Жанры научного стиля

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2013 в 22:49, реферат

Описание работы

Жанр - форма организации речевого материала в рамках того или иного стиля речи. В жанровом отношении научная речь является одной из наиболее богатых разновидностей русской речи. Жанровое многообразие научного стиля обусловлено, прежде всего, наличием в нем множества типов текстов.
В учебнике для вузов "Культура русской речи" (М.: НОРМА, 2001. С. 195) функционально-стилевая классификация научного стиля речи представлена такими его разновидностями, как
• собственно научный,
• научно-информативный,
• научно-справочный,
• учебно-научный,
• научно-популярный.

Работа содержит 1 файл

научный стиль реферат.doc

— 88.00 Кб (Скачать)

Балтийский федеральный  университет им. И.Канта

Институт современных  образовательных технологий

Кафедра образовательных  технологий

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

по дисциплине: “Русский язык и культура речи”

Жанры научного стиля

 

 

 

 

 

 

Выполнила

студентка 2 курса очного отделения бакалавриата по направлению

“Психолого-педагогическое

образование” Серенкова А.Д.

 

Преподаватель:

к.ф.н., доцент кафедры  образовательных технологий Васенькин  В.В.,

 

 

 

 

 

 

 

 

Калининград

2012

 

Жанр - форма организации речевого материала в рамках того или иного стиля речи. В жанровом отношении научная речь является одной из наиболее богатых разновидностей русской речи. Жанровое многообразие научного стиля обусловлено, прежде всего, наличием в нем множества типов текстов.

В учебнике для  вузов "Культура русской речи" (М.: НОРМА, 2001. С. 195) функционально-стилевая классификация научного стиля речи представлена такими его разновидностями, как

• собственно научный,

• научно-информативный,

• научно-справочный,

• учебно-научный,

• научно-популярный.

Опираясь на данную классификацию, предлагаем описание научных текстов различных жанров, соответствующих выделенным разновидностям научного стиля. 

 

Научный стиль речи

Функционально-стилевая классификация

Жанровая классификация

Собственно научный стиль

Монография, статья, доклад, курсовая работа, дипломная работа, диссертационная работа

Научно-информативный

Реферат, аннотация, конспект, тезисы, патентное описание

Научно-справочный

Словарь, справочник, каталог

Научно-учебный

Учебник, словарь, методическое пособие, лекция, конспект, аннотация, устный ответ, объяснение

Научно-популярный

Очерк, книга, лекция, статья




Научные тексты различных жанров строятся по единой логической схеме. В основании этой схемы находится главный тезис - утверждение, требующее обоснования; тезис включает в себя предмет речи (то, о чем говорится в тексте) и главный анализируемый признак (то, что говорится об этом предмете). Доказательствами главного тезиса являютсяаргументы (доводы, основания, приводимые в доказательство), количество которых зависит от жанра и объема научного текста. Для более полной аргументации тезиса необходимы также иллюстрации - примеры, подтверждающие выдвинутые теоретические положения.

Текст научного стиля завершается выводом (резюме), в котором содержится аналитическая оценка проведенного исследования, намечаются перспективы дальнейших изысканий.

Собственно научный стиль речи

Научная статья и монография - оригинальные произведения исследовательского характера, относящиеся  к собственно научному стилю. Это  так называемые первичные жанры научного стиля, так как они пишутся специалистами и для специалистов.  

•  Монография - научный труд, научная книга, посвященная изучению одной проблемы, одного вопроса.  

•  Научная статья - сочинение небольшого размера, в котором автор излагает результаты собственного исследования. 

•  В эту же группу жанров входят доклад, диссертационная работа, а также курсовая работа и дипломная работа, примыкающие к другой разновидности научного стиля - учебно-научным жанрам. Тексты перечисленных жанров должны обладать свойствами, присущими любому научному тексту, - быть точными, логичными, отвлеченными и обобщенными, иметь стройную композицию.

В текстах этих жанров выделяются структурно-смысловые  компоненты:

– название (заголовок),

– введение,

– основная часть,

– заключение. 

 

Название (заголовок) научного текста - важнейшая информативная единица, отражающая тему данного произведения и соответствующая содержанию текста. Существует несколько типов заголовков:

- название общего  характера (введение в терминоведение; беседы о физике);

- название, конкретизирующее  разрабатываемые автором вопросы  научной теории и практики (хранение информации в бесписьменном обществе);

- названия, отражающие  особенности авторской постановки  вопроса (русская орфография в историческом аспекте; поэтическая энциклопедия). 

 

Введение (водная часть) должно быть кратким и точным. В нем обосновывается

– выбор темы исследования,

– описываются  методы исследования,

– формулируются  цели и задачи работы. 

 

Главной целью  всякой отрасли науки являются раскрытие и изучение закономерностей связи между явлениями и процессами. В круг целей научного исследования входят также: раскрытие специфики объекта науки, создание типологии, объяснение явлений, описание функций, систематизация и обобщение фактов и пр.  

 

Основная часть текста монографии, дипломной работы делится на главы в соответствии с задачами и объемом работы. В научной статье главы не выделяются, но каждое новое научное положение оформляется в новый абзац. 

 

Заключение содержит выводы по данному исследованию или имеет форму краткого резюме. 

 

Научно-информативный стиль речи 

 

Основными жанрами  научно-информативного стиля речи являются:  

 

– реферат,

– аннотация,

– конспект,

– тезисы. 

 

Эти жанры научных  текстов объединены общими свойствами: являются вторичными жанрами речи(составляются на основе уже имеющихся опорных тестов, чаще всего оригинальных, первичных, хотя тезисы могут быть и оригинальным научным произведением) и определенным образом соотносятся с учебно-научной разновидностью научного стиля речи. 

 

РЕФЕРАТ

Реферирование - интеллектуальный творческий процесс, включающий осмысление текста, преобразование информации аналитико-синтетическим  способом и создание нового (вторичного) текста.

Реферат - адекватное по смыслу изложение содержания первичного текста. Реферат отражает главную информацию, содержащуюся в первоисточнике, новые сведения, существенные данные. Подготовка рефератов - один из наиболее сложных видов самостоятельной работы, реферирование приучает человека вдумчиво работать с литературой, ориентироваться в ней, выбирая необходимую информацию. Реферат должен быть информативным, отличаться полнотой изложения, объективно передавать содержание первичного текста, корректно оценивать материал, содержащийся в первоисточнике. Реферат может быть репродуктивным, воспроизводящим содержание первичного текста, и продуктивным, содержащим критическое или творческое осмысление реферируемого источника. 

 

•   Репродуктивные рефераты бывают двух видов: реферат-конспект и реферат-резюме.

- Реферат-конспект содержит в обобщенном виде фактическую информацию, иллюстративный материал, сведения о методах исследования, полученных результатах и возможностях их применения.

- Реферат-резюме приводит только основные положения, тесно связанные с темой текста. 

 

•  Продуктивные рефераты представлены рефератом-обзором и рефератом-докладом:

- Реферат-обзор составляется на основании нескольких первичных текстов, дает сопоставление различных точек зрения по конкретному вопросу.

- Реферат-доклад имеет развернутый характер, наряду с анализом информации, приведенной в первоисточнике, дает объективную оценку состояния проблемы. 

 

В структуре  реферата любого типа выделяются три  основных компонента:

• библиографическое  описание,

• собственно реферативный текст,

• справочный аппарат. 

 

Как и любой  научный текст, реферат имеет  определенную композицию:

1. Вступление. Задачи вступления могут быть следующими: дать исходные данные текста (название исходного текста, где опубликован, в каком году), сообщить сведения об авторе (фамилия, имя, отчество, специальность, ученая степень, ученое звание), вскрыть смысл названия работы, чему она посвящена, в связи с чем написана.

2. Перечисление основных вопросов и проблем, о которых говорится в первоисточнике.

3. Анализ самых важных, по мнению референта, вопросов, содержащихся в исходном тексте. Проводя такой анализ, необходимо обосновать важность выбранных вопросов, коротко передать мнение автора по этим вопросам, выразить свое мнение по поводу суждений автора первоисточника.

4. Общий вывод о значении всей темы или проблемы реферируемого текста. 

 

Таким образом, реферат имеет следующие признаки: • содержание реферата полностью  зависит от содержания реферируемого  источника;

• содержит точное изложение основной информации без  искажений и субъективных оценок;

• имеет постоянные структуры: заголовочную часть с  библиографическим описанием, собственно реферативную часть, в которой обобщаются сведения об авторах, называются основная тема и проблематика источников, дается подробное или сжатое изложение наиболее важных вопросов, делаются выводы. 

 

В реферате используются речевые клише, характерные для  данного жанра научного стиля  речи:

- Автор останавливается на вопросе…

- Он анализирует…

- Оценивая, он отмечает…

- Далее автор рассматривает…

- При этом он отмечает…

- Самым серьезным последствием этого является…

- Отсюда автор делает вывод, что…

- Задача, по мнению автора, заключается в том, чтобы…

- Автор рассматривает… 

 

АННОТАЦИЯ 

 

Аннотация - сжатая, краткая характеристика книги (статьи или сборника), ее содержания и назначения. В аннотации перечисляются главные вопросы, проблемы первичного текста, иногда характеризуются его структура, композиция. Как правило, аннотация состоит из простых предложений. Аннотация имеет две обязательные части:

1. Содержательная характеристика первоисточника, цель автора.

2. Адресат аннотируемого  текста. 

 

Кроме названных  частей, могут присутствовать факультативные части:

1. Композиция, структура  первичного текста.

2. Иллюстративный  материал, приведенный в первоисточнике.  

 

Перечисленные смысловые части аннотации оформляются  с помощью речевых клише. 

 

1. Характеристика содержания текста:

- В статье (книге) рассматривается…

- В книге изложены…

- Статья посвящена…

- В статье даются…

- В основу работы положено…

- Автор останавливается на следующих вопросах…

- Автор затрагивает проблемы…

- Цель статьи - показать…

- Цель автора - объяснить (раскрыть)…

- Целью статьи является изучение…

- Автор ставит своей целью проанализировать…  

 

2. Композиция работы:

- Книга состоит  из… глав (…частей)…

- Статья делится  на … части

- В книге выделяются  … главы 

 

3. Назначение текста:

- Статья предназначена  (для кого; рекомендуется кому)…

- Сборник рассчитан…

- Предназначается  широкому кругу читателей…

- Для студентов,  аспирантов…

- Книга заинтересует…  

 

Приведем пример аннотации.

Соловьев В.С. Философия искусства и литературная критика. - М., 1991.

Владимир Сергеевич Соловьев (1853-1900) - крупнейшая фигура в умственной, общественной и культурной жизни России последней трети XIX века. Мыслитель и поэт, он выступил завершителем целой эпохи философских исканий и дал толчок новым идейным и художественным течениям XX века, в особенности символизму. Включенные в сборник сочинения В.С. Соловьева в соответствии с важнейшими темами его эстетической мысли распределены по следующим разделам: "Красота как преображающая сила", "Нравственная миссия художника", "Статьи о русских поэтах", "Энциклопедические статьи. Рецензии. Заметки". 

 

КОНСПЕКТИРОВАНИЕ  

 

Конспектирование - процесс мыслительной переработки и письменной фиксации основных положений читаемого или воспринимаемого на слух текста. При конспектировании происходит свертывание, компрессия первичного текста. Результатом конспектирования является запись в виде конспекта.

Конспект - особый вид вторичного текста, в основе которого лежит аналитико-синтетическая переработка информации, содержащейся в исходном тексте. Конспект выявляет, систематизирует и обобщает наиболее ценную информацию, он позволяет восстановить, развернуть исходную информацию. При конспектировании необходимо отбирать новый и важный материал, связывать его со старым, уже известным и выстраивать материал в соответствии с логикой изложения; конспект должен обладать содержательной, смысловой и структурной целостностью. С точки зрения объема (степени сжатия), конспект может быть кратким, подробным или смешанным; по степени соответствия первоисточнику - интегральным или выборочным. По количеству перерабатываемых источников конспект может быть монографическим или сводным (обзорным), с точки зрения предъявления информации конспект составляется на основе чтения или слушания. В зависимости от формы представления информации в конспекте и от степени свернутости в конспекте первичного текста различают следующие виды конспектов:

Информация о работе Жанры научного стиля