Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 15:52, курсовая работа
Сказки как произведения народной литература существуют у всех народов, они описывают удивительные, необычные, таинственные, страшные события; многоэпизодность, драматическое напряжение, законченность, четкость, динамичность развития действия присущи сюжету сказки; главный герой, в основном положительный, преодолевает все трудности, препятствия и в итоге достигает своей цели; как правило, у сказок счастливый конец.
Введение 3
Часть 1. Сказкотерапия 6
Часть 2. Самые известные детские народные сказки 10
А. «Красная Шапочка» 10
Б. «Золушка» 14
Часть 3. «Гензель и Гретель» 18
Заключение 24
Список использованной литературы 26
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Гуманитарный факультет
Жестокость как психотерапевтический элемент народных сказок
Курсовая работа
студентки I курса
отделения культурологии и
современных иностранных языков
(специальность – культурология;
специализация – американистика и
английский язык)
Арленок Кристины Леонидовны
Научный руководитель
Минск 2011
Оглавление
Введение 3
Часть 1. Сказкотерапия 6
Часть 2. Самые известные детские народные сказки 10
А. «Красная Шапочка» 10
Б. «Золушка» 14
Часть 3. «Гензель и Гретель» 18
Заключение 24
Список использованной литературы 26
Введение
«Вымышленный рассказ, небывалая и даже несбыточная повесть, сказание» - так в словаре В. И. Даля определяется понятие «сказка» [3, с. 287].
Сказка – «повествовательное, обычно народно – поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил» [9, с. 530].
Сказка – это «вымышленная история, жанр устного народного творчества, который обычно представляет фольклорных героев (фей, эльфов, троллей, ведьм, великанов, говорящих животных) и волшебство и предполагает неправдоподобную последовательность событий» [5].
Сказка – это «существенный сценарный элемент», - писал Эрик Берн [1, c. 366].
Сказка – это вымысел, яркое, интересное произведение народной фантазии, имеющее определенную целостность и особый смысл.
Это лишь малая часть из всех определений, которые можно дать этому понятию.
Но как же сформировался этот жанр литературы? Жанровый генезис сказки восходит к мифу. Однако если еще в первобытном обществе существовали трудности различения мифа от сказки, то уже сейчас существуют некие разграничения двух этих понятий, отделенные конкретными критериями. По мере отделения сказки от мифа происходит изменение состава сказки: персонажи – это простые люди, которые действуют, исходя из собственных интересов, также сужается масштаб события, время и место.
«Волшебные сказки — точно гак же, как архетипические сновидения — находятся в связи с медленно протекающим в коллективном бессознательном поступательным процессом. Требуется немало времени, чтобы смысл, который они в себе несут, пустил корни и проник в сознание, поэтому мы можем датировать их лишь с погрешностью в триста лет» [19, c. 155].
Сказки как произведения народной литература существуют у всех народов, они описывают удивительные, необычные, таинственные, страшные события; многоэпизодность, драматическое напряжение, законченность, четкость, динамичность развития действия присущи сюжету сказки; главный герой, в основном положительный, преодолевает все трудности, препятствия и в итоге достигает своей цели; как правило, у сказок счастливый конец.
Сказка имеет свои практически постоянные композиционные особенности – а именно: вступление и конец, повторение некоторых эпизодов, введение животных, одушевление предметов (и те, и другие помогают главному герою достичь цели). Еще одной отличительной чертой этого жанра является практическое отсутствие описания пейзажа и бытовых картин.
Выделяют также и общие свойства сказок:
1. Тексты сказок вызывают эмоциональный резонанс (впечатление, произведённое на многих), как у детей, так и у взрослых. Образы сказок обращаются одновременно к двум психическим уровням: к уровню сознания и подсознания.
2. Концепция сказкотерапии основана на идее ценности метафоры как носителя информации:
• о жизненно важных явлениях;
• о жизненных ценностях;
• о внутреннем мире автора (в случае авторской сказки).
3. В сказке в символической форме содержится информация о том:
• как устроен этот мир, кто его создал;
• что происходит с человеком в разные периоды его жизни;
• какие этапы в процессе самореализации проходит женщина (мужчина);
• какие трудности препятствия можно встретить в жизни и как с ними справляться;
• как приобретать и ценить дружбу и любовь;
• какими ценностями руководствоваться в жизни;
• как строить отношения с родителями и детьми;
• как прощать.
Сказка близка
ребенку по мироощущению, т.к. дети обладают
эмоционально-чувственным
Выделим главные компоненты данной работы: предметом исследования являются сказки, объектом – жестокость, как психотерапевтический элемент народных сказок; цель работы - изучить жестокость в сказках, с точки зрения ее влияния на психическое состояние человека, на развитие детской психики, и задачи можно выделить следующие:
Часть 1. Сказкотерапия
«...сказка, как и сновидение, выступает в качестве «королевской дороги к познанию бессознательного», в качестве того волшебного зеркальца, при помощи которого мы можем заглянуть в неведомое, понять природу глубинного структурирования психической реальности человека и выявить фантазийное содержание основных неврозогенных конфликтов его инфантильного опыта», - говорил В. А. Медведев, сравнивая сказку со сновидениями [8, c. 8].
Как говорилось ранее, сказка несет в себе развлекательный и познавательный характер, но она в то же время является мощным психотерапевтическим инструментом в решении многих проблем детского развития.
Чтобы объяснить эту функцию сказок, необходимо начать с определения «психотерапия», а именно, - это система лечебного взаимодействия на психику; деятельность, направленная на избавление человека от различных проблем. Исходя из этого, можно дать большое количество определений понятию «сказкотерапия», однако остановимся на нескольких, которые достаточно точно показывают суть этого ответвления в психологии.
