Жестокость как психотерапевтический элемент народных сказок

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 15:52, курсовая работа

Описание работы

Сказки как произведения народной литература существуют у всех народов, они описывают удивительные, необычные, таинственные, страшные события; многоэпизодность, драматическое напряжение, законченность, четкость, динамичность развития действия присущи сюжету сказки; главный герой, в основном положительный, преодолевает все трудности, препятствия и в итоге достигает своей цели; как правило, у сказок счастливый конец.

Содержание

Введение 3
Часть 1. Сказкотерапия 6
Часть 2. Самые известные детские народные сказки 10
А. «Красная Шапочка» 10
Б. «Золушка» 14
Часть 3. «Гензель и Гретель» 18
Заключение 24
Список использованной литературы 26

Работа содержит 1 файл

курсовая на печать.doc

— 117.50 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

Гуманитарный  факультет

 

 

 

 

Жестокость  как психотерапевтический элемент  народных сказок

 

 

 

 

Курсовая работа

студентки I курса

отделения культурологии  и

современных иностранных языков

(специальность  – культурология;

специализация – американистика и 

английский  язык)

Арленок Кристины Леонидовны

Научный руководитель

 

 

Минск 2011

 

Оглавление

Введение  3

Часть 1. Сказкотерапия  6

Часть 2. Самые  известные детские народные сказки 10

      А. «Красная Шапочка» 10

      Б. «Золушка» 14

Часть 3. «Гензель и Гретель» 18

Заключение  24

Список использованной литературы 26

 

 

Введение

«Вымышленный  рассказ, небывалая и даже несбыточная  повесть, сказание» - так в словаре  В. И. Даля определяется понятие «сказка» [3, с. 287].

Сказка – «повествовательное, обычно народно – поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил» [9, с. 530].

Сказка –  это «вымышленная история, жанр устного народного творчества, который обычно представляет фольклорных героев (фей, эльфов, троллей, ведьм, великанов, говорящих животных) и волшебство и предполагает неправдоподобную последовательность событий» [5].

Сказка –  это «существенный сценарный элемент», - писал Эрик Берн [1, c. 366].

Сказка –  это вымысел, яркое, интересное произведение народной фантазии, имеющее определенную целостность и особый смысл.

Это лишь малая  часть из всех определений, которые можно дать этому понятию.

Но как же сформировался этот жанр литературы? Жанровый генезис сказки восходит к мифу. Однако если еще в первобытном обществе существовали трудности различения мифа от сказки, то уже сейчас существуют некие разграничения двух этих понятий, отделенные конкретными критериями. По мере отделения сказки от мифа происходит изменение состава сказки: персонажи – это простые люди, которые действуют, исходя из собственных интересов, также сужается масштаб события, время и место.

«Волшебные сказки — точно гак же, как архетипические сновидения — находятся в связи с медленно протекающим в коллективном бессознательном поступательным процессом. Требуется немало времени, чтобы смысл, который они в себе несут, пустил корни и проник в сознание, поэтому мы можем датировать их лишь с погрешностью в триста лет» [19, c. 155].

Сказки как  произведения народной литература существуют у всех народов, они описывают  удивительные, необычные, таинственные, страшные события; многоэпизодность, драматическое напряжение, законченность, четкость, динамичность развития действия присущи сюжету сказки; главный герой, в основном положительный, преодолевает все трудности, препятствия и в итоге достигает своей цели; как правило, у сказок счастливый конец.

Сказка имеет  свои практически постоянные композиционные особенности – а именно: вступление и конец, повторение некоторых эпизодов, введение животных, одушевление предметов (и те, и другие помогают главному герою достичь цели). Еще одной отличительной чертой этого жанра является практическое отсутствие описания пейзажа и бытовых картин.

Выделяют также  и общие свойства сказок:

1. Тексты сказок вызывают эмоциональный резонанс (впечатление, произведённое на многих), как у детей, так и у взрослых. Образы сказок обращаются одновременно к двум психическим уровням: к уровню сознания и подсознания.

2. Концепция сказкотерапии основана на идее ценности метафоры как носителя информации:

• о жизненно важных явлениях;

• о жизненных ценностях;

• о внутреннем мире автора (в случае авторской сказки).

3. В сказке в символической форме содержится информация о том:

• как устроен этот мир, кто его создал;

• что происходит с человеком в разные периоды его жизни;

• какие этапы в процессе самореализации проходит женщина (мужчина);

• какие трудности препятствия можно встретить в жизни и как с ними справляться;

• как приобретать и ценить дружбу и любовь;

• какими ценностями руководствоваться в жизни;

• как строить отношения с родителями и детьми;

• как прощать.

Сказка близка ребенку по мироощущению, т.к. дети обладают эмоционально-чувственным восприятием  мира, им еще не понятно логика взрослых рассуждений, а сказка напрямую не учит. В сказке всегда есть четкая граница добра и зла, что упорядочивает сложные чувства ребенка; а счастливый конец позволяет поверить, что все будет хорошо.

Выделим главные  компоненты данной работы: предметом исследования являются сказки, объектом – жестокость, как психотерапевтический элемент народных сказок; цель работы - изучить жестокость в сказках, с точки зрения ее влияния на психическое состояние человека, на развитие детской психики, и задачи можно выделить следующие:

  1. Изучение приемов сказкотерапии.
  2. Анализ жестоких элементов в сказках «Красная шапочка» и «Золушка».
  3. Анализ жестоких элементов в сказке «Гензель и Гретель».

 

Часть 1. Сказкотерапия

«...сказка, как  и сновидение, выступает в качестве «королевской дороги к познанию бессознательного», в качестве того волшебного зеркальца, при помощи которого мы можем заглянуть в неведомое, понять природу глубинного структурирования психической реальности человека и выявить фантазийное содержание основных неврозогенных конфликтов его инфантильного опыта», - говорил В. А. Медведев, сравнивая сказку со сновидениями [8, c. 8].

Как говорилось ранее, сказка несет в себе развлекательный  и познавательный характер, но она  в то же время является мощным психотерапевтическим инструментом в решении многих проблем детского развития.

Чтобы объяснить  эту функцию сказок, необходимо начать с определения «психотерапия», а  именно, - это система лечебного  взаимодействия на психику; деятельность, направленная на избавление человека от различных проблем. Исходя из этого, можно дать большое количество определений понятию «сказкотерапия», однако остановимся на нескольких, которые достаточно точно показывают суть этого ответвления в психологии.

«Сказкотерапия – самое детское направление психологии, хотя методы сказкотерапии успешно работают и для взрослых» [14, с.45].

Сказкотерапия - это «лечение сказкой» [14, с 45].

Сказкотерапия – это направление практической психологии, использующее ресурсы сказок для решения целого ряда задач: воспитание, образование, развитие личности и коррекция поведения.

Сказкотерапия – «метод, использующий форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром. К сказкам обращались в своем творчестве известные и зарубежные и отечественные психологи: Э. Фромм, Э.Берн, Э. Гарднер, Вачков И. В., М. Осорина, Е. Лисина, Т. Зинкевич - Евстигнеева и другие» [7].

Сказкотерапия – это «процесс поиска смысла, расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нем»[6, стр. 8], «это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность» [6, с. 9].

В книге «Психотерапевтические  сказки и игры» С. А. Черняев изложены два варианта использования сказок для психологической помощи:

«1. Сказки любят  все. Даже те, кто не любит сознаваться  в этом. В сказке все как в сказке… В сказочной форме свою проблему легче увидеть и легче принять (не так обидно, не так больно). Для сказочного героя легче придумать выход из положения — ведь в сказке все можно! А потом этот выход, оказывается, можно использовать и для себя. К тому же всем известно, что сказки всегда хорошо кончаются.

2. Сказкотерапия  — один из наименее травмоопасных и безболезненных способов психотерапии. Возможно, потому, что с помощью сказок (или под их влиянием) сформировался жизненный сценарий и с помощью сказки же можно попытаться из этого неудачного жизненного сценария человека извлечь. Разумеется, любой психотерапевтический подход сам по себе не идеален…» [13, стр. 8].

Понятно, что  сказки в большей степени влияют на детское сознание, т.к. оно находится  на стадии формирования и значительнее подвержено различным убеждениям. Дети, многократно моделируя и проживая тревожную ситуацию из сказок, освобождаются от напряжения, приобретают новые способы реагирования на различные ситуации в жизни, в дальнейшем легче переживают кризис, у них повышается стрессоустойчивость и реагирование на инфантильные травмы. Через сказки взрослые помогают ребенку принимать решения самостоятельно, благодаря чему он сам формирует свое сознание и волю, что бы совершать правильные действия; сказки знакомят человека с положительными качествами общества, без которых он не сможет прожить в мире хаоса, жестокости, безнравственности. В то же время сказки знакомят человека и с плохими сторонами общества, благодаря чему, попав в современное общество, ребенок, уже самостоятельный, находит в себе силы и знания противостоять вышеописанному миру.

