Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 14:08, контрольная работа
На рубеже XIX и XX столетий, накануне революции, в эпоху, потрясенную двумя мировыми войнами, в России возникла и сложилась, может быть, самая значительная во всей мировой литературе нового времени “женская” поэзия — поэзия Анны Ахматовой. Сегодня произведения этой, без преувеличения, великой женщины известны, пожалуй каждому русскому человеку.
Введение…………………………………………………………2
Проблема « Поэт и история» в лирике А. Ахматовой…4
Трагедия поэта и истории русского народа в поэме
Ахматовой «Реквием»…………………………………….9
Заключение……………………………………………….12
Список использованной литературы……………………13
Содержание
Введение…………………………………………………………
Ахматовой «Реквием»…………………………………….9
Введение
На рубеже XIX и XX столетий, накануне революции, в эпоху, потрясенную двумя мировыми войнами, в России возникла и сложилась, может быть, самая значительная во всей мировой литературе нового времени “женская” поэзия — поэзия Анны Ахматовой. Сегодня произведения этой, без преувеличения, великой женщины известны, пожалуй каждому русскому человеку.
Анна Андреевна Горенко
родилась 11(23) июня 1889 года под Одессой.
Годовалым ребенком она была перевезена
в Царское Село, где прожила
до шестнадцати лет. Первые воспоминания
Ахматовой были царско-сельскими: “...зеленое,
сырое великолепие парков, выгон,
куда меня водила няня, ипподром, где
скакали маленькие пестрые
Так беспомощно
грудь холодела,
Но шаги мои были легки.
Я на правую руку надела
Перчатку с левой руки.
Трагедия в истории
русского народа стала, пожалуй, личной
бедой поэтессы. Впрочем, она же давала
силы ахматовской музе. В этой контрольной
работе я попытаюсь разобрать проблему
поэта и истории в лирике Ахматовой и поэме
«Реквием», которая стала отображением
суровой реальности военного времени,
горя и страдания людей, живших в эту непростую
эпоху.
Несмотря
на то, что Анна Ахматова прочила
сама себе короткий жизненный путь,
она ошибалась: путь её был долог
и на редкость творчески богат
и сложен. В разное время она
по-разному оценивала роль поэта,
как она себя называла, и поэзии
в обществе. Ранняя лирика складывалась
под влиянием моды того времени на
любовные стихи, правда и тогда Ахматова
очень сильно выделялась среди «товарищей
по цеху» и потому никогда не называла
себя женской поэтессой.
Ахматова задавалась вопросом роли поэта
и поэзии в обществе. Это было вовсе не
случайно. Корни этого явления лежали
в психологии поэта: Ахматова всегда ощущала
себя частицей чего-то большого – истории,
страны, народа. Первые стихотворные опыты
состоялись, когда Ахматова была в русле
течения «акмеизм». Но постепенно поэтесса
отошла от акмеистов и выбрала другой
ориентир, который она считала единственно
подлинным: Пушкина. Ему посвящено одно
из стихотворений цикла «В Царском Селе»:
Смуглый
отрок бродил по аллеям,
У озёрных грустил берегов,
И столетие мы лелеем
Еле слышный шелест шагов…
В
конце стиха – выразительная
деталь: «растрёпанный том Парни».
Это символ внутренней раскрепощённости,
вольности поэта.
Но всё же, несмотря на то, что Пушкин был
высшим литературным авторитетом для
Ахматовой, она искала и свой образ в мире
современной ей поэзии. Цикл «Тайны ремесла»
стал попыткой разобраться в тайне поэзии,
а, следовательно, и в своей тайне. Природа
вдохновения стала темой открывающего
цикл стихотворения с недвусмысленным
названием «Творчество». Ахматова не забывает
литературные корни, наследуя традиции
Лермонтова, Пушкина, Жуковского. Сознание
поэта ищет, тщательно выбирает один в
хаосе звуков один единственно верный
мотив:
Так
вокруг него непоправимо тихо,
Что слышно, как в лесу растёт трава.
Определив
мотив, поэт должен решить другую необходимую
задачу – переложить его на бумагу.
Для Ахматовой этот процесс уподобляется
диктовке, а диктуют поэту его
внутренние импульсы и звуки. Неважно,
будет продиктованное определение
или образ «низким» или «высоким»
- подобного деления для
Когда
б вы знали, из какого сора
Растут стихи, не ведая стыда…
Рост
этих стихов – не просто механическое
написание, а настоящее перевоссоздание
действительности, придание ей формы стиха,
несущего положительную духовную энергию
людям.
Для Ахматовой не менее важна была фигура
того читателя, до которого донесётся
положительный заряд стихотворения, ведь
поэзия суть диалог художника и читателя.
Если бы не было последнего, не для кого
было бы писать, то есть идея поэзии теряла
бы всякий смысл. «Без читателя меня нет»,
- заметит Марина Цветаева. Для Ахматовой
же читатель становится «неведомым другом»,
который есть гораздо большее, нежели
простой потребитель духовных ценностей.
В душе его стихи обретают новый звук,
так как преломляются через уникальное
сознание, отличное от сознания поэта:
А
каждый читатель – как тайна,
Как в землю закопанный клад.