«Сказкотерапия – самое детское направление психологии, хотя методы сказкотерапии успешно работают и для взрослых» [14, с.45].
Сказкотерапия - это «лечение сказкой» [14, с 45].
Сказкотерапия – это направление практической психологии, использующее ресурсы сказок для решения целого ряда задач: воспитание, образование, развитие личности и коррекция поведения.
Сказкотерапия – «метод, использующий форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром. К сказкам обращались в своем творчестве известные и зарубежные и отечественные психологи: Э. Фромм, Э.Берн, Э. Гарднер, Вачков И. В., М. Осорина, Е. Лисина, Т. Зинкевич - Евстигнеева и другие» [7].
Сказкотерапия – это «процесс поиска смысла, расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нем»[6, стр. 8], «это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность» [6, с. 9].
В книге «Психотерапевтические сказки и игры» С. А. Черняев изложены два варианта использования сказок для психологической помощи:
«1. Сказки любят все. Даже те, кто не любит сознаваться в этом. В сказке все как в сказке… В сказочной форме свою проблему легче увидеть и легче принять (не так обидно, не так больно). Для сказочного героя легче придумать выход из положения — ведь в сказке все можно! А потом этот выход, оказывается, можно использовать и для себя. К тому же всем известно, что сказки всегда хорошо кончаются.
2. Сказкотерапия — один из наименее травмоопасных и безболезненных способов психотерапии. Возможно, потому, что с помощью сказок (или под их влиянием) сформировался жизненный сценарий и с помощью сказки же можно попытаться из этого неудачного жизненного сценария человека извлечь. Разумеется, любой психотерапевтический подход сам по себе не идеален…» [13, стр. 8].
Понятно, что сказки в большей степени влияют на детское сознание, т.к. оно находится на стадии формирования и значительнее подвержено различным убеждениям. Дети, многократно моделируя и проживая тревожную ситуацию из сказок, освобождаются от напряжения, приобретают новые способы реагирования на различные ситуации в жизни, в дальнейшем легче переживают кризис, у них повышается стрессоустойчивость и реагирование на инфантильные травмы. Через сказки взрослые помогают ребенку принимать решения самостоятельно, благодаря чему он сам формирует свое сознание и волю, что бы совершать правильные действия; сказки знакомят человека с положительными качествами общества, без которых он не сможет прожить в мире хаоса, жестокости, безнравственности. В то же время сказки знакомят человека и с плохими сторонами общества, благодаря чему, попав в современное общество, ребенок, уже самостоятельный, находит в себе силы и знания противостоять вышеописанному миру.
Со сказками ребенка знакомят еще в дошкольном возрасте, таким образом, сказка становиться проводником ребенка в реальную жизнь, полную сложностей, неудач, побед и любви.
Отличительной особенностью психотерапевтических сказок является, так сказать, «оставление» человека с вопросом, а это в свою очередь ведет к стимуляции процесса личностного роста. Важно, что сказки помогают там, где другие психологические техники бессильны.
Подводя итоги, можно выделить общие особенности психотерапевтического влияния сказок на ребенка:
Главное, что надо знать, - это то, что сказкотерапия эффективна при работе с детьми уже с рождения, она становиться частью их жизни, которая формирует личный характер, поведение, общение с окружающими.
Однако рассмотрение сказкотерапии не сводится только к влиянию на детское развитие, хотя на этом примере она раскрывается наиболее явно, не исключено и влияние на взрослых. С этой точки зрения все по-другому: взрослые, а конкретнее специалисты, досконально изучив множество сказок, выявляют в них скрытые символы, неосознанные мотивы. В особой мере это показано через интерпретацию сказок, которые практически каждый знает уже с раннего детства, но которые дошли до нашего времени с большими изменениями. Наиболее полная их версия содержится в сборнике сказок братьев Гримм.
«Вовремя рассказанная
сказка для ребенка значит столько
же, сколько психологическая
Часть 2. Самые известные детские народные сказки
А. «Красная Шапочка»
Жестокость и страх сопутствует человеку в жизни постоянно, поэтому сказки помогают бороться с этим, а также помогают в любой стрессовой ситуации совладать со своими эмоциями. С помощью следующих нескольких сказок, рассмотрим, как жестокость и страх повлияли на человека с разных сторон его существования, а так же, как интерпретировали данный элемент сказки ученые – специалисты. Все тексты взяты из сборника сказок братьев Гримм.
Пожалуй, лучше всего начать со сказки «Красная Шапочка», т.к. именно она больше всех подверглась критике специалистов – психоаналитиков, и на первый взгляд эта довольно поучительная сказка о том, что не стоит разговаривать с незнакомыми людьми, превратилась в нечто ужасное, скрывающее неосознанные потребности людей.
Повествование начинается, как и в известной всем сказке: мать посылает дочку к бабушке. По дороге девочка встречает волка, который обхитрил Красную Шапочку, в связи с чем, он раньше ее добрался до дома старушки, съел ее и лег в постель в ожидании внучки. Ничего не подозревающая девочка, собрав букет цветов, приходит к бабушке, а там ее уже ждет волк:
«Она удивилась, что дверь настежь открыта, а когда вошла в комнату, все показалось ей таким странным, и она подумала: «Ах, боже мой, как мне нынче тут страшно, а ведь я всегда бывала у бабушки с такою охотой!»»[2, c. 90].
Большинство ученых полагает, что здесь присутствует не что иное, как сексуальное искушение, и выражено оно наиболее прямо. Красный цвет – символ сексуального переживания; волк – несомненно, мужчина.
Информация о работе Жестокость как психотерапевтический элемент народных сказок