Со сказками ребенка знакомят  еще в дошкольном возрасте, таким образом, сказка становиться проводником ребенка в реальную жизнь, полную сложностей, неудач, побед и любви.

Отличительной особенностью психотерапевтических сказок является, так сказать,  «оставление» человека с вопросом, а это в свою очередь ведет к стимуляции процесса личностного роста. Важно, что сказки помогают там, где другие психологические техники бессильны.

Подводя итоги, можно выделить общие особенности  психотерапевтического влияния сказок на ребенка:

  1. Сказки воплощают в метафорической форме конфликт главного героя.
  2. Победа героя рассматривается как образно созданные обучающие ситуации.
  3. Описывая и используя образы положительных (друзей, помощников), отрицательных персонажей (разбойники, чудовища), разного рада препятствия на пути к успеху, сказка воплощает подсознательные процессы, которые нужны для полноценного развития человека.
  4. В сказках всегда существует момент метафорического кризиса, который непременно имеет решение; это проявляется, когда главный герой и его друзья преодолевают все препятствия и побеждают.
  5. Кроме того, они дают герою осознать себя в новом качестве в результате одержанных им побед.
  6. Как правило, все сказки завершаются торжеством, на котором все отдают должное особым заслугам главного героя.

 

Главное, что  надо знать, - это то, что сказкотерапия  эффективна при работе с детьми уже  с рождения, она становиться частью их жизни, которая формирует личный характер, поведение, общение с окружающими.

 

Однако рассмотрение сказкотерапии не сводится только к влиянию на детское развитие, хотя на этом примере она раскрывается наиболее явно, не исключено и влияние на взрослых. С этой точки зрения все по-другому: взрослые, а конкретнее специалисты, досконально изучив множество сказок, выявляют в них скрытые символы, неосознанные мотивы. В особой мере это показано через интерпретацию сказок, которые практически каждый знает уже с раннего детства, но которые дошли до нашего времени с большими изменениями. Наиболее полная их версия содержится в сборнике сказок братьев Гримм.

«Вовремя рассказанная сказка для ребенка значит столько  же, сколько психологическая консультация для взрослого. Отличие только в  том, что от ребенка не требуют  вслух делать выводы и анализировать, что с ним происходит: работа идет на внутреннем, подсознательном уровне» [14, c. 46].

 

Часть 2. Самые  известные детские народные сказки

А. «Красная Шапочка»

Жестокость  и страх сопутствует человеку в жизни постоянно, поэтому сказки помогают бороться с этим, а также  помогают в любой стрессовой ситуации совладать со своими эмоциями. С помощью следующих нескольких сказок, рассмотрим, как жестокость и страх повлияли на человека с разных сторон его существования, а так же, как интерпретировали данный элемент сказки ученые – специалисты. Все тексты взяты из сборника сказок братьев Гримм.

Пожалуй, лучше  всего начать со сказки «Красная Шапочка», т.к. именно она больше всех подверглась  критике специалистов – психоаналитиков, и на первый взгляд эта довольно поучительная сказка о том, что не стоит разговаривать с незнакомыми людьми, превратилась в нечто ужасное, скрывающее неосознанные потребности людей.

Повествование начинается, как и в известной  всем сказке: мать посылает дочку к  бабушке. По дороге девочка встречает  волка, который обхитрил Красную Шапочку, в связи с чем, он раньше ее добрался до дома старушки, съел ее и лег в постель в ожидании внучки. Ничего не подозревающая девочка, собрав букет цветов, приходит к бабушке, а там ее уже ждет волк:

«Она удивилась, что дверь настежь открыта, а когда вошла в комнату, все показалось ей таким странным, и она подумала: «Ах, боже мой, как мне нынче тут страшно, а ведь я всегда бывала у бабушки с такою охотой!»»[2, c. 90].

Большинство ученых полагает, что здесь присутствует не что иное, как сексуальное искушение, и выражено оно наиболее прямо. Красный цвет – символ сексуального переживания; волк – несомненно, мужчина.

Информация о работе Жестокость как психотерапевтический элемент народных сказок