Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 19:24, реферат
Цель моего реферата: выявить особенности эпохи, потому что это история культуры государства, в котором я живу. Не менее интересно было ближе познакомиться с творчеством любимых и уважаемых мной поэтов – А. А. Блока, М. И. Цветаевой, В. В. Маяковского, Н. С. Гумилева и многих других – почувствовать их отношение к событиям, происходившим в России на рубеже веков, узнать, в каких условиях поэты творили вечное
Введение
Глава I Многообразие течений и стилей
символизм
акмеизм
футуризм
имажинизм
Глава II Ярчайшие представители «серебряного века»
Александр Блок (символизм) – « он весь свободы торжество»
Николай Гумилев (акмеизм) – последний из «царскосельских лебедей»
Владимир Маяковский (футуризм) – поэт-новатор
Заключение
Список используемой литературы
Стихи
второй книги (1904—1908) переносят действие
в современный город. Ключевой цикл
ее так и называется «Город». После «снов
и туманов» лирический герой перелистывает
«первые страницы книги бытия»: «с неумолимой
логикой падает с глаз пелена, неумолимые
черты безумного уродства терзают прекрасное
лицо». Весенние зори первой книги сменяются
снежными вьюгами, метелями, гармония — хаосом.
Незнакомка
По вечерам над ресторанами
Горячий воздух дик и глух,
И правит окриками пьяными
Весенний и тлетворный дух.
Вдали, над пылью переулочной,
Над скукой загородных дач,
Чуть золотится крендель булочной,
И раздается детский плач.
И каждый вечер, за шлагбаумами,
Заламывая котелки,
Среди канав гуляют с дамами
Испытанные остряки.
Над озером скрипят уключины,
И раздается женский визг,
А в небе, ко всему приученный,
Бессмысленно кривится диск.
И каждый вечер друг единственный
В моем стакане отражен
И влагой терпкой и таинственной,
Как я, смирён и оглушен.
А рядом у соседних столиков
Лакеи сонные торчат,
И пьяницы с глазами кроликов
«In vino veritas!» кричат.
И каждый вечер, в час назначенный
(Иль это только снится мне?),
Девичий стан, шелками схваченный,
В туманном движется окне.
И медленно, пройдя меж пьяными,
Всегда без спутников, одна, дыша
духами и туманами,
Она
садится у окна.
И веют древними поверьями
Ее упругие шелка,
И шляпа с траурными перьями,
И в кольцах узкая рука.
И странной близостью закопанный,
Смотрю за темную вуаль,
И вижу берег очарованный
И очарованную даль.
Глухие тайны мне поручены,
Мне чье-то солнце вручено,
И все души моей излучины
Пронзило терпкое вино.
И перья страуса склоненные
В моем качаются мозгу,
И очи синие бездонные
Цветут
на дальнем берегу.
В моей душе лежит сокровище,
И ключ поручен только мне!
Ты право, пьяное чудовище!
Я знаю: истина в вине.
24 апреля 1906,
Озерки
Соприкоснувшись с действительностью, с ее кричащими противоречиями, поэт по-прежнему страстно ищет света, правды, идеала… . Одно из наиболее выразительных стихотворений цикла (1904—1908) — «Незнакомка».
Жанр этого стихотворения — рассказ в стихах.
Сюжет — встреча в загородном ресторане.
В поэтическом контексте образы материального мира, воссозданные зримо, ярко, при всей их конкретности приобретают символический подтекст. Изображение служит лишь мостиком в скрытый символический план. Повествование о ресторанной встрече превращается в рассказ о человеке, угнетенном пошлостью окружающего, о его стремлении освободиться от нее, о порывах души к прекрасному. Какими средствами достигается многомерность образа? Первые шесть строф подчеркнуто гротескно изображают социально-бытовой фон: «испытанные остряки» в котелках, пьяные крики, «женский визг», «пыль переулков», «пьяницы с глазами кроликов», «сонные лакеи».
Деталей немного, но они выразительные. Они дают представление не только о действительности, но и служат средством лирического самораскрытия — показывают ненависть героя к этому миру.
Детали быта сопрягаются с деталями пейзажа, искажая их — «бессмысленно кривится диск» луны, над озером — «женский визг», даже пьянящий воздух весны превращается в стихотворении в «весенний и тлетворный дух» — темное начало, которое туманит сознание человека и правит его жизнью. Перечисление планов быта и природы рождает впечатление разлада, дисгармонии бытия.
Подчеркнуто
прозаическому бытовому плану первых
шести строф противостоит, сталкиваясь
с ним, романтический. Это столкновение
уже подготовлено тем противоречивым
сопряжением обыденного словаря и музыкального
звучания, которое характерно для первой
части.
Рифма в стихотворении становится одним
из случаев закона звуковых соответствий.
Подобнозвучие пронизывает всю стихотворную
ткань. Появляется Незнакомка, и контрастом
к торжествующей пошлости звучит музыка
сплошного ассонанса:
Дыша духами и туманами,
Она садится у окна.
И веют древними поверьями
Ее
упругие шелка...
Обыденная жизнь приобретает загадочные очертания, в сознании героя происходит преображение действительности.
И вновь пред нами: синее — звездное, высокое, «из космических далей»:
И очи синие бездонные
Цветут
на дальнем берегу.
Духи и туманы, бездонные синие очи, дальний берег, на котором они «цветут» — все это образы, символизирующие приход Любви и Красоты так же, как «женский визг», «крендель булочной», «переулочная» пыль, «скука загородных дач», котелки остряков символизировали пошлость «страшного мира», его приниженную будничность.
Какой смысл скрыт в концовке и что являет собой Незнакомка? Возможны разные суждения о ней: Незнакомка — новый вариант образа Прекрасной Дамы; она — обычная ресторанная посетительница («дама из ресторана»), она — видение, которое пригрезилось поэту-романтику. Ни одно из этих мнений не исчерпывает образа. Незнакомка таинственна.
Она — реальная женщина (в шляпе с перьями, кольцах, шелках), но в ней есть отблеск тайны, принадлежности к «очарованной дали», воздушность («дыша духами и туманами»), т. е. нечто, связывающее ее с Прекрасной Дамой, хотя и менее призрачное. Обратим внимание на эпитет «очи синие» — цвет, символизирующий у Блока причастность к высокому, возвышенному. Поэтому с ее приходом человек забывает о грубом мире и ему открывается «берег очарованный», мир красоты, «сокровище» собственной души. Однако не исчезает и пошлый мир. Раздвоенность сознания, двоемирие, в котором оказывается герой, делает стихотворение трагичным. «За грустными и горькими словами Блока, завершающими «Незнакомку»,— пишет А. Микешин,— ясно чувствуется трагическая подоснова, большая человеческая боль, крик о спасении». Та «высокость» чувства и ожидания, каким жил блоковский герой стихов о Прекрасной Даме, утрачена, цельность исчезла, мечта не выдерживает столкновения с пошлостью и прозой. Чтобы не погибнуть и обрести внутреннюю свободу, человеку необходимо найти высокие истины и подлинные ценности в самой действительности. Открытие их и станет содержанием дальнейшей эволюции пути поэта, где его ждут страдания, но и взлеты, вершины счастья и провалы в бездну.
Стихотворение
«О, весна без конца и без краю...» (1907) открывает
цикл «Заклятие огнем и мраком». Его идея
проходит через весь контекст лирики второй
книги и представляет одну из ее основных
тем.
О, весна без конца и без краю —
Без конца и без краю мечта!
Узнаю тебя, жизнь! Принимаю!
И приветствую звоном щита!
Принимаю тебя, неудача,
И удача, тебе мой привет!
В заколдованной области плача,
В тайне смеха — позорного нет!
Принимаю бессонные споры,
Утро в завесах темных окна,
Чтоб мои воспаленные взоры
Раздражала,
пьянила весна!
Принимаю пустынные веси!
И колодцы земных городов!
Осветленный простор поднебесий
И томления рабьих трудов!
И встречаю тебя у порога —
С буйным ветром в змеиных кудрях,
С неразгаданным именем бога
На холодных и сжатых губах…
Перед этой враждующей встречей
Никогда я не брошу щита...
Никогда не откроешь ты плечи...
Но
над нами хмельная мечта!
И смотрю, и вражду измеряю,
Ненавидя, кляня и любя:
Информация о работе Ярчайшие представители «серебряного века»