Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2010 в 16:14, реферат
В реферате представлена биография писателя, особенности его творчества, анализ двух стихотворений.
Биография___________________________________________________________________3
Творчество___________________________________________________________________6
Анализ стихотворения «Лиличка»_______________________________________________9
Анализ стихотворения «Послушайте!»__________________________________________11
Заключение_________________________________________________________________13
Приложения
Ныне противники СССР ставят в вину Маяковскому его приверженность Октябрьской революции. Однако революцию воспевали Блок, Брюсов, Есенин, Клюев, Пастернак (хотя и поставивший целесообразность революции под вопрос в романе «Доктор Живаго», но написан он был уже после Великой Отечественной войны), Хлебников и многие-многие другие, искренне и с восторгом принявшие революцию, увлечённые революционной романтикой, воспевавшие начавшиеся в стране перемены, как дорогу в прекрасный новый мир, открывающийся перед обновлённым человечеством. Революция 1917 года имела колоссальное романтическое очарование, принесла воодушевление и обновление в массы, сформировала образ жизни десятков миллионов молодых людей, во многом благодаря творчеству В. В. Маяковского.
В
поэме «Во весь голос» (1930) — утверждение
искренности своего пути и надежда
быть понятым в «коммунистическом
далеке». Однако таинственным образом
исчезла поэма «Плохо». Маяковский
все свои записные книжки хранил. Из
репертуара были изъяты его резко
сатирические пьесы «Клоп» и «Баня».
Из уже отпечатанного журнала
по распоряжению сверху были вырваны
его юбилейные портреты. Кроме
того, от Лубянки поступила странная
посылка с револьвером.
Реформатор поэтического языка, оказал большое влияние на поэзию XX века. Особенно на С. Кирсанова, А. Вознесенского, Е. Евтушенко, Р. Рождественского, К. Кедрова.
Покончил
жизнь самоубийством (застрелился)
14 апреля 1930 года. В своё время было
много слухов, что это было убийство,
но в 1990-х годах была проведена
экспертиза на основе вещей Маяковского,
хранящихся в его музее, пришедшая
к выводу, что стрелял он сам. Впрочем,
никакая экспертиза не может быть
стопроцентно достоверной. Версию самоубийства
решительно отвергал Николай Асеев,
прокричавший прямо с трибуны: «Тут
что-то не так! Его убили». Непонятны
действия спецслужб вокруг гибели поэта.
Непонятно, почему через десять дней
после допроса последней любви
поэта Вероники Полонской расстрелян
следователь, ведший расследование. Вопросов
и гипотез тут больше, чем достоверных
фактов. В последних стихах поэт
несомненно прощается с жизнью и
причины ухода отнюдь не политические:
«любовная лодка разбилась о
быт». Лучше всего о нём сказала
девяностолетняя переводчица «
По
воспоминаниям В. П. Катаева и
Ю. К. Олеши, последний день Маяковского
восстановлен чуть ли не поминутно. Писатели
присутствовали в его квартире сразу
после трагического выстрела и свидетельствуют,
что служащими ОГПУ прямо в
спальне был изъят мозг Маяковского
для передачи в институт мозга
с целью установления биологической
природы гениальности.
Анализ стихотворения «Лиличка»
Дым табачный
воздух выел.
Комната - глава в крученыховском аде. Вспомни - за этим окном впервые руки твои, исступленный, гладил. Сегодня сидишь вот, сердце в железе. День еще - выгонишь, можешь быть, изругав. В мутной передней долго не влезет сломанная дрожью рука в рукав. Выбегу, тело в улицу брошу я. Дикий, обезумлюсь, отчаяньем иссечась. Не надо этого, дорогая, хорошая, дