Жизнь и творчество Анны Ахматовой

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 14:08, контрольная работа

Описание работы

На рубеже XIX и XX столетий, накануне революции, в эпоху, потрясенную двумя мировыми войнами, в России возникла и сложилась, может быть, самая значительная во всей мировой литературе нового времени “женская” поэзия — поэзия Анны Ахматовой. Сегодня произведения этой, без преувеличения, великой женщины известны, пожалуй каждому русскому человеку.

Содержание

Введение…………………………………………………………2
Проблема « Поэт и история» в лирике А. Ахматовой…4
Трагедия поэта и истории русского народа в поэме
Ахматовой «Реквием»…………………………………….9
Заключение……………………………………………….12
Список использованной литературы……………………13

Работа содержит 1 файл

Введение.docx

— 34.23 Кб (Скачать)

Содержание

 

 

Введение…………………………………………………………2

  1. Проблема « Поэт и история» в лирике А. Ахматовой…4
  2. Трагедия поэта и истории русского народа в поэме

Ахматовой «Реквием»…………………………………….9

  1. Заключение……………………………………………….12
  2. Список использованной литературы……………………13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

На рубеже XIX и XX столетий, накануне революции, в эпоху, потрясенную  двумя мировыми войнами, в России возникла и сложилась, может быть, самая значительная во всей мировой  литературе нового времени “женская”  поэзия — поэзия Анны Ахматовой. Сегодня произведения этой, без преувеличения, великой женщины известны,  пожалуй каждому русскому человеку.

Анна Андреевна Горенко  родилась 11(23) июня 1889 года под Одессой. Годовалым ребенком она была перевезена в Царское Село, где прожила  до шестнадцати лет. Первые воспоминания Ахматовой были царско-сельскими: “...зеленое, сырое великолепие парков, выгон, куда меня водила няня, ипподром, где  скакали маленькие пестрые лошадки, старый вокзал...”. Училась Анна в  Царскосельской женской гимназии. Пишет об этом так: “Училась я сначала плохо, потом гораздо лучше, но всегда неохотно”. В 1907 году Ахматова оканчивает Фундуклеевскую гимназию в Киеве, потом поступает на юридический факультет Высших женских курсов. Начало же 10-ых годов было отмечено в судьбе Ахматовой важными событиями: она вышла замуж за Николая Гумилева, обрела дружбу с художником Амадео Модильяни, а весной 1912 года вышел ее первый сборник стихов “Вечер”, принесший Ахматовой мгновенную славу. Сразу же она была дружно поставлена критиками в ряд самых больших русских поэтов. Ее книги стали литературным событием. Чуковский писал, что Ахматову встретили “необыкновенные, неожиданно шумные триумфы”. Ее стихи были не только услышаны, — их затверживали, цитировали в разговорах, переписывали в альбомы, ими даже объяснялись влюбленные. “Вся Россия, — отмечал Чуковский, — запомнила ту перчатку, о которой говорит у Ахматовой отвергнутая женщина, уходя от того, кто оттолкнул ее”.

Так беспомощно грудь холодела, 
      Но шаги мои были легки. 
      Я на правую руку надела 
      Перчатку с левой руки.

 

Трагедия в истории  русского народа стала, пожалуй, личной бедой поэтессы. Впрочем, она же давала силы ахматовской музе. В этой контрольной работе я попытаюсь разобрать проблему поэта и истории в лирике Ахматовой и поэме «Реквием», которая стала отображением суровой реальности военного времени, горя и страдания людей, живших в эту непростую эпоху. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Проблема « Поэт и история» в лирике А. Ахматовой.

Несмотря  на то, что Анна Ахматова прочила  сама себе короткий жизненный путь, она ошибалась: путь её был долог  и на редкость творчески богат  и сложен. В разное время она  по-разному оценивала роль поэта, как она себя называла, и поэзии в обществе. Ранняя лирика складывалась под влиянием моды того времени на любовные стихи, правда и тогда Ахматова очень сильно выделялась среди «товарищей по цеху» и потому никогда не называла себя женской поэтессой. 
Ахматова задавалась вопросом роли поэта и поэзии в обществе. Это было вовсе не случайно. Корни этого явления лежали в психологии поэта: Ахматова всегда ощущала себя частицей чего-то большого – истории, страны, народа. Первые стихотворные опыты состоялись, когда Ахматова была в русле течения «акмеизм». Но постепенно поэтесса отошла от акмеистов и выбрала другой ориентир, который она считала единственно подлинным: Пушкина. Ему посвящено одно из стихотворений цикла «В Царском Селе»:

Смуглый отрок бродил по аллеям, 
У озёрных грустил берегов, 
И столетие мы лелеем 
Еле слышный шелест шагов…

В конце стиха – выразительная  деталь: «растрёпанный том Парни». Это символ внутренней раскрепощённости, вольности поэта. 
Но всё же, несмотря на то, что Пушкин был высшим литературным авторитетом для Ахматовой, она искала и свой образ в мире современной ей поэзии. Цикл «Тайны ремесла» стал попыткой разобраться в тайне поэзии, а, следовательно, и в своей тайне. Природа вдохновения стала темой открывающего цикл стихотворения с недвусмысленным названием «Творчество». Ахматова не забывает литературные корни, наследуя традиции Лермонтова, Пушкина, Жуковского. Сознание поэта ищет, тщательно выбирает один в хаосе звуков один единственно верный мотив:

Так вокруг него непоправимо тихо, 
Что слышно, как в лесу растёт трава.

