Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 20:05, реферат
Великие русские писатели XIX века, создавая положительные женские образы, всегда акцентировали внимание не на совершенных чертах лица или красоте фигуры, а на богатом внутреннем мире своих героинь, который одухотворяет их внешний облик. Таковы, например, пушкинская Татьяна Ларина или тургеневская Лиза Калитина.
Женские образы романа Л. Н. Толстого "Война и мир"
Сочинение
Великие русские писатели XIX века, создавая положительные женские образы, всегда акцентировали внимание не на совершенных чертах лица или красоте фигуры, а на богатом внутреннем мире своих героинь, который одухотворяет их внешний облик. Таковы, например, пушкинская Татьяна Ларина или тургеневская Лиза Калитина. Тот же художественный принцип положен в основу создания пленительных женских образов Толстого в романе "Война и мир". Это Наташа Ростова и Марья Волконская. При первом знакомстве с этими героинями бросается в глаза резкая противоположность их характеров. Эмоциональная, очаровательная, полная жизни и движения Наташа сразу выделяется среди сдержанных, благовоспитанных девушек-дворянок. Впервые она предстает в романе тринадцатилетней черноглазой некрасивой, но живой девочкой, которая, раскрасневшись от быстрого бега, буквально врывается в гостиную, где вяло течет пустая светская беседа. Вместе с Наташей в этот чинный, чопорный мир как бы врывается свежее дыхание жизни. Да, пожалуй, Наташа всегда, в любой ситуации, предельно искренна и естественна. Ей чужды притворство, лицемерие и кокетство. Возможно, развитию этих качеств героини способствует атмосфера дома Ростовых, полная любви, уважения и взаимопонимания. Иной рисует
Толстой обстановку имения Болконских,
в которой живет и Наташа отличается от ищущих, умных и образованных героев тем, что воспринимает жизнь, не анализируя ее, а познает ее целостно и образно, как художественно одаренный человек. Она великолепно танцует, вызывая восторг окружающих, так как пластический язык танца помогает ей выразить свою переполненность жизнью, радость слияния с ней. У Наташи прекрасный голос, который чарует слушателей на только своей красотой, звучностью, но и силой, искренностью чувства, с которым она отдается пению. Когда Наташа поет, для нее весь мир заключается в звуках. Но если этот порыв прерывается чьим-то посторонним вторжением, для Наташи это кощунство, потрясение. Например, после того, как во время ее пения в комнату вбежал восторженный младший брат с известием о приходе ряженых, Наташа разрыдалась и долго не могла остановиться. Толстой прав в том, что сущность ее жизни — любовь. Но это понятие имеет здесь очень широкий смысл. Оно включает в себя не только любовь к жениху или мужу, но и любовь к родителям, семье, искусству, природе, к родине, к самой жизни. Наташа остро ощущает прелесть и гармонию природы. Очарование лунной ночи вызывает в ней чувство восторга, которое буквально переполняет ее, "Ах, какая прелесть! Да проснись же. Соня, — сказала она почти со слезами в голосе. — Ведь эдакой прелестной ночи никогда, никогда не бывало". Эмоциональной и живой Наташе противопоставляется в романе кроткая и нежная княжна Марья, в которой смирение и сдержанность сочетаются с жаждой простого человеческого счастья. Княжна Марья безропотно подчиняется своему чудаковатому и деспотичному отцу не только из страха, но и из чувства долга дочери, не имеющей морального права судить своего отца. На первый взгляд она кажется робкой и забитой. Но в ее характере есть наследственная болконская гордость, врожденное чувство собственного достоинства, которое проявляется, например, в ее отказе от предложения Анатоля Курагина. Несмотря на стремление к тихому семейному счастью, которое глубоко таит в себе эта некрасивая девушка, она не хочет стать женой светского красавца ценой унижения и оскорбления своего достоинства. С особой силой твердость и сила характера этой скромной, застенчивой девушки обнаруживается в годы Отечественной войны 1812 года. Когда компаньонка-француженка пообещала княжне Марье, оказавшейся в трудном положении, покровительство своих соотечественников, она перестала общаться с ней и выехала из Богучарова, так как ее патриотическое чувство было