Жизнь и творчество Б. Пастернака

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 19:22, реферат

Описание работы

В ряду великих художественных открытий русской литературы XX века поэтическая система Бориса Пастернака по праву занимает одно из первых мест наряду с творчеством Блока и Маяковского. У каждого поэта свой “образ мира, в слове явленный”. Зрительное ощущение всякого человека избирательно и отлично от восприятия других. В этом отношении художник — человек вдвойне, ибо ему предстоит не просто увидеть мир, но и представить его вновь, уже преображенным, пропущенным через призму творческого воображения. Поэтическая картина мира, таким образом, является собственностью самого автора, и происходящее в ней существует по его законам.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Жизнь и творчество Б. Пастернака 6
Глава 2. Образ мира- “собора” и “тайника вселенной” в
лирике Б. Пастернака 9
Заключение 13
Список использованной литературы 15

Работа содержит 1 файл

Пастернак Б..docx

— 36.19 Кб (Скачать)

Звуковой строй выявляет единство поэта и Вселенной, восстанавливает  целостность бытия, становясь образным выражением единства внешнего мира и  лирического героя.

Такое новое соотношение  человека и мира рождало и новое  понимание происхождения и цели искусства. По мысли Пастернака, искусство  отнюдь не призвано отображать жизнь, описывать ее, рассказывать о событиях, о душевных переживаниях. Искусство  — орган речи самой жизни, поэтому  оно вечно, как вечна сама жизнь. В одном из самых известных  стихотворений Пастернака — «Ночь» — эта мысль выражена наиболее отчетливо:

Не спи, не спи, художник,

Не предавайся сну,

Ты — вечности заложник

У времени в плену13.

Пастернак сложен и прост, элитарен и доступен, таковы приметы  истинной литературы. Часто окружающую действительность поэт видит как  текст, книгу, которую надо прочитать. Его охватывает восторг перед  миром и его проявлениями —  где бы они ни были: в искусстве, в действительности, в природе, в  траве, в ветке... Он самого Бога представляет всемогущим режиссером:

Так играл над землей молодою

Одаренный один режиссер,

Что носился как дух над водою

И ребро сокрушенное тер14.

Лирика Пастернака — наиболее важная и существенная часть его  огромного литературного наследия. В свой громкий век он оживил яркость  образного языка в поэзии, создал новый образный строй стихотворения. Образ в его лирике стал существеннее, главнее содержания. Вот что он сам писал об этом: "В искусстве  человек смолкает и заговаривает образ. И оказывается, только образ  поспевает за успехами природы".

«Поэзия останется навсегда той, превыше всяких Альп прославленной  высотой, которая валяется в траве, под ногами, так что надо только нагнуться, чтобы ее увидеть и  подобрать с земли...» — сказал Пастернак в своем выступлении  на Конгрессе в защиту культуры в 1935 г. Его лирика и является ярким  воплощением оригинального мироощущения поэта.

 

 

 

Заключение

Поэзия Б. Л. Пастернак  учит слушать и слышать стих, учит  полной самоотдаче не только поэта, но и его читатель. Стихи Пастернака завораживают и заколдовывают, мы не замечаем в них прозаизмов и приземлённости. Метафора в его стихах поэтически непредсказуема, ибо не связана традиционностью  и представлениями о “поэтичности”  тех или иных понятий, тем и  эмоций. Она как бы отделяется, создаёт  свой мир, летит в свободном полёте. В его поэзии играют молнии, –  молнии неожиданные, озаряющие, но и  нестрашные, ибо они именно ”играют” и дразнят воображение.

Метафора и то, к чему обращена метафора, в его поэзии меняются местами. Для Б. Л. Пастернака искусство реальнее самого бытия, а  бытие само реально, поскольку оно  вторгается в искусство. Вот почему поэзия Пастернака как бы освобождена  от уз материальной личности самого поэта, не от быта, но от фактов его биографии, о которых он не заботится, как  не заботиться и создании своего ”образа  поэта”. Хорошо известны слова Б. Л. Пастернака – “Быть знаменитым некрасиво”. Это означало, что поэзия, творчество поэта были у него отделены от поэта – человека. Известными и “знаменитыми” должны быть только стихи. Так же точно и рукописи стихов отделены от самих стихов. Над рукописями не надо трястись, хранить их. Пастернак существует в поэзии, и только в поэзии : в поэзии стихотворной или в поэзии прозаической.