Определив мотив, поэт должен решить другую необходимую  задачу – переложить его на бумагу. Для Ахматовой этот процесс уподобляется диктовке, а диктуют поэту его  внутренние импульсы и звуки. Неважно, будет продиктованное определение  или образ «низким» или «высоким» - подобного деления для Ахматовой  не существует (она заявляет: «мне ни к чему одические рати»). Поэтесса говорит об «обыкновенном чуде»  поэзии. Оно заключается в рождении стиха из обыденной обстановки:

Когда б вы знали, из какого сора 
Растут стихи, не ведая стыда…

Рост  этих стихов – не просто механическое написание, а настоящее перевоссоздание действительности, придание ей формы стиха, несущего положительную духовную энергию людям. 
Для Ахматовой не менее важна была фигура того читателя, до которого донесётся положительный заряд стихотворения, ведь поэзия суть диалог художника и читателя. Если бы не было последнего, не для кого было бы писать, то есть идея поэзии теряла бы всякий смысл. «Без читателя меня нет», - заметит Марина Цветаева. Для Ахматовой же читатель становится «неведомым другом», который есть гораздо большее, нежели простой потребитель духовных ценностей. В душе его стихи обретают новый звук, так как преломляются через уникальное сознание, отличное от сознания поэта:

А каждый читатель – как тайна, 
Как в землю закопанный клад.

На  примере этого и других стихотворений  хорошо видно, что цикл в полном соответствии со своим названием открывает  читателю тайны поэтического ремесла  Ахматовой. Но помимо «технического» аспекта  поэзии, как с известной долей  условности можно назвать описанное выше, существуют и взаимоотношения поэта и внешнего, часто совсем непоэтичного мира. Двадцатые годы прошлого века поставили многих поэтов перед выбором – эмигрировать за рубеж либо остаться со своей страной в тревожное время. Ахматова принимает нелёгкое решение – остаться в новой России: «Не с теми я, кто бросил землю». Это заявление звучит довольно резко, но ещё ярче подчёркивает авторскую позицию строчка: «им песен я своих не дам». Категоричность Ахматовой находит выражение ещё и в том, что она уверена, «что в оценке поздней оправдан будет каждый час». В этом обращении к будущему слышится явная перекличка со стихотворением «Дума» Лермонтова – поэт обращался к потомкам, как и Ахматова. Впрочем, на этим тема не исчерпывается: в стихотворении «Когда в тоске самоубийства…», пронизанного мистическими мотивами, поэт слышит внутренний голос – голос тёмных сил, которые призывают его:

Оставь  свой край, глухой и грешный, 
Оставь Россию навсегда.

Героиня в финале поступает очень просто, но вместе с тем в поступке этом чувствуется некая патетика:

Но  равнодушно и спокойно 
Руками я замкнула слух.

Ахматова  окончательно делает свой выбор в  пользу испытаний, но на родине. Они  не заставили себя долго ждать  – Великая Отечественная война  стала истинным испытанием на выживание  для России. Ахматова также не оставалась в стороне – в начале она находилась в блокадном Ленинграде, позднее – в Ташкенте. Но где бы она не была, поэтесса ощущала необходимость всех и каждого, особенно поэтов и писателей, каким-либо образом участвовать в войне и разделять всеобщую скорбь. Так рождается одно из известнейших её стихотворений – «Мужество». Оно напоминает о долге перед Отечеством:

Час мужества пробил на наших часах, 
И мужество нас не покинет.

Ещё важнее выглядит напоминание о самом  дорогом, что есть у русского народа – о русском слове, которое  восхваляли многие поэты и писатели задолго до Ахматовой. Лишиться крова  не так страшно, как лишиться языка - под этим может подписаться любой  художник слова. Поэтесса также понимала, что язык определяет своеобразие  нации, то, что делает её непохожей  ни на один другой народ мира. Как  заклинание звучит финал, который как  нельзя точнее отражает авторское стремление сохранения родной речи:

И внукам дадим, и от плена спасём 
Навеки!

В качестве философского итога творчества Ахматовой выступает стихотворение  «Родная земля». Движение сюжета этого  стихотворения начинается от частного, сиюминутного и продолжается к вечному, нетленному. Стихотворение очень напоминает «Родину» Лермонтова и ряд поздних стихов Пушкина. Каждый живущий в России является частью своей страны и потому имеет почётное право назвать эту страну своей. Но родина столь огромна и необъятна, что порой даже незаметна, не ценится по достоинству:

В заветных ладанках не носим на груди, 
О ней стихи навзрыд не сочиняем…

Лишь  после смерти человек неизбежно  воссоединяется с землёй, хотя на деле эта связь должна быть всегда. Для  поэта же жизнь с чувством родины важна вдвойне – она даёт ему  силы творить.

