Женские образы в новеллах Ги де Мопассана

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 19:36, курсовая работа

Описание работы

Ги де Мопассан занимает особое место в истории французской литературы. Его творчество завершает собой развитие французского реализма XIX в., и вместе с тем в нем отчетливо обнаруживаются черты, которые станут характерными для литературы XX века. В 1958 году литературовед, доктор филологических наук Данилин Юрий Валерьевич опубликовал статью посвященную изучению Ги де Мопассана « Творчество Ги де Мопассана», где он описал множество особенностей героинь новелл автора. Эта тема имела дальнейшее развитие в работе И. А. Муромова «100 великих любовников». Отрывок из этой книги был посвящен исследованию женщин в жизни Ги де Мопассана и того как автор интерпретировал их в своих новеллах.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ И СЮЖЕТ………………………..6
ГЛАВА 2. ЖЕНСКИЕ ОБРАЗЫ В НОВЕЛЛАХ ГИ ДЕ МОПАССАНА……11
2.1 Патриотизм женщин в антивоенных новеллах ……………………..11
2.2 Образ Пышки в новелле Ги де Мопассана «Пышка»………………..13
2.3 Образы французских женщин в новелле «Мадемуазель Фифи»…..19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………

Работа содержит 1 файл

Курсовая по литре.doc

— 114.50 Кб (Скачать)

Прием скрытой иронии играет чрезвычайно большую роль в творчестве Ги де Мопассана. В этом случае автор уже не высмеивает своего персонажа и его поступки путем собственных о нем и о них высказываний, но ста­вит его в такую ситуацию или в такие взаимоотношения с другими персонажами, что объективный язык этой си­туации и этих взаимоотношений оказывается ирониче­ским и тем самым передает отношение писателя к изо­бражаемому. Так, в этой новелле скрытая ирония особенно выразительна в той ситуации, когда Пышка, профессионально-продажная женщина, не желает усту­пить гнусным домогательствам пруссака, в то время как другие ее спутницы, так называемые «порядочные жен­щины», были готовы удовлетворить его вожделения.

Ирония этой ситуации многопланна. Она разобла­чает не только «порядочных женщин», но и дипломати­ческие подходы графа и других спутников Пышки, пы­тающихся ее «урезонить». Она позволяет Ги де Мопассану высмеять и монахинь, исподволь благочестиво назидающих в том же духе Пышку; ирония несколько витает и над самою одурачиваемой Пышкой. Лишь став жертвой заговора своих спутников — этих «честных мерзавцев», как титулует их Г. Мопассан,— Пышка перестает быть предметом иронии: ее образ, как подло обманутой жен­щины, вырастает, апеллирует к сочувствию читателей, а образы «честных мерзавцев» приобретают завершаю­щие отрицательные черты [10; 477].

 

2.3. Образы французских женщин в новелле «Мадмуазель Фифи»

 

В новеллах о франко-прусской войне чувствуется гнев писателя, который он бросает в сторону тех государств и народов, которые затевают войну. Но в них же присутствует в полной мере и тема патриотизма того народа, который сражается за свою независимость и который не хочет отдать свою родную землю на поругание захватчикам. Но подчеркнем: именно народа, простого народа, который в силу своих природных качеств не лишен национальной гордости, национального самосознания. По мнению Г. Мопассана, у буржуа, у так называемого цвета французской интеллигенции, напрочь отсутствует элементарное чувство национальной гордости. Только людям из народа присуща истинная национальная гордость, только у них есть подлинное чувство национального достоинства, считал писатель.

В новелле «Мадемуазель Фифи» показано моральное торжество публичной женщины, одной из тех, которая находится на низшей ступени общества.

              … Шел дождь, «плотный, как завеса, хлещущий, брызжущий грязью». От начала повествования веет большой тоской. На французскую землю пришли завоеватели, которых никто не звал. В сатирических тонах рисует писатель немецких офицеров, находящихся на постое в замке Ювиль. Они презирают искусство, культуру страны, куда пришли, не считают французов людьми [8; 45].