Если сравнивать поэта  и поэзию с метафорой, с её двумя членами употребляемым и самим уподоблением, то поэзия Пастернака – это второй член метафоры: тот второй мир, который снова и снова возвращает его к настоящей действительности, по-новому понятой и возросшей для него в своём значении.

Борис Леонидович Пастернак, ”талант исключительного своеобразия”, как сказал о нём М. Горький, внёс незаменимый вклад в русскую  поэзию советской эпохи и мировую  поэзию ХХ века. Высокое мастерство и неповторимая тональность стихов выдвинули Пастернака на одно из первых мест в мощном поэтическом движении 1910 – 1920–х годов на стыке исторических эпох, и обеспечили ему очевидную  репутацию в поэзии последующих десятилетий. Однако эти две стороны – мастерство и тональность, поэтики и пафос – далеко не всеми и не всегда воспринимались в единстве. Для многих современников они располагались, вступали в противоречие, да и внутри каждой из них виделся свой запутанный узел. Главной причиной тому была сложность поэтического строя Пастернака, “непонятность” его стихов: форма их многим, в частности Горькому, казалась не в меру субъективной, самодовлеющей, в ущерб содержанию или в отрыв от него. Поэзия Пастернака долгое время была предметом споров и разноречивых, зачастую резко осудительных оценок. Облик

Пастернака предстаёт  в своей внутренней органической целостности. Но и сегодня Пастернак не разгадан до конца.

Поэзия Пастернака утверждает жизнь, как высшую духовную ценность. Марина Цветаева в статье “Световой  ливень” подводит итог своим размышлениям о пафосе Пастернака: “И никто не захочет стреляться, и никто не захочет расстреливать.” В наше время, когда так обострилось  чувство единой судьбы человечества, поэзия Пастернака особенно и по-новому раскрывает свой действенный смысл.

Пастернак – явление чрезвычайное. Попытки обузить и обкорнать  его несут лишь потерю для нашей культуры. Превратить его в эталон, в пример для подражания нет нужды: Пастернак неповторим. Настала пора для углубленного постижения этой замечательной поэзии.

 

Список использованной литературы

  1. Альфонов В. Поэзия Бориса Пастернака. Л., 1990.
  2. Вильмонт Н.Н. О Борисе Пастернаке : Воспоминания и мысли. М., 1989.
  3. Зайцев Б. Этюды о Пастернаке. – 1990.
  4. Масленикова З. А. Портрет Бориса Пастернака. М., 1990. –
  5. Пастернак Б.Л. Собрание сочинений в 5-ти томах , т.1, М., 1985
  6. Пастернак Б.Л. Избранное. В 2-х томах, т.1. М., 1985
  7. http://www.coolsoch.ru/

1 Альфонов В. Поэзия Бориса Пастернака. Л., 1990.

2 Пастернак Б.Л. Избранное. В 2-х томах, т.1. М., 1985

3 Зайцев Б. Этюды о Пастернаке. – 1990.

4 Вильмонт Н.Н. О Борисе Пастернаке : Воспоминания и мысли. М., 1989.

5 Зайцев Б. Этюды о Пастернаке. – 1990.

6 Вильмонт Н.Н. О Борисе Пастернаке : Воспоминания и мысли. М., 1989.

7 Масленикова З. А. Портрет Бориса Пастернака. М., 1990.

8 Вильмонт Н.Н. О Борисе Пастернаке : Воспоминания и мысли. М., 1989.

9 Альфонов В. Поэзия Бориса Пастернака. Л., 1990.

10 Пастернак Б.Л. Избранное. В 2-х томах, т.1. М., 1985

11 Пастернак Б.Л. Избранное. В 2-х томах, т.1. М., 1985

12 Альфонов В. Поэзия Бориса Пастернака. Л., 1990.

13 Пастернак Б.Л. Собрание сочинений в 5-ти томах , т.1, М., 1985

14 Пастернак Б.Л. Избранное. В 2-х томах, т.1. М., 1985

 


Информация о работе Жизнь и творчество Б. Пастернака