Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 19:24, реферат
Цель моего реферата: выявить особенности эпохи, потому что это история культуры государства, в котором я живу. Не менее интересно было ближе познакомиться с творчеством любимых и уважаемых мной поэтов – А. А. Блока, М. И. Цветаевой, В. В. Маяковского, Н. С. Гумилева и многих других – почувствовать их отношение к событиям, происходившим в России на рубеже веков, узнать, в каких условиях поэты творили вечное
Введение
Глава I Многообразие течений и стилей
символизм
акмеизм
футуризм
имажинизм
Глава II Ярчайшие представители «серебряного века»
Александр Блок (символизм) – « он весь свободы торжество»
Николай Гумилев (акмеизм) – последний из «царскосельских лебедей»
Владимир Маяковский (футуризм) – поэт-новатор
Заключение
Список используемой литературы
Почти буквальный повтор двух финальных строк в начале и в конце текста придает композиции стихотворения законченность и выразительность.
Каким большим содержанием наполнена пауза, указанная многоточием!
Ты плачешь? Послушай... далеко, на озере
Чад
Изысканный бродит
жираф.
Эта психологическая пауза действует как выразительное средство художественной речи, причем действует интенсивнее, тоньше и неотразимее, чем сама речь. Герои обречены на трагическое непонимание друг друга: слишком они разные.
Интересны сравнения, позволяющие читателю «увидеть» далекую, загадочную Африку: «вдали он подобен цветным парусам корабля...», «...волшебный узор, с которым равняться осмелится только луна, дробясь и качаясь на влаге широких озер».
Пятистопный амфибрахий с перекрестной мужской рифмовкой создает грустную и нежную интонацию, которая и в нас порождает неясную тоску по манящему «далеко».
В 1911 году появился «цех Поэтов». К тому времени уже отшумели первые дискуссии о судьбе символизма (статьи Блока, Вяч. Иванова, Брюсова в «Аполлоне»), из которых стало ясно, что он разрушается; перестала удовлетворять Гумилева и «Академия стиха». Уверенный в том, что поэтический дар — не от Бога, что писать стихи может любой, если его этому обучить, Гумилев создает именно цех (с таким же успехом кружок можно было назвать и мастерской). Взяв бразды правления в свои руки, он сразу же разделил членов нового сообщества на «мастеров», «синдиков» (он сам и Городецкий) и «подмастерьев», которые должны лишь повиноваться и работать над «вещью» по заданию «мастера». Понятное дело, далеко не всем нравились такие порядки, и поэтому многие предпочли своевременно покинуть «Цех» насчитывавший в своих рядах 26 представителей разных направлений, в том числе Лозинского, Нарбута, Ахматову, Мандельштама и других. Причем каждому Гумилев отводил определенную роль, узкий род деятельности.
Вряд ли такую структуру и такие отношения можно считать великим достижением. Но создание при «Цехе» журнала и издательства «Гиперборей», а затем и разработку нового течения, акмеизма, безусловно, можно поставить в заслугу Гумилеву.
15 декабря 1915 года вышла в свет новая книга стихов Николая Гумилева «Колчан», посвященная Татьяне Викторовне Адамович, с которой поэт познакомился в начале 1914 года.
По замыслу автора «Колчан» должен был, видимо, собрать в себе «стрелы» - стихи, передающие состояние человека на войне. Такие стихи в книге — «Война», «Наступление», «Смерть», «Пятистопные ямбы».
Но,
по счастью, немало в этом же «Колчане»
и стрел Амура, и стрел острой философской
лирики. Война, являясь для Гумилева важным
событием в его личной биографии, в судьбе,
все же не была для него способом творческого
самоутверждения. Да, здесь важны и первые
эмоциональные оценки:
И воистину светло и снято
дело величавое войны,
Серафимы, ясны и крылаты,
За плечами воинов видны...
Важны
и более глубокие на грани трагизма
открытия:
Я кричу, и мой голос дикий,
Это медь ударяет в медь,
Я, носитель мысли великой,
Не могу, не могу умереть.
Словно молоты громовые.
Или воды гневных морей,
Золотое сердце России
Мерно
бьется в груди моей...
Важны
и спокойные констатации:
И так сладко рядить победу,
Словно девушку в жемчуга,
Проходя по дымному следу
Отступающего
врага.
Но не менее, а даже гораздо более важно в этой книге иное — духовный мир героя, на котором все чаще и чаще останавливает свой пристальный взор автор. Каждая книга Гумилева — своего рода итог, сделанный им на момент ее выхода; не исключение и «Колчан». Но в «Колчане» уже не отсчет, а осмысление жизни духа, стремление души.
Философская лирика свидетельствует о серьезнейшей работе души, которая
Глас Бога слышит в воинской тревоге
И Божьим зовет свои дороги...
При этом задаваясь вопросами, доселе
ее не волновавшими, и совершая открытия,
ранее ей недоступные. Будь то:
Я вежлив с жизнью современною,
Но между нами есть преграда.
Все, что смешит ее надменную,
Моя
единая отрада.
Или — немыслимое для бывшего конквистадора откровение:
Я не прожил, я
протомился
Половину
жизни земной;
Или
предельно осмысленное утверждение о
том, что
...символ горного величья,
Как некий благостный завет,
Высокое косноязычье
Тебе даруется, поэт.