              Но с самого начала жители местечка, где находятся французы, проявляют патриотизм, который выражается не в громких словах. Их патриотизм молчаливый. «Как только пришли пруссаки, на этой колокольне больше не звонили. То было, впрочем, единственное сопротивление, встреченное завоевателями в этом крае. Кюре ничуть не отказывался принимать на постой и кормить прусских солдат; он даже не раз соглашался распить бутылочку пива или бордо с неприятельским командиром, часто прибегавшим к его благосклонному посредничеству; но нечего было и просить его хоть раз ударить в колокол: он скорее дал бы себя расстрелять. То был его личный способ протест а против нашествия, протеста молчанием, мирного и единственного протеста…» И далее автор пишет: «Вся деревня, воодушевленная этим сопротивлением, готова была до конца поддерживать своего пастыря, идти на все: подобный молчаливый протест она считала спасением народной чести. [9; 420].

              Далее события разворачиваются следующим образом: прусские офицеры решили устроить пирушку и пригласить в замок гулящих женщин. Но они столкнулись с таким проявлением патриотизма, который до этого им был незнаком.

              У падших женщин, казалось бы абсолютно потерявших честь, пирующих с пьяными прусскими офицерами, просыпается совесть, пробуждается гнев, рождается героизм, когда захватчики позволяют себе глумиться над их родиной. Когда маркиз Вильгельм фон Эйрик по прозвищу «мадемуазель Фифи», с наглостью стал хвастать своими победами над Францией и оскорблять чувство национального достоинства этих французских женщин, егоубивает проститутка Рашель, которая даже не француженка, а еврейка по национальности, но для  которой Франция стала ее родиной.

              Подлинно национальный характер раскрывается в образе Рашель, в ее ответах прусскому офицеру. Она полна гнева, услышал следующие слова Эйрика: «Нам принадлежит вся Франция, все французы, все леса, поля и все дома Франции. Нам принадлежат и все женщины Франции!». Она бросает ему в глаза: «Нет, врешь, это уж нет; женщины Франции никогда не будут вашими!» [9; 423].

              Рашель, получив пощечину, которая унизила ее как женщину и которая еще более обострила ее национальную гордость, она убивает своего врага.              На похоронах Эрика наконец-то зазвучал колокол на колокольне, но он «звучал как-то весело, словно его ласкала дружеская рука». И выясняется, что на колокольне скрывается Рашель и ей помогает священник.

              Благодаря чувству национального самосознания, которое открыло в сердце этой еврейской женщины такие глубины, она становится на путь истинный, бросает свое ремесло и выходит замуж за порядочного человека, который полюбил ее «за этот прекрасный поступок» [9; 423].

Можно сделать вывод, что в своих новеллах Ги де Мопассан  подчеркивал патриотизм женщин во время войны, их героизм и верность. В новелле «Пышка» выясняется, что Мадемуазель Элизабет Руссе, стоящая "вне" порядочного общества, оказывается достойнее и патриотичнее своих респектабельных спутников; последние, в свою очередь, обнаруживают свойственные им цинизм и меркантильность. Свои низменные цели они маскируют высокими побуждениями. Забота о собственном благополучии изображается руанскими обывателями чуть ли не как патриотический подвиг. В ходе развертывания сюжета выясняется, что реальные достоинства человека не совпадают с общепризнанной социальной иерархией. Тоже самое и в новелле «Мадмуазель Фифи», у падших женщин, казалось бы абсолютно потерявших честь, пирующих с пьяными прусскими офицерами, просыпается совесть, пробуждается гнев, рождается героизм, когда захватчики позволяют себе глумиться над их родиной.

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Теория художественного образа и сюжета как литературных явлений достаточно подробно изучена современными литературоведами. Являясь особым способом художественного отражения и претворения действительности, традиционные сюжеты и образы создают ткань произведения, являясь воплощением авторского замысла. Особую роль в произведении играют сквозные мотивы - простейшие динамические смысловые единицы действия, наиболее значимые, как правило, повторяющиеся в произведении "опорные" художественные приёмы и средства.

