Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 20:05, реферат
Великие русские писатели XIX века, создавая положительные женские образы, всегда акцентировали внимание не на совершенных чертах лица или красоте фигуры, а на богатом внутреннем мире своих героинь, который одухотворяет их внешний облик. Таковы, например, пушкинская Татьяна Ларина или тургеневская Лиза Калитина.
Как А. С. Пушкин показал
нам в своем романе “Евгений Онегин”
свой любимый женский образ, так
и Л. Н. Толстой нарисовал образ
женщины, близкой и дорогой его
сердцу. Если у Татьяны Лариной
— главной героини романа Пушкина
— долг преобладает над чувствами,
то у любимицы Толстого — Наташи
Ростовой — вся сущность ее жизни
заключается в любви. Любовь является
частью ее души. Все поведение этой
героини и ее внутренний мир подчиняются
стремлению любить и быть любимой.
Наташа Ростова — один из самых обаятельных
образов в романе. Впервые мы встречаемся
с ней на ее именинах. Перед нами предстает
жизнерадостная, энергичная, веселая тринадцатилетняя
девочка. Чувство любви — главное в женщине,
по мнению Толстого, поэтому его Наташа
“не удостаивается быть умной”, она далеко
не красавица: “черноглазая, с большим
ртом, некрасивая, но живая...”.
Несмотря на это, Денисов считает ее “волшебницей”,
а Пьер Безухов — “обворожительной”.
Наташа просто покоряет окружающих своей
живостью, и ее стремление к счастью понятно
всем.
Желание побыстрее вырасти, а значит, делать
все, как взрослые, появляется у Наташи
уже с тринадцати лет, когда она впервые
целуется с Борисом Друбецким, подсмотрев
за Соней и Николаем. И это вполне естественно:
она стремится к любви, к замужеству. Наташа
нисколько не лжет, она действительно
любит Бориса. В свою очередь, Бориса тоже
тянет к этой удивительной девочке.
Когда Наташе исполняется пятнадцать
лет, Денисов делает ей предложение. И
хотя он ей нравится, девушка отказывается,
поскольку еще слишком юна для замужества.
Своей поэтичностью, любовью к природе,
восторженностью покоряет Наташа Андрея
Болконского. Когда в Отрадном он услышал
ее желание улететь в летнюю ночь, “душу
ее полюбил князь Андрей”.
Этот разговор вроде бы случаен, но именно
он возродил Болконского к жизни. “Князь
Андрей ..любил встречать в свете то, что
не имело на себе общего светского отпечатка.
И такова была Наташа”. Болконский почувствовал
себя непринужденно и естественно рядом
с ней.
Наташа расцветает и обретает смысл жизни
только тогда, когда рядом с ней находится
любимый человек, когда есть возможность
проявить всю силу своей любви.
Глаза Наташи могут рассказать человеку
обо всем, что происходит в ее душе. Если
она радуется, то ей кажется, что и все
окружающие должны быть счастливы. Так
было на ее первом балу: счастье переполняло
ее через край, и она, способная “чувствовать
оттенки”, интонации “взглядов и выражений
лиц”, удивлялась, что Пьер несчастлив.
Любимая героиня Толстого наделена прекрасной
душой — трепетной, сострадающей, глубокой.
Когда она без памяти влюбляется в Болконского,
ей хочется быть рядом с любимым, заботиться
о нем, дарить ему свою нежность и ласку.
Но судьба распорядилась иначе.
Слишком надолго оставил князь Андрей
эту неопытную девушку одну, Наташа не
понимает, зачем нужна разлука двум любящим
существам, для чего страдания. Она не
любила писать письма, поэтому не могла
в полной мере поделиться с любимым переполняющими
ее чувствами, мыслями, переживаниями.
Без князя Андрея жизнь Наташи стала пустой.
Мы видим, как она крепится, пытается заполнить
чем-то душевную пустоту. С каким удовольствием
она слушает игру на балалайке в исполнении
простого деревенского мужика, игру на
гитаре и пение дядюшки, который “пел
так, как поет народ”! Всей душой отдается
Наташа русской пляске, обнаруживая, что
в ней живет народный дух, умение понять
все то, что было во всяком русском человеке.
Искренность в проявлении чувств, человечность
привлекают в Наташе Анатоля Курагина
Заметя, что он увлекся ею, девушка, совершенно
не задумываясь, твердо решила довериться
ему. Она любима и, как ей кажется, сама
пылко любит. Наташа порывиста, эмоциональна,
но всегда естественна: и в горе, и в радости.
Как глубоко она страдает, что разрушила
счастье князя Андрея, как раскаивается!
Наверно, именно этим и привлекает она
Пьера, которому так хочется выпросить
у князя Болконского прошения для Наташи.
Эта способность к сильному и глубокому
чувству, к благородным порывам помогает
Наташе выстоять в трудную минуту жизни,
когда ей казалось, что она самая дурная,
хуже всех в нравственном отношении. Любовь
была для нее единственным смыслом жизни.
Муки раскаяния ее настолько сильны, что
она стала “худая и бледная”, “с упорным,
неподвижным взглядом”. И только известие
о гибели Пети и забота о матери вернули
Наташу к жизни: “и вдруг любовь к матери
показала ей, что сущность ее жизни — любовь
— еще жива в ней. Проснулась любовь и
проснулась жизнь”.
Внимание и любовь Пьера окончательно
исцелили Наташу, после того как она пережила
смерть князя Андрея. Будучи женой, матерью,
она утратила девическое очарование...
Она, хотя и держала мужа “под каблуком”,
все же “раба его”: она всю себя отдает
интересам семьи.
Она рожала, кормила и любила, но ведь именно
в этом и заключается счастье женщины.
Не холодная рассудочность, но “ум сердца”
присущ ей, поэтому она отдалась мужу вся,
сразу, но и от него требовала того же.
Для Толстого дороги в женщине чувства
жены и матери, и образ Наташи Ростовой
выражает тот идеал женщины, которому
поклонялся писатель.
Читая “Войну и мир”,
мы всегда чувствуем отношение автора
к людям и событиям. Оно раскрывается
и в портретах действующих
лиц, и в прямых оценках, характеристиках,
и в авторской интонации. В
статье о Л.Н. Толстом Н.Г. Чернышевский
отмечал характерную черту
Самым обаятельным женским типом в романе
мне показался образ Наташи Ростовой,
может быть, потому, что многие мысли, настроения,
поступки этой девушки близки моим, хотя
нас разделяют время и условия жизни.
В представлении Толстого высшее призвание
и назначение женщины — это материнство.
В его романе-эпопее “Война и мир” идеалом
женственности становится Наташа Ростова.
Впервые мы видим ее тринадцатилетней
девочкой: “Черноглазая, с большим ртом,
некрасивая, но живая девочка, со своими
детскими открытыми плечиками, выскочившими
из корсажа от быстрого бега, со своими
сбившимися назад черными кудрями, тоненькими
оголенными ручками и маленькими ножками
в кружевных панталончиках и открытых
башмачках, была в том милом возрасте,
когда девочка уже не ребенок, а ребенок
еще не девушка”. Наташа выросла в нравственно
чистой атмосфере семьи Ростовых, где
не было лицемерия, ханжества, притворства.
Непосредственная, полная жизненных сил,
тонко чувствующая красоту, добро и правду,
она сразу же привлекает наше внимание.
В доме, где она росла, царила обстановка
непринужденности, раскованности между
родителями и детьми, чувство любви и привязанности
друг к другу.
С самой первой встречи нам бросается
в глаза ее детская наивность, простота,
чрезвычайная чувствительность — все
то, чем Наташа так отличается от окружающих,
что привлекло к ней Денисова, Болконского,
Курагина, Пьера.
Вспомним эпизод, в котором перед нами,
как на ладони, раскрывается душевное
богатство Наташи, поэтичность ее натуры:
“Соня! Соня! — послышался опять первый
голос — ...Нет, ты посмотри, что за луна!..
Ах, какая прелесть! Ты поди сюда, душенька,
голубушка, поди сюда. Ну, видишь? Так вот
бы села на корточки, вот так, подхватила
бы себя под коленки... и полетела бы. Вот
так!” Всех своих домашних Наташа окружает
добротой и любовью, к каждому у нее имеется
“свой ключик”: “В обращении со своей
матерью Наташа высказывала внешнюю грубость
манеры, но так была чутка и ловка, что,
как бы она ни обхватила руками мать, она
всегда умела это сделать так, чтобы матери
не было ни больно, ни неприятно, ни неловко”.
Вспомним ее волнение перед своим первым
балом, ее чистоту и открытость, которая
сразу бросалась в глаза всем гостям. На
балу Наташа переполнена чувствами: здесь
и радость, и восторг, и страх, и отчаяние,
— и все эти чувства можно прочитать на
ее лице, как в раскрытой книге: “Отчаянное,
замирающее лицо Наташи бросилось в глаза
князю Андрею... Он предложил ей тур вальса.
То замирающее выражение лица Наташи,
готовое на отчаяние и восторг, вдруг осветилось
счастливой, благодарной детской улыбкой”.
Я думаю, может быть, именно в этот раз
зародилось в Наташе чувство глубокой
благодарности к князю, перешедшее в любовь?
Сцена бала прекрасно раскрывает удивительное
ощущение счастья, умение жить каждый
миг полноценно.
Знакомство Ростовой и Болконского сильно
повлияло на ее дальнейшую судьбу. Андрей
часто бывает в семье Наташи и вскоре просит
ее руки. Но молодых людей ждало испытание:
старый Болконский потребовал отложить
свадьбу на год. Девушку сильно взволновало
это известие. Она была еще так молода
и не умела владеть своими чувствами! К
тому же князь Андрей уезжает за границу,
и долгое ожидание становится для Наташи
мучительным, даже в какой-то степени невыносимым.
