Жизнь и творчество Б. Пастернака

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 19:22, реферат

Описание работы

В ряду великих художественных открытий русской литературы XX века поэтическая система Бориса Пастернака по праву занимает одно из первых мест наряду с творчеством Блока и Маяковского. У каждого поэта свой “образ мира, в слове явленный”. Зрительное ощущение всякого человека избирательно и отлично от восприятия других. В этом отношении художник — человек вдвойне, ибо ему предстоит не просто увидеть мир, но и представить его вновь, уже преображенным, пропущенным через призму творческого воображения. Поэтическая картина мира, таким образом, является собственностью самого автора, и происходящее в ней существует по его законам.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Жизнь и творчество Б. Пастернака 6
Глава 2. Образ мира- “собора” и “тайника вселенной” в
лирике Б. Пастернака 9
Заключение 13
Список использованной литературы 15

Работа содержит 1 файл

Пастернак Б..docx

— 36.19 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

Содержание 

Введение 3

Глава 1.  Жизнь и творчество Б. Пастернака 6

Глава 2. Образ мира- “собора” и “тайника вселенной” в 

лирике Б. Пастернака 9

Заключение 13

Список использованной литературы 15

 

Введение

Я б разбивал стихи, как  сад.

Б. Пастернак 

В ряду великих художественных открытий русской литературы XX века поэтическая система Бориса Пастернака по праву занимает одно из первых мест наряду с творчеством Блока и  Маяковского. У каждого поэта  свой “образ мира, в слове явленный”. Зрительное ощущение всякого человека избирательно и отлично от восприятия других. В этом отношении художник — человек вдвойне, ибо ему  предстоит не просто увидеть мир, но и представить его вновь, уже  преображенным, пропущенным через  призму творческого воображения. Поэтическая  картина мира, таким образом, является собственностью самого автора, и происходящее в ней существует по его законам.

Отложив томик поэзии Пастернака, задумаемся о том неповторимом мире, который создал поэт.

С первых строк нас поражает чувство преклонения и восторга перед всем живым — а живет  у Пастернака все, что вообще “имеется”: дворы, сад, сумрак, весна, гроза, улицы, песок. Поэт “взахлеб” спешит рассказать нам о феврале:

Пока грохочущая слякоть

Весною черною горит.

Каждое мгновение жизни  прекрасно, равно как прекрасны  все ее проявления: поэзия Пастернака не знает деления на большое и  малое, низменное и возвышенное, живое и неживое. Взгляд автора схватывает все, слух — все слышит, а речь все объемлет:

Слепого полдня желатин,

И желтые очки промоин,

И тонкие слюдинки лъдин,

И кочки с черной бахромою.

Поэт, как губка, впитывает  в себя влагу жизни, пьет “горечь  тубероз, небес осенних горечь... горечь вечеров, ночей и людных сборищ”, чтобы потом выжать себя на бумагу.

Эта “всеядность” означает всеприятие автором всего происходящего и существующего. Да, в жизни есть свои драмы, но...

Необычным образом представлена в лирике Пастернака природа. Мало чисто  пейзажных описаний, мало описаний “чистой” природы. Все нарисовано как-то вперемешку: природа какая-то пригородная, и недаром любимое  пространство поздних стихов автора — поселок Переделкино. Пастернак  не отделяет природное от культурного, рукотворного, а сближает их. Он одомашнивает стихии, он — поэт, который живет, “в родстве со всем уверясь и  знаясь с будущим в быту”. И  потому в его стихах волны странно, но все же еще вполне “поэтично” шумят “в миноре”, однако похожи они  на... вафли, которые печет прибой. Этот гастрономический образ не выглядит нелепым для того, кто знает  Пастернака: в его “стихах он выражает сущность оригинального авторского подхода к миру, к природе.

Описывая чудесные мгновения  жизни, поэт обыкновенно не устает их детализировать. Вся его поэзия —  своего рода гимн деталям, подробностям. Поэтическая декларация этого подхода  к миру и творчеству — стихотворение  “Давай ронять слова...”1. Настоящему творцу “ничто не мелко”:

Жизнь существует в подробностях, в деталях — в этом разгадка ее тайны. Описать — значит, показать связи между предметами, их “взаимоотношения”, в каком-то смысле их любовь. Так, в  одном из первых стихов Пастернака весна — “черная”. Весна? Пора любви, надежд, и вдруг... Однако поэт хотел  показать другое: после снежной, белой  зимы обнажается черная почва, которая  предшествует и питает зелень лета. Гимн деталям — порою необычным  — становится гимном самой жизни.

Стихи Пастернака насыщены сложными метафорами, сравнениями. В  этом “половодье образов и чувств”, как сказал о его поэзии О. Мандельштам, читатель часто просто теряется. Поэт пишет взахлеб, одним сплошным потоком, стремясь охватить явление в его  сиюминутном облике. Так рождается  новый синтаксис Пастернака, нарушающий нормы языка во имя экспрессии:

Так мочи летние, ничком,

Упав в овсы с мольбой: исполнъся,

Грозят заре своим зрачком,

Так затевают ссоры с солнцем2.

Выразительность этих строк  подчеркивается звуковыми повторами, аллитерацией, к которой всегда любил  прибегать поэт.

Поэзия Пастернака в равной степени живописна и музыкальна (атмосфера детства поэта способствовала развитию различных художественных способностей). В ней — желто-лимонные пруды, черные ручьи, красный воск мандаринов. Повтор схожих звуков в строфе как  бы скрепляет текст, намекает на некие  скрытые связи предметов: грачи  “сорвутся в лужи и обрушат  сухую грусть на дно очей” —  грусть тут как будто многократно  усиливается за счет повтора гласной  “у”.

Пастернак внес в стихи  свое видение мира: “луга, осоку, сенокос, грозы раскаты” в их неповторимости и жизнетворящей силе. У него свое понимание мира и свой способ его  выражения: экспрессивный, динамичный, метафоризованный. Сущность своего метода, как и право на него поэт определил  в своих заметках так: “Гений есть кровно осязаемое право мерить все  на свете по-своему, чувство короткости со вселенной, доступности всего  живого”3.

Работа состоит из 2 глав. В первом даеться жизнь Пастернака, а во втором исследоваеться мир в  творчестве Пастернака. Целью нашей  работы изучать Пастернака, как писателе о вселенной, о мире, исследовать  мир в творчестве Пастернака.

 

 

Глава 1.  Жизнь и творчество Б. Пастернака

Жизнь ведь это только миг,

Только растворенье

Нас самих во всех других,

Как бы им даренье.

29 января (10 февраля) 1890 года, в Москве, в районе старых Тверских–Ямских в небольшом доме, построенном после московского пожара в 1817 году родился Борис Леонидович Пастернак4.

Его отец был крупным художником–академиком, вечным тружеником, мать–выдающейся–пианисткой. В доме запросто бывали Толстой, Скрябин, Серов. Из окна кухни можно было наблюдать за работой скульптора Паоло Трубецкого5. Квартира примыкала к мастерским, где замечательные педагоги обучали молодых художников, многие из которых составили потом славу русского искусства. Таким образом, Пастернак с детства был включён в атмосферу серьёзного творческого труда.

В четырёхлетнем возрасте Борис Пастернак вместе со всей семьёй переехал в казённую квартиру Училища  живописи, ваяния и зодчества на Мясницкой против почтамта. Там впечатления  выросли.

В 1901–м году Пастернак поступил в Пятую Московскую гимназию, ему предсказывалось композиторское будущее. Но Пастернака удручало отсутствие у него абсолютного слуха, этой редкой способности указывать высоту любой произвольно взятой ноты. Он оставил музыку оправданно для себя, неожиданно и огорчительно для окружающих. В его жизнь решительно входила поэзия.

Стихи Пастернак начал  писать летом 1909 года, но первое время  он не придавал им серьезного значения и свои занятия поэзией не выказывал. Впоследствии Пастернак писал про  свои первые стихи: ”В то время и  много спустя я смотрел на свои, стихотворные опыты как на несчастную слабость и ничего хорошего от них  не ждал’’.

В  1908 году Пастернак заканчивает, классическую гимназию и поступает  учиться на философское отделение  историко-филологического факультета Московского университета. Заканчивает  его в 1913 году6.

    К 1912 году мать  скопила денег и предложила  ему поехать за границу. Пастернак  выбрал Марбург, где в те  годы процветала знаменитая философская  школа, во главе которой стоял  Герман Коген. Пастернак поехал  на летний семинар. На оставшиеся  деньги он на две недели  уехал в Италию.

О поэзии ещё было рано думать, но она уже влияла на его судьбу, невидимо притягивая и выделяя. Он не стремился к изучению мира, он –  созерцал. И тем не менее занятия  философией не прошли для него даром, как и занятия музыкой. В его  поэзии и прозе можно встретить  постоянные попытки осмыслить эстетическое познание мира, своего рода эстетическую гносеологию, теорию поэтического познания мира.

Среди знакомых семьи особую роль сыграл поэт Р. М. Рильке. Увлечение  его творчеством формировало  поэзию Пастернака. Огромное значение в его жизни имел Маяковский, неизменно  ценивший Пастернака, несмотря на различные  расхождения и даже небольшие  ссоры, Маяковский и Пастернак, конечно, любили друг друга и они во всяком случае признавали каждый другого большим  талантом.

С 1912 года Пастернак начинает заниматься литературной деятельностью.