   Если же говорить о исторических мотивах в творчестве Ахматовой, то следует вспомнить, что начала этой поэзии уходят в Тверскую область. Анна Андреевна породнилась с этим краем из-за мужа Николая Гумилёва. В этом тёплом и тихом местечке её не покидало вдохновение, она писала постоянно. В Тверской губернии были созданы «Четки» и «Белая стрела», в которых прослеживаются первые мотивы истории. В этой же области Ахматова пережила годы Первой мировой войны 1914 года. Тогда, как настоящая патриотка, она писала огромное количество стихотворений в поддержку русского народа. Испытывая волнение за родину и её воинов. Ахматова обращалась к Богородице. Иконки с её ликом русская рать всегда брала с собой в походы. Своими талантливыми стихотворениями Ахматова утверждает, что без исторического прошлого - нет народа. Человека нет без истории предков. Его историческая память проявляется его уважением к предкам. Эта память взращивает в человеке гордое чувство заботы о окружающей земле, о корнях родства с прошлым, без которых не может быть полноценным и счастливым человек. В историческом восприятии Ахматова соотносит себя с всеобщими тревогами и бедами России.

  Владелицей «усадьбы», то есть  Отчизны осталась Ахматова после  ухода брата на войну. Эти  стихи стали  вещими, ведь много  лет после этого Анна Андреевна  оставалась в одиночестве в  своей  усадьбе  страдающей  Родины. Она с достоинством берегла  ключи от неё и от своего  настрадавшегося сердца для будущих  Россиян. Огромное чувство патриотизма  и любви к родной земле помогло  ей выдержать самые тяжёлые  годы жизни. Это чувство, возможно  даже внешне,  оказывало действие  на Ахматову. Она всегда оставалась  гордой, несломленной, величественной  женщиной, такой же, как и её многовековая, могучая, богатая историей родина Россия.

  1. Трагедия поэта и истории русского народа в поэме Ахматовой «Реквием»

Как уже упоминалось  ранее, Анне Андреевне Ахматовой суждено было прожить долгую жизнь, исполненную такого же трагизма, как и её время. Ей пришлось пережить две мировые войны, революции, сталинские репрессии. Про Ахматову можно сказать, что она была свидетелем величайшей народной трагедии, но она никогда не была сторонним наблюдателем: трагедия народа воспринималась ею, как личная трагедия. Это и обусловило особенности поздней поэзии Ахматовой. В литературу она вошла как поэт интимно-психологической лирики, поражая способностью не просто говорить о самом сокровенном, но и давая возможность читателю переживать вместе с нею все чувства. Поздняя поэзия сохраняет все эти черты, но наполняется новым смыслом, осознанием неразрывной связи поэта с судьбой народа, ответственности перед историей, культурой за всё, что происходит в стране. Черты именно зрелой поэзии Ахматовой проявились в поэме «Реквием».

  Жанр поэмы можно определить как лирико-эпический, потому что в ней личная трагедия осознаётся как трагедия всенародная, а всенародная – как личная. Части поэмы были написаны в течение 1935-1940 годов под впечатлением  страшных событий личной жизни: ареста мужа, потом сына. Но очевидно, что как целостное произведение поэма сложилась значительно позже. Об этом свидетельствует и эпитет, датированный 1961 годом:

Нет,  и не под чуждым небосводом,

И не под защитой чуждых  крыл,-

Я была тогда с моим народом,

Та, где мой народ, к  несчастью, был.

Этот эпиграф раскрывает глубокое осознание поэтом своей  неразрывной связи с судьбой  народа, когда личное отступило перед  трагедией истории. Название поэмы  «Реквием 1935 - 1940» воспринимается не как траурная мелодия в память близких людей, а как реквием  по всем тем страшным годам истории.

  Не случайно часть  поэмы «Вместо предисловия» датирована  апрелем 1957 года: именно с этого  времени началась так  называемая  «оттепель» - отказ руководства страны  от крайних проявлений тоталитаризма.  На вопрос одной из женщин  в очереди возле тюрьмы, может  ли поэт описать всё это,  звучит ответ: «Могу». Читатель  воспринимает этот ответ в  контексте всей предыдущей информации: теперь, после 1957 года, можно рассказать  не только о себе, но и о  народе, который выстрадал, выстоял  в эти страшные годы и победил. Части поэмы «Посвящение» и «Вступление» не только создают эмоциональное настроение для восприятия поэмы – они отражают картину всенародного страдания. Поэт избегает местоимения «я», употребляя вместо него – «мы».

Звезды смерти стали над  нами,

И безвинная корчилась  Русь.

Под кровавыми сапогами

И под шинами чёрных «марусь»

Информация о работе Жизнь и творчество Анны Ахматовой