Можно сделать вывод, что в своих новеллах Ги де Мопассан  подчеркивал патриотизм женщин во время войны, их героизм и верность. В новелле «Пышка» выясняется, что Мадемуазель Элизабет Руссе, стоящая "вне" порядочного общества, оказывается достойнее и патриотичнее своих респектабельных спутников; последние, в свою очередь, обнаруживают свойственные им цинизм и меркантильность. Свои низменные цели они маскируют высокими побуждениями. Забота о собственном благополучии изображается руанскими обывателями чуть ли не как патриотический подвиг. В ходе развертывания сюжета выясняется, что реальные достоинства человека не совпадают с общепризнанной социальной иерархией. Тоже самое и в новелле «Мадмуазель Фифи», у падших женщин, казалось бы абсолютно потерявших честь, пирующих с пьяными прусскими офицерами, просыпается совесть, пробуждается гнев, рождается героизм, когда захватчики позволяют себе глумиться над их родиной.

Исследовав женские образы в новеллах Ги де Мопассана можно выделить, что для автора женщина была сильным, способным на трудные решения человеком. Он жил во время войны между Францией и Пруссией и наблюдал за патриотизмом и жертвенностью женщин.

 

В большинстве случаев Ги де Мопассан интерпретировал в своих новелла женщин сыгравших какую-либо роль в его жизни, оставивших отпечаток или впечатление.

Данный тема исследования является достаточно интересной, перспективной и требует дальнейшего изучения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.                  Банников Н. Ги де Мопассан. Новеллы. – Кемерово, 1987. – 544 c.

2.        Бахтин М. М. Проблема текста в лингвистике, филологии и других гуманитарных науках. Опыт философского анализа [текст]. -М., 1962. – 284 с.

3.                  Вульфович Т.Л. Творчество Мопассана. – М.: Высшая школа, 1962. – 48 с.

4.                  Гаджиев К.С. Американская нация: национальное самосознание и культура. М., 1990.

5.                  История зарубежной литературы ХХ века, 1871 - 1917:Учеб. для студентов пед. ин-тов. - М.: Просвещение, 1989. - 416 с.

6.                  Кожинов В.В. Сюжет, фабула, композиция // Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. Роды и жанры литературы [текст]. М., 1964. С.408-485.

7.                  Лакофф Дж. Женщины, огонь и опасные вещи: Что категории языка говорят нам о мышлении / Дж. Лакофф. – М.: Языки славянской культуры, 2004. – 792с.

8.                  Лотман Ю.М. Происхождение сюжета в типологическом освещении // Ю.М. Лотман. Избранные статьи в 3-х томах [текст]. Т.1. Статьи по семиотике и типологии культуры. Таллинн, 1992. С.224-242.

9.                  Мопассан Ги де. Рассказы. – М.: Московский рабочий, 1987. – 544 с.

10.             Мопассан Г. Собрание сочинений в семи томах: Т 1. Сост. М. Шенгелия. М.: "Россия" "Сретение", "Август", 1992. - 384с.

11.             Муромов И.А. 100 великих любовников. – М.: Вече, 2002. -  337c.

12.             Нямцу А.Е. Актуальные аспекты современного сравнительного литературоведения (к проблеме функционирования традиционных сюжетов) // Літературознавство і культурологія: Збірник наук. Статей. Випуск І. — Чернівці: Рута, 2000. — С. 11-13.

13.             Нямцу А.Е. Традиционные сюжеты (проблемы теории) // Літературознавство і культурологія: Збірник наук. Статей. Випуск І. — Чернівці: Рута, 2000. — С.35-49.

14.             Писатели Франции. Составитель Е.Эткинд. Сборник статей.- Москва, 1964 г.

 



Информация о работе Женские образы в новеллах Ги де Мопассана