Одно из лучших произведений сборника
«Пятистопные ямбы», которое, как узор
по ковру, выткано нитками лет и дней, формировавших
основу души поэта, подводит своего рода
итог всему предыдущему творчеству: и
любовь и путешествия, и война, и экзотика
нашли отражение в этой поэме. После нее
от Гумилева можно было ожидать и взлетов,
и падений, но только не повторения.
История развития творчества Николая Гумилева — история опозданий, Он поздно в двадцать лет окончил гимназию, достаточно поздно, к четвертой книге завершил период ученичества; африканские путешествия он осознал и запечатлел в стихах лишь к двадцатым годам.
По той же причине, как считала Анна Ахматова, в его творчестве не было и стихов, выражающих отношение к революции: «Такие стихи, несомненно, были бы, поживи он еще год, два... Осознание неминуемо явилось бы».
В 1918 году выходит его книга «Костер».
«Костер»
— книга зрелого поэта, самая
русская из всех книг Гумилева: Андрей
Рублев и былинный Вольга, городок с крестом
над церковью и «Мужик» образуют завершенную
картину, самостоятельное полотно, украшенное
такими поистине жемчужинами лирики, как
«О тебе», «Сон», «Эзбекие».
Критика не заметила выхода этой книги.
Да мало ли чего не замечала критика в
1918 году? Но если бы кто-нибудь дал себе
труд вчитаться в строки шестой книги
поэта, то до нас дошли бы размышления
об эстетике Гумилева, о его философии
— обо всем том, на что в еще большей мере
наталкивает мыслящего читателя последний,
предельно гумилевский сборник «Огненный
столп»
Свободой духа, мастерством слова и глубиной мысли буквально пронизана эта книга, в которой автор пророчествует и увлекает читателя к таинственному, непознанному слову, навсегда позабыв о созданном им же акмеизме. Размышляя о земном пути человека, о вечных ценностях, о душе, о смерти и бессмертии, Гумилев в этой книге словно бы возвышается над собою бывшим. Многое переоценено — в «Заблудившемся трамвае», «Душе и теле», «Звездном ужасе». Признана единственность, неповторимость человека во Вселенной. Да и само творчество понято уже не как ремесло, не как умение писать стихи, но — как именно откровение, форма существования, высшее проявление человеческого «я»:
Но забыли мы, что осияно
Только слово средь земных дорог
И в Евангелии от Иоанна
Сказано, что слово — это Бог.
И
для стихов здесь уже найдено
небывалое определение —
Говорят,
эту книгу Николай Гумилев хотел
назвать «Посредине странствия земного»,
но потом передумал, считая, что такое
название может сократить ему жизнь. Однако
именно в этой книге, созданной как раз
посередине земного странствия (человек
ведь в среднем живет 70 лет), есть стихотворение-завещание
— «Мои читатели». Спокойное. Мудрое. Почти
нездешнее. О том, в частности, как
…сразу припомнить
Всю жестокую, милую жизнь,
Всю родную, странную землю
И, представ перед ликом Бога
С простыми и мудрыми словами,
Ждать спокойно Его суда.
Никому не дано сказать о поэте больше,
чем говорит он сам в своих стихах. И никому
не дано знать о нем больше, нежели сам
он знает.
Только потомкам.
Нам.
Судьба всегда больше поэта, потому что
может быть и посмертной.
И
мы не должны забывать о ней, ибо
поэт уже посередине странствия духовного,
а мы — все еще земного.
Владимир Владимирович Маяковский — поэт громадной социальной направленности, открывающий своим творчеством новую страницу в истории русской и мировой литературы.
Жизнь Владимира Маяковского была короткой, как у многих поэтов России. Поэт родился в селе Багдади в Грузии, где отец работал лесничим. Дети (Володя и Оля) учились в гимназии, у художника. В семье устраивались вечерние чтения вслух и обсуждение прочитанного.
Ранняя смерть отца заставила семью переехать в Москву, искать средств к существованию. Революционные события захватывают Маяковского. В стране вспыхивают стачки, забастовки, аресты, которые коснулись и будущего поэта. Все мысли и чувства его были сосредоточены на желании стать полезным революционному движению, к которому он считал себя причастным с детских лет. Участие в социал-демократическом кружке третьей гимназии, выполнение заданий подпольщиков, знакомство с рабочими-большевиками, постоянная партийная учеба формировали в Маяковском убеждение, что главное в жизни его современников — революционная борьба. Он оставляет гимназию (ему грозило исключение за участие в революционных выступлениях).
Маяковский трижды попадал под арест: 1918 – по делу о тайной большевистской типографии, 18 января 1919 – арест по ошибке, июль 1919 - Маяковский участвовал в организации побега тридцати политкаторжанок из Новинской тюрьмы.
Последнее
обвинение (третий арест) было самым
тяжелым. Маяковского переводят в Бутырскую,
в одиночку Т1 103. Это была уже настоящая
тюрьма: ни прогулок, ни товарищей, ни разговоров,
ни рисования.
Позже,
вспоминая это время, поэт писал в поэме
«Люблю» (1922):
Что мне тоска о Булонском лесе?!
Что мне вздох от видов на море?!
Я вот
в «Бюро похоронных процессий»
влюбился
в глазок 103 камеры.
Глядят ежедневное солнце,
зазнаются.
«Чего — мол — стоют лученышки эти?»
А я
за степного
Информация о работе Ярчайшие представители «серебряного века»