В 1955 году была закончена  последняя глава романа “Доктор  Живаго”7. Роман был отвезён в разные редакции, но никто не взялся его публиковать. В 1956 году романом заинтересовался итальянский издатель Фельтринелли и Борис Леонидович дал согласие на выход в свет романа в Италии.

В ноябре 1957 году роман появился в Италии. Он был счастлив. 24 октября 1958 года стало известно о присвоении Пастернаку Нобелевской премии, а 25 октября печать открыла прямо-таки военные действия против Бориса Леонидовича. В “Литературке” и в других газетах обвиняли его в предательстве, называли Иудой, отщепенцем, сорняком, лягушкой в болоте и ещё бог знает как… Его уговаривали отказаться от Нобелевской премии8.

   

 

Глава 2. Образ мира- “собора” и “тайника вселенной” в лирике Б. Пастернака

Как будто внутренность собора —

Простор земли... (Б. Л. Пастернак)

Центральной темой, прошедшей  через всё творчество Б. Пастернака, является реальный мир предметов, явлений, чувств, окружающей действительности. Поэт не был сторонним наблюдателем этого мира. Он мыслил мир и себя как единое целое. Авторское «Я» - наиболее активная часть этого  нерасторжимого целого. Поэтому в  творчестве Пастернака часто внутренние переживания даны через внешнюю  картину мира, пейзажно-предметный мир – через субъективное восприятие. Это взаимообусловленных  вида выражения авторского «я»9. Пастернак волей своего слова соединяет хаотичный мир города, планеты, Вселенной.

Природа, мир, тайник вселенной,

Я службу долгую твою,

Объятый дрожью сокровенной,

В слезах от счастья, отстою10.

Мир хаотичен, потому что  он развивается и одновременно разрушается. Поэзия Пастернака – соединяющая  осколки. Она – потоки швов, не дающих льдинам расползаться. Его поэзия не течет, а летит рывками, как  кровь из артерий, но за всем этим чувствуется  ритм вселенной, её пульс. Чем ближе  ты слышишь этот ритм, тем он четче, тем ты пьянее окружающим миром и  собой. На тебя наставлена энергия мира, ты впитываешь её и преобразовываешь в энергию слова.

Пастернак – синтез ХIХ  и ХХ веков. Его лесные пределы, очарованные  чащи, спящие дали, сумрак ночи не монументальность Маяковского и не орудование массами. Это детали и детали. Дробь капелей, и сосулек худосочье не сравнится  с гигантской колонной, с железом  поездов. Подробный мир Пастернака – это и не хрупкость фетовского мира, где в «нежном дыхании  травы и цветов» разливается  запах роз, и в лазурной ночи слышится шепот о восторге свидания. Угасшее веселье Пушкина и чуждость всему Лермонтова отменяются пастернаковским ошалелым щелканьем птиц, бушующим, одуревшим оврагом, всплеском волны, взмахом крыла, беседой обо всем.

Этим звездам к лицу б хохотать,

А вселенная — место глухое11.

Отношение Пастернака к поэзии, к ее сущности и задачам как  нельзя лучше передает начальная  строка его стихотворения, которое  должно было открывать сборник «Когда разгуляется», так и не увидевший  свет при жизни поэта в связи  с развернувшейся кампанией против него после присуждения Нобелевской  премии, — «Во всем мне хочется  дойти до самой сути...»12. Поэзия для Пастернака была органом восприятия мира и способом выражения целостности жизни. С первых своих шагов в русской литературе Пастернак обнаружил особый почерк, особый строй художественных средств и приемов. Многое в его стихах ошеломляло, ставило в тупик: они были чрезвычайно насыщены метафорами; уподобления, к которым прибегал поэт, часто производили впечатление слишком субъективных или случайных. Оригинальность мира Пастернака была обусловлена его стремлением и в лирике «дойти до самой сути», уловить и передать в стихах подлинность настроения, подлинность атмосферы или состояния.

В этом мире особое место  занимает лирический герой. Поэзия таких  современников Пастернака, как Маяковский, Цветаева, Есенин, строилась на том, что в центре стояла фигура самого автора, чей лирический и страстный  монолог заключал в себя его переживания, чувства, а творчество в целом  становилось претворенным в поэтическое  слово рассказом о собственной  судьбе. Такое понимание лирики было выработано романтической традицией XIX и начала XX века. Пастернак отказался  от этой традиции, сделав мир самоценным вне зависимости от его взаимоотношений  с лирическим героем. Такая невыделенность лирического героя, его «растворенность» в окружающем мире создается в поэзии Пастернака не только с помощью метафоры, но и с помощью звуковой организации стиха:

Тенистая полночь стоит  у пути, 
На шлях навалилась звездами, И через дорогу за тын перейти 
нельзя, не топча мирозданья.

Информация о работе Жизнь и творчество Б. Пастернака