры в
1935 г. Его лирика и является ярким
воплощением оригинального
Заключение
Поэзия Б. Л. Пастернак
учит слушать и слышать стих, учит
полной самоотдаче не только поэта, но
и его читатель. Стихи Пастернака
завораживают и заколдовывают, мы не
замечаем в них прозаизмов и приземлённости.
Метафора в его стихах поэтически
непредсказуема, ибо не связана традиционностью
и представлениями о “
Метафора и то, к чему обращена метафора, в его поэзии меняются местами. Для Б. Л. Пастернака искусство реальнее самого бытия, а бытие само реально, поскольку оно вторгается в искусство. Вот почему поэзия Пастернака как бы освобождена от уз материальной личности самого поэта, не от быта, но от фактов его биографии, о которых он не заботится, как не заботиться и создании своего ”образа поэта”. Хорошо известны слова Б. Л. Пастернака – “Быть знаменитым некрасиво”. Это означало, что поэзия, творчество поэта были у него отделены от поэта – человека. Известными и “знаменитыми” должны быть только стихи. Так же точно и рукописи стихов отделены от самих стихов. Над рукописями не надо трястись, хранить их. Пастернак существует в поэзии, и только в поэзии : в поэзии стихотворной или в поэзии прозаической.
Если сравнивать поэта и поэзию с метафорой, с её двумя членами употребляемым и самим уподоблением, то поэзия Пастернака – это второй член метафоры: тот второй мир, который снова и снова возвращает его к настоящей действительности, по-новому понятой и возросшей для него в своём значении.
Борис Леонидович Пастернак,
”талант исключительного
Пастернака предстаёт в своей внутренней органической целостности. Но и сегодня Пастернак не разгадан до конца.
Поэзия Пастернака утверждает жизнь, как высшую духовную ценность. Марина Цветаева в статье “Световой ливень” подводит итог своим размышлениям о пафосе Пастернака: “И никто не захочет стреляться, и никто не захочет расстреливать.” В наше время, когда так обострилось чувство единой судьбы человечества, поэзия Пастернака особенно и по-новому раскрывает свой действенный смысл.
Пастернак – явление чрезвычайное. Попытки обузить и обкорнать его несут лишь потерю для нашей культуры. Превратить его в эталон, в пример для подражания нет нужды: Пастернак неповторим. Настала пора для углубленного постижения этой замечательной поэзии.
1 Альфонов В. Поэзия Бориса Пастернака. Л., 1990.
2 Пастернак Б.Л. Избранное. В 2-х томах, т.1. М., 1985
3 Зайцев Б. Этюды о Пастернаке. – 1990.
4 Вильмонт Н.Н. О Борисе Пастернаке : Воспоминания и мысли. М., 1989.
5 Зайцев Б. Этюды о Пастернаке. – 1990.
6 Вильмонт Н.Н. О Борисе Пастернаке : Воспоминания и мысли. М., 1989.
7 Масленикова З. А. Портрет Бориса Пастернака. М., 1990.
8 Вильмонт Н.Н. О Борисе Пастернаке : Воспоминания и мысли. М., 1989.
9 Альфонов В. Поэзия Бориса Пастернака. Л., 1990.
10 Пастернак Б.Л. Избранное. В 2-х томах, т.1. М., 1985
11 Пастернак Б.Л. Избранное. В 2-х томах, т.1. М., 1985
12 Альфонов В. Поэзия Бориса Пастернака. Л., 1990.
13 Пастернак Б.Л. Собрание сочинений в 5-ти томах , т.1, М., 1985
14 Пастернак Б.Л. Избранное. В 2-х томах, т.1. М., 1985