оскорблено. Та же чистая и высокая любовь к отечеству и ее защитникам проявляется в поступке Наташи Ростовой, когда она, нежная и почтительная дочь, ворвалась в комнату и гневно пристыдила своих родителей, отказавшихся отдать подводы для раненых. Под влиянием высокого патриотического чувства Наташа забывает не только все практические расчеты, но даже бережное и любовное отношение к матери. Значит, при всем несходстве характеров Марья Болконская и Наташа Ростова патриотки, чистые и честные натуры, способные на глубокие и сильные чувства. Эти две героини Толстого находят свое счастье в семье, заботе о муже и детях. Но писатель проводит их через серьезные испытания, потрясения и душевные кризисы. Сдержанная, замкнутая, погруженная в себя княжна Марья ведет однообразную деревенскую жизнь, бедную внешними событиями. Ее поиски, открытия и разочарования происходят чаще всего в ее душе, в ее богатом и насыщенном внутреннем мире. Наташина жизнь более ярко и полно обрисована автором. Она полна любви, увлечений, радостей и горестей. Наташа Ростова
— это страстная, порывистая натура,
которая не может скрывать своих
чувств и переживаний. Полюбив Андрея
Болконского, она не способна думать
о чем-то другом. Разлука становится
для нее непосильным Из состояния мучительного кризиса Наташу выводит известие об угрозе французов, подступивших к Москве. Общая для всей страны беда заставляет героиню забыть о своих страданиях и горестях. Как и для других положительных героев романа, для Наташи главной становится мысль о спасении России. В эти трудные дни особенно сильной становится ее любовь к людям, желание сделать все возможное, чтобы помочь им. Эта самоотверженная любовь Наташи находит свое высшее выражение в материнстве. Мы видим в финале романа Толстого уже не очаровательную тоненькую и подвижную девушку, а зрелую сильную женщину, любящую жену и мать. С прежней страстью Наташа отдается заботам о муже и детях. Вся жизнь сосредотачивается для нее в здоровье детей, их кормлении, росте, воспитании. Удивительно гармоничны и чисты их отношения с Пьером. Наташина непосредственность и обостренная интуиция прекрасно дополняет интеллигентную, ищущую, анализирующую натуру Пьера. Толстой пишет о том, что Наташа не особенно разбирается в политической деятельности мужа, но она чувствует и знает главное — ее добрую, справедливую основу. Другой счастливый союз — это семья Марьи Волконской и Николая Ростова. Самоотверженная нежная любовь княжны Марьи к мужу и детям создает в семье атмосферу духовности, облагораживающе действует на Николая, который ощущает возвышенность и высокую нравственность того мира, в котором живет его жена. Судьбы Наташи Ростовой и Марьи Волконской раскрывают взгляды Толстого на роль женщины в обществе. Высшее ее призвание и назначение писатель видит в материнстве, в воспитании детей, ибо именно женщина является хранительницей семейных устоев, тем светлым и добрым началом, которое ведет мир к гармонии и красоте. |
ЖЕНСКИЕ ОБРАЗЫ В РОМАНЕ Л.Н. ТОЛСТОГО “ВОЙНА И МИР”
ЖЕНСКИЕ ОБРАЗЫ В РОМАНЕ Л.Н. ТОЛСТОГО “ВОЙНА И МИР”
Женская тема занимает
важное место в романе-эпопее Л.Н.
Толстого “Война и мир” (1863—1869). Произведение
— полемический ответ писателя сторонникам
женской эмансипации. На одном из
полюсов художественного
Светское общество погружено в вечную суету. Толстой обращает внимание в портрете красавицы Элен на “белизну плеч”, “глянец волос и бриллиантов”, “очень открытую грудь и спину”, “не изменяющуюся улыбку”. Эти детали позволяют художнику высветить внутреннюю пустоту, ничтожность “великосветской львицы”. Место подлинных человеческих чувств занимает в роскошных гостиных денежный расчет. Замужество Элен, избравшей себе в мужья разбогатевшего Пьера, — наглядное тому подтверждение. Толстой показывает, что поведение дочери князя Василия — не отклонение от нормы, а норма жизни того общества, к которому она принадлежит. В самом деле, разве иначе ведут себя Жюли Карагина, имеющая благодаря своему богатству достаточный выбор женихов; или Анна Михайловна Друбецкая, пристраивающая сына в гвардию? Даже у постели умирающего графа Безухова, отца Пьера, Анна Михайловна испытывает не чувство сострадания, а страх, что Борис останется без наследства.
Толстой показывает великосветских красавиц и в “семейном быту”. Семья, дети не играют в их жизни существенной роли. Элен кажутся смешными слова Пьера о том, что супругов могут и должны связывать чувства сердечной привязанности, любви. Графиня Безухова с отвращением думает о возможности иметь детей. С удивительной легкостью она бросает мужа. Элен — это концентрированное проявление мертвящей бездуховности, пустоты, суетности. Ничтожности жизни “светской львицы” вполне соответствует заурядность ее смерти.
Излишняя эмансипированность, по мнению Толстого, приводит женщину к неправильному пониманию собственной роли. В салонах Элен и Анны Павловны Шерер звучат политические споры, суждения о Наполеоне, о положении русской армии... Таким образом, великосветские красавицы утратили главные черты, которые присущи настоящей женщине. Напротив, в образах Сони, княжны Марьи, Наташи Ростовой сгруппированы те черты, которые составляют тип “женщины в полном смысле”.
Вместе с тем Толстой не пытается создавать идеалы, а берет жизнь “так, как она есть”. В самом деле, мы не найдем в произведении “сознательно-героических” женских натур, подобных тургеневской Марианне из романа “Новь” или Елене Стаховой'из “Накануне”. Отличается и сам способ создания женских образов Толстого и Тургенева. Тургенев-реалист был одновременно романтиком в изображении любви. Вспомним финал романа “Дворянское гнездо”. Лаврецкий посещает отдаленный монастырь, куда скрылась Лиза. Перебираясь с клироса на клирос, она проходит мимо него походкой монахини, “...только ресницы обращенного к нему глаза чуть-чуть дрогнули... Что подумали, что почувствовали оба? Кто узнает? Кто скажет? Есть такие мгновения в жизни, такие чувства... На них можно только указать — и пройти мимо”. Надо ли говорить, что любимые героини Толстого лишены романтической приподнятости? Женская духовность заключается не в интеллектуальной жизни, не в увлечении Анны Павловны Шерер, Элен Курагиной, Жюли Карагиной политическими и другими “мужскими вопросами”, а исключительно в способности к любви, в преданности семейному очагу. Дочь, сестра, жена, мать — вот основные жизненные положения, в которых раскрывается характер любимых героинь Толстого. Этот вывод может вызвать сомнение при поверхностном чтении романа. Действительно, мы видим патриотизм княжны Марьи и Наташи Ростовой в период французского нашествия, видим нежелание Марьи Волконской воспользоваться покровительством французского генерала и невозможность для Наташи остаться в Москве при французах. Однако связь женских образов с образом войны в романе более сложная, она не исчерпывается патриотизмом лучших русских женщин. Толстой показывает, что понадобилось историческое движение миллионов людей, чтобы герои романа — Марья Все права защищены и охраняются законом © 2001-2005 олсоч.ру Волконская и Николай Ростов, Наташа Ростова и Пьер Безухов — смогли найти путь друг к другу.
Любимые героини Толстого живут сердцем, а не умом. Все лучшие, заветные воспоминания Сони связаны с Николаем Ростовым: общие детские игры и шалости, святки с гаданием и ряжеными, любовный порыв Николая, первый поцелуй... Соня сохраняет свою верность любимому, отклоняя предложение Долохова. Она любит безропотно, но отказаться от своей любви она не в силах. И после женитьбы Николая Соня, конечно же, продолжает любить его. Марья Волконская с ее евангельским смирением особенно близка Толстому. И все же именно ее образ олицетворяет торжество естественных человеческих потребностей над аскетизмом. Тайно мечтает княжна о замужестве, о собственной семье, о детях. Ее любовь к Николаю Ростову — высокое, духовное чувство. В эпилоге романа Толстой рисует картины семейного счастья Ростовых, подчеркивая этим, что именно в семье обрела княжна Марья подлинный смысл жизни.
Любовь составляет
сущность жизни Наташи Ростовой. Юная
Наташа всех любит: и безропотную
Соню, и мать-графиню, и отца, и
Николаями Петю, и Бориса Друбецкого.
Сближение, а затем разлука с
князем Андреем, сделавшим ей предложение,
заставляют внутренне страдать Наташу.
Переизбыток жизни и
Любовь к князю Андрею с новой силой пробуждается в Наташе после отъезда из Москвы с обозом, в котором оказывается и раненый Болконский. Смерть князя Андрея лишает жизнь Наташи смысла, но известие о гибели Пети заставляет героиню преодолеть собственное горе, чтобы удержать старушку мать от безумного отчаяния. Наташа “думала, что жизнь ее кончена. Но вдруг любовь к матери показала ей, что сущность ее жизни — любовь — еще жива в ней. Проснулась любовь, и проснулась жизнь”.
После замужества
Наташа отказывается от светской жизни,
от “всех своих очарований” и
всецело отдается семейной жизни. Взаимопонимание
супругов основано на способности “с
необыкновенною ясностью и быстротой
понимать и сообщать мысли друг друга,
путем противным всем правилам логики”.
Таков идеал семейного счастья.
Таков толстовский идеал “мира”
Мне кажется, что
мысли Толстого о подлинном предназначении
женщины не устарели и в наши дни.
Конечно, заметную роль в сегодняшней
жизни играют люди, посвятившие себя
политической, общественной или профессиональной
деятельности. Но все же многие наши современницы
выбрали для себя любимых героинь Толстого.
Да и так ли уж это мало — любить и быть
любимой?!
В романе Л. Н. Толстого “Война и мир”
показана жизнь русского общества начала
XIX века периода войны 1812 года. Это
время активной общественной деятельности
самых различных людей. Толстой
пытается осмыслить роль женщины
в жизни общества, в семье. С этой
целью он выводит в своем романе большое
количество женских образов, которые можно
условно разделить на две большие группы:
в первую входят женщины - носительницы
народных идеалов, такие как Наташа Ростова,
Марья Болконская и другие, а ко второй
группе относятся женщины высшего света,
такие как Элен Курагина, Анна Павловна
Шерер, Жюли Курагина и другие.
Одним из наиболее ярких женских образов
в романе является образ Наташи Ростовой.
Будучи мастером изображения людских
душ и характеров, Толстой воплотил в образе
Наташи самые лучшие черты человеческой
личности. Он не хотел изображать ее умной,
расчетливой, приспособленной к жизни
и при этом совершенно бездушной, какой
он сделал другую героиню романа - Элен
Курагину. Простота и одухотворенность
делают Наташу более привлекательной,
чем Элен с ее умом и хорошими светскими
манерами. Многие эпизоды романа рассказывают
о том, как Наташа вдохновляет людей, делает
их лучше, добрее, помогает обрести любовь
к жизни, найти правильные решения. Например,
когда Николай Ростов, проиграв крупную
сумму денег в карты Долохову, возвращается
домой раздраженный, не ощущающий радости
жизни, он слышит пение Наташи и вдруг
понимает, что “все это: и несчастье, и
деньги, и Долохов, и злоба, и честь - все
вздор, а вот она - настоящее...”. Но Наташа
не только помогает людям в трудных жизненных
ситуациях, она еще просто приносит им
радость и счастье, дает возможность восхищаться
собой, причем делает это бессознательно
и бескорыстно, как в эпизоде пляски после
охоты, когда она “стала, улыбнулась торжественно,
гордо и хитро-весело, первый страх, который
охватил было Николая и всех присутствующих,
страх, что она не то сделает, прошел, и
они уже любовались ею”.
Так же, как к народу, близка Наташа и к
пониманию удивительной красоты природы.
При описании ночи в Отрадном автор сопоставляет
чувства двух сестер, ближайших подруг,
Сони и Наташи. Наташа, душа которой полна
светлых поэтических чувств, просит Соню
подойти к окну, вглядеться в необыкновенную
красоту звездного неба, вдохнуть запахи,
которыми полна тихая ночь. Она восклицает:
“Ведь этакой прелестной ночи никогда
не бывало!” Но Соня не может понять восторженного
возбуждения Наташи. В ней нет такого внутреннего
огня, который воспел Толстой в Наташе.
Соня добра, мила, честна, приветлива, она
не совершает ни одного дурного поступка
и несет через годы свою любовь к Николаю.
Она слишком хороша и правильна, она никогда
не делает ошибок, из которых она бы могла
извлечь жизненный опыт и получить стимул
для дальнейшего развития.
Наташа же совершает ошибки и черпает
из них необходимый жизненный опыт. Она
встречает князя Андрея, их чувства можно
назвать внезапным единением мыслей, они
поняли друг друга внезапно, почувствовали
что-то объединяющее их.
Но тем не менее Наташа вдруг влюбляется
в Анатоля Курагина, даже хочет бежать
с ним. Объяснением этому может служить
то, что Наташа -самый обычный человек,
со своими слабостями. Ее сердцу присущи
простота, открытость, доверчивость, она
просто следует за своими чувствами, не
умея подчинять их разуму. Но настоящая
любовь проснулась в Наташе намного позже.
Она поняла, что тот, кем она восхищалась,
кто был ей дорог, жил в ее сердце все это
время. То было радостное и новое чувство,
поглотившее Наташу целиком, вернувшее
ее к жизни. Немаловажную роль сыграл в
этом Пьер Безухов. Его “детская душа”
была близка Наташе, и он был единственным,
кто вносил радость и свет в дом Ростовых,
когда ей было плохо, когда она мучилась
угрызениями совести, страдала, ненавидела
себя за все случившееся. Она не видела
в глазах Пьера упрека или негодования.
Он боготворил ее, и она была благодарна
ему за то, что он есть на свете. Несмотря
на ошибки молодости, несмотря на смерть
любимого человека, жизнь Наташи была
удивительной. Она смогла испытать любовь
и ненависть, создать великолепную семью,
найдя в ней столь желанный душевный покой.
В чем-то похожа на Наташу, но в чем-то и
противопоставлена ей княжна Марья Болконская.
Главный принцип, которому подчинена вся
ее жизнь, - самопожертвование. Это самопожертвование,
покорность судьбе сочетаются в ней с
жаждой простого человеческого счастья.
Покорность всем прихотям своего властного
отца, запрет на обсуждение его действий
и их мотивов — так понимает свой долг
дочери княжна Марья. Но она может проявить
твердость характера, если это необходимо,
что обнаруживается, когда оскорблено
ее чувство патриотизма. Она не только
уезжает из родового имения, несмотря
на предложение мадемуазель Бурьен, но
и запрещает пускать к себе свою компаньонку,
когда узнает о ее связях с неприятельским
командованием. Но ради спасения другого
человека она может пожертвовать своей
гордостью; это видно, когда она просит
прощения у мадемуазель Бурьен, прощения
за себя и за слугу, на которого обрушился
гнев ее отца. И тем не менее, возводя свою
жертвенность в принцип, отворачиваясь
от “живой жизни”, княжна Марья подавляет
в себе нечто важное. И все же, именно жертвенная
любовь привела ее к семейному счастью:
при встрече с Николаем в Воронеже “в
первый раз вся эта чистая, духовная, внутренняя
работа, которою она жила до сих пор, выступила
наружу”. В полной мере проявила себя
княжна Марья как личность, когда обстоятельства
побудили ее к житейской самостоятельности,
что произошло после смерти отца, и главное
- когда она стала женой и матерью. О гармоничности,
богатстве внутреннего мира Марьи Ростовой
говорят и ее дневники, посвященные детям,
и ее облагораживающее влияние на мужа.
Этим двум, во многом похожим, женщинам
противопоставлены дамы высшего света,
такие как Элен Курагина, Анна Павловна
Шерер, Жюли Курагина. Эти женщина во многом
похожи между собой. В начале романа автор
говорит, что Элен, “когда рассказ производил
впечатление, оглядывалась на Анну Павловну
и тотчас же принимала то самое выражение,
которое было на лице фрейлины”. Характернейшая
примета Анны Павловны - статичность слов,
жестов, даже мыслей: “Сдержанная улыбка,
игравшая постоянно на лице Анны Павловны,
хотя и не шла к ее отжившим чертам, выражала,
как у избалованных детей, постоянное
сознание своего милого недостатка, от
которого она не хочет, не может, не находит
нужным избавляться”. За этой характеристикой
скрывается авторская ирония и неприязнь
к персонажу.
Жюли— такая же светская дама, “самая
богатая невеста России”, получившая
состояние после гибели братьев. Как и
Элен, носящая маску благопристойности,
Жюли носит маску меланхолии: “Жюли казалась
разочарована во всем, говорила всякому,
что она не верит ни в дружбу, ни в любовь,
ни в какие радости жизни и ожидает успокоения
только “там”. Даже Борис, озабоченный
поисками богатой невесты, чувствует искусственность,
ненатуральность ее поведения.
Итак, женщины, близкие к естественной
жизни, народным идеалам, такие как Наташа
Ростова и княжна Марья Болконская, обретают
семейное счастье, пройдя определенный
путь духовно-нравственных исканий. А
женщины, далекие от нравственных идеалов,
не могут испытать настоящего счастья
из-за своего эгоизма и приверженности
пустым идеалам светского общества.
Роман-эпопея Л.
Н. Толстого “Война и мир” — произведение,
грандиозное не только по монументальности
описанных в нем исторических
событий, глубоко исследованных
автором и художественно
С точки зрения системы образов героев
романа можно условно разделить на “живых”
и “мертвых”, то есть на развивающихся,
меняющихся с течением времени, глубоко
чувствующих и переживающих и — в противоположность
им — застывших, не эволюционирующих,
а статичных. В обоих “лагерях” есть женщины,
причем женских образов столь много, что
оговорить в сочинении всех представляется
практически невозможным; пожалуй, разумнее
остановиться подробнее на главных действующих
лицах и характерных второстепенных персонажах,
играющих значительную роль в развитии
сюжета.
“Живые” героини в произведении — прежде
всего Наташа Ростова и Марья Болконская.
Несмотря на разницу в воспитании, семейных
традициях, атмосфере дома, складе характера,
они в конце становятся близкими друзьями.
Наташа, выросшая в теплой, любящей, открытой,
искренней семейной атмосфере, впитавшая
в себя беспечность, лихость, восторженность
“ростовской породы”, с юности покоряет
сердца своей всеобъемлющей любовью к
людям и жаждой ответной любви. Красоту
в общепринятом смысле слова ей заменяет
подвижность черт, живость глаз, грация,
гибкость; чудесный голос и умение танцевать
очаровывают многих. Княжна Марья, напротив,
неуклюжа, некрасивость лица лишь изредка
освещается “лучистыми глазами”. Безвылазная
жизнь в деревне делает ее диковатой и
молчаливой, общение с ней — тяжелым. Лишь
чуткий и проницательный человек может
заметить скрытую за внешней замкнутостью
чистоту, религиозность, даже самопожертвование
(ведь в ссорах с отцом княжна Марья обвиняет
только себя, не признавая его вспыльчивость
и грубость). Однако в то же время двух
героинь многое объединяет: живой, развивающийся
внутренний мир, тяга к высоким чувствам,
душевной чистоте, чистой совести. Их обеих
судьба сталкивает с Анатолем Курагиным,
и только случай спасает Наташу и княжну
Марью от связи с ним. В силу своей наивности
девушки не видят низкие и корыстные цели
Курагина и верят в его искренность. Из-за
внешней разницы отношения между героинями
сперва складываются непросто, возникает
непонимание, даже презрение, но потом,
узнав друг друга лучше, они становятся
незаменимыми подругами, составляя неделимый
нравственный союз, объединенный лучшими
духовными качествами любимых героинь
Толстого.
В построении системы образов Толстой
далек от схематизма: грань между “живыми”
и “мертвыми” проницаема. Толстой писал:
“Для художника не может и не должно быть
героев, а должны быть люди”. Поэтому в
ткани произведения возникают женские
образы, которые трудно определенно отнести
к “живым” или “мертвым”. Такой можно
считать мать Наташи Ростовой, графиню
Наталью Ростову. Из разговоров действующих
лиц становится ясно, что в молодости она
вращалась в свете и была членом и желанным
гостем салонов. Но, выйдя замуж за Ростова,
она меняется и посвящает себя семье. Ростова
как мать — образец сердечности, любви
и такта. Она — близкий друг и советчик
детей: в трогательных разговорах по вечерам
Наташа посвящает мать во все свои тайны,
секреты, переживания, ищет у нее совета,
помощи. В то же время на момент основного
действия романа ее внутренний мир статичен,
но это может быть объяснено значительной
эволюцией в молодости. Она становится
матерью не только для своих детей, но
и для Сони. Соня тяготеет к лагерю “мертвых”:
в ней нет той бурлящей жизнерадостности,
какая есть в Наташе, она не динамична,
не импульсивна. Это особенно подчеркивается
тем, что в начале романа Соня и Наташа
всегда вместе. Толстой наделил эту в общем
неплохую девушку незавидной участью:
влюбленность в Николая Ростова не приносит
ей счастья, так как из соображений благосостояния
семьи мать Николая не может разрешить
этот брак. Соня испытывает благодарность
Ростовым и так акцентируется на ней, что
зацикливается на роли жертвы. Она не принимает
предложения Долохова, отказом афишируя
свое чувство к Николаю. Она живет надеждой,
в принципе рисуясь и демонстрируя свою
непризнанную любовь.
Информация о работе Женские образы романа Л. Н. Толстого "Война и мир"