На примере этого и других стихотворений хорошо видно, что цикл в полном соответствии со своим названием открывает читателю тайны поэтического ремесла Ахматовой. Но помимо «технического» аспекта поэзии, как с известной долей условности можно назвать описанное выше, существуют и взаимоотношения поэта и внешнего, часто совсем непоэтичного мира. Двадцатые годы прошлого века поставили многих поэтов перед выбором – эмигрировать за рубеж либо остаться со своей страной в тревожное время. Ахматова принимает нелёгкое решение – остаться в новой России: «Не с теми я, кто бросил землю». Это заявление звучит довольно резко, но ещё ярче подчёркивает авторскую позицию строчка: «им песен я своих не дам». Категоричность Ахматовой находит выражение ещё и в том, что она уверена, «что в оценке поздней оправдан будет каждый час». В этом обращении к будущему слышится явная перекличка со стихотворением «Дума» Лермонтова – поэт обращался к потомкам, как и Ахматова. Впрочем, на этим тема не исчерпывается: в стихотворении «Когда в тоске самоубийства…», пронизанного мистическими мотивами, поэт слышит внутренний голос – голос тёмных сил, которые призывают его:
Оставь
свой край, глухой и грешный,
Оставь Россию навсегда.
Героиня в финале поступает очень просто, но вместе с тем в поступке этом чувствуется некая патетика:
Но
равнодушно и спокойно
Руками я замкнула слух.
Ахматова окончательно делает свой выбор в пользу испытаний, но на родине. Они не заставили себя долго ждать – Великая Отечественная война стала истинным испытанием на выживание для России. Ахматова также не оставалась в стороне – в начале она находилась в блокадном Ленинграде, позднее – в Ташкенте. Но где бы она не была, поэтесса ощущала необходимость всех и каждого, особенно поэтов и писателей, каким-либо образом участвовать в войне и разделять всеобщую скорбь. Так рождается одно из известнейших её стихотворений – «Мужество». Оно напоминает о долге перед Отечеством:
Час
мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.
Ещё важнее выглядит напоминание о самом дорогом, что есть у русского народа – о русском слове, которое восхваляли многие поэты и писатели задолго до Ахматовой. Лишиться крова не так страшно, как лишиться языка - под этим может подписаться любой художник слова. Поэтесса также понимала, что язык определяет своеобразие нации, то, что делает её непохожей ни на один другой народ мира. Как заклинание звучит финал, который как нельзя точнее отражает авторское стремление сохранения родной речи:
И
внукам дадим, и от плена спасём
Навеки!
В
качестве философского итога творчества
Ахматовой выступает
В
заветных ладанках не носим на груди,
О ней стихи навзрыд не сочиняем…
Лишь после смерти человек неизбежно воссоединяется с землёй, хотя на деле эта связь должна быть всегда. Для поэта же жизнь с чувством родины важна вдвойне – она даёт ему силы творить.
Если же говорить о исторических мотивах в творчестве Ахматовой, то следует вспомнить, что начала этой поэзии уходят в Тверскую область. Анна Андреевна породнилась с этим краем из-за мужа Николая Гумилёва. В этом тёплом и тихом местечке её не покидало вдохновение, она писала постоянно. В Тверской губернии были созданы «Четки» и «Белая стрела», в которых прослеживаются первые мотивы истории. В этой же области Ахматова пережила годы Первой мировой войны 1914 года. Тогда, как настоящая патриотка, она писала огромное количество стихотворений в поддержку русского народа. Испытывая волнение за родину и её воинов. Ахматова обращалась к Богородице. Иконки с её ликом русская рать всегда брала с собой в походы. Своими талантливыми стихотворениями Ахматова утверждает, что без исторического прошлого - нет народа. Человека нет без истории предков. Его историческая память проявляется его уважением к предкам. Эта память взращивает в человеке гордое чувство заботы о окружающей земле, о корнях родства с прошлым, без которых не может быть полноценным и счастливым человек. В историческом восприятии Ахматова соотносит себя с всеобщими тревогами и бедами России.
Владелицей «усадьбы», то есть
Отчизны осталась Ахматова
Жанр поэмы можно определить как лирико-эпический, потому что в ней личная трагедия осознаётся как трагедия всенародная, а всенародная – как личная. Части поэмы были написаны в течение 1935-1940 годов под впечатлением страшных событий личной жизни: ареста мужа, потом сына. Но очевидно, что как целостное произведение поэма сложилась значительно позже. Об этом свидетельствует и эпитет, датированный 1961 годом:
Нет, и не под чуждым небосводом,
И не под защитой чуждых крыл,-
Я была тогда с моим народом,
Та, где мой народ, к несчастью, был.
Этот эпиграф раскрывает глубокое осознание поэтом своей неразрывной связи с судьбой народа, когда личное отступило перед трагедией истории. Название поэмы «Реквием 1935 - 1940» воспринимается не как траурная мелодия в память близких людей, а как реквием по всем тем страшным годам истории.
Не случайно часть
поэмы «Вместо предисловия»
Звезды смерти стали над нами,
И безвинная корчилась Русь.
Под кровавыми сапогами
И под шинами чёрных «марусь»