“Ах, поскорее бы он приехал. Я так боюсь,
что этого не будет. Уже не будет того,
что теперь есть во мне”, — как заклинание
звучат ее слова. Да, в отличие от Сони,
Наташина душа постоянно развивается,
обогащается, переполняется чувствами.
Духовная красота Наташи проявляется
и в ее отношении к родной природе. Мы ни
разу не видим ни Элен, ни Анну Павловну
Шерер, ни Жюли Карагину на лоне природы.
Это не их стихия. Если они и говорят о
природе, то говорят фальшиво и пошло (так,
в роскошном альбоме Жюли Борис нарисовал
два дерева и подписал: “Сельские деревья,
ваши темные сучья стряхивают на меня
мрак и меланхолию”). Иначе воспринимают
природу люди, духовно близкие к народу.
Перед Бородинской битвой князь Андрей
вспоминает, как Наташа стремилась передать
ему “то страстно-поэтическое ощущение”,
которое она испытала, заблудившись в
лесу и встретив там старого пчельника.
Безыскусственная красота Наташи проявляется
в этом сбивчивом, взволнованном рассказе
(сравним его с альбомным красноречием
Бориса): “Это такая прелесть был этот
старик, и темно так в лесу... и такие добрые
у него... нет, я не умею рассказать”, —
говорила она, краснея и волнуясь.
Крепка духовная связь Наташи с народом:
она в восторге от песен дядюшки, который
“пел так, как поет народ”, она с удовольствием
пляшет. “Наташа сбросила с себя платок,
который был накинут на ней, забежала вперед
дядюшки и, подперев руки в боки, сделала
движение плечами и стала... Где, как, когда
всосала в себя из того русского воздуха,
которым она дышала, — эта графинечка,
воспитанная эмигранткой-француженкой,
— этот дух, откуда взяла она приемы...
Она умела понять все то, что было и в Анисье,
и в отце Анисьи, и в тетке, и в матери, и
во всяком русском человеке”.
Любовь к народу и родине не позволяет
ей равнодушно отнестись к судьбе раненых:
она добивается того, что подводы отдают
им и потом искренне радуется их спасению.
Любит Наташа бескорыстно, всей душой,
ничего не требуя взамен. Князь Андрей
взваливает на плечи этой девочки непосильную
ношу, заставляет ее ждать целый год, он
забывает, что она очень молода и неопытна.
Поэтому в ее увлечении Курагиным нельзя
винить только одну Наташу. Она мучается,
боится сама себя и не понимает своих чувств.
Наташа не спала всю ночь, ее мучил неразрешенный
вопрос: кого она любила: Анатоля или князя
Андрея? Описывая сцену свидания Наташи
с умирающим Болконским, Толстой показывает
силу ее любви: “Глаза эти, налитые счастливыми
слезами, робко, сострадательно и радостно-любовно
смотрели на него. Худое и бледное лицо
Наташи с распухшими губами было более
чем некрасиво, оно было страшно. Но князь
Андрей не видел этого лица, он видел сияющие
глаза, которые были прекрасны”.
Смерть Андрея Болконского поразила Наташу
до глубины души. Мы уже не слышим ее восторженного
голоса, не видим смеющуюся, полную радости
жизни девушку, не ощущаем неиссякаемой
энергии. Но, как это ни странно, для любви
Наташу возродила гибель брата Пети. Впрочем,
любовь и смерть всегда рядом. Заботы о
матери, которая тяжело переживает смерть
сына, показали Наташе, что сущность ее
жизни в любви: “Проснулась любовь, и проснулась
жизнь”. Может быть, этим и трогает нас
героиня, не оставляет равнодушными, что
вся она создана для любви, ее натура излучает
любовь, как огонь — тепло.
В эпилоге романа автор повествует о замужестве
Ростовой. Именно в семейной жизни нашла
героиня свое счастье: “Она принимала
участие в каждой минуте жизни мужа”.
Она носила, рожала, кормила сама и воспитывала
трех дочерей и сына. Идеал девушки превращается
в образец жены и матери. Смыслом ее жизни
стала любовь к мужу и детям. И хотя она
“пополнела и пожирнела, так что трудно
было узнать в этой сильной матери прежнюю
тонкую, подвижную Наташу”, она по-прежнему
красива, как заботливая мать и любящая
жена.
Образ Наташи Ростовой — один из самых
обаятельных образов, в русской литературе.
В нем автор показал русскую душу, чудесный
женский характер, натуру, способную на
любовь н самопожертвование.
В наше время встретить Наташу Ростову
очень трудно, а может, даже невозможно.
Сейчас становится все больше и больше
женщин, которые ставят на первое место
карьеру, а не семью, забывая о том, что
женщина — это прежде всего мать, жена,
хранительница семейного очага.
Информация о работе Женские образы романа Л. Н. Толстого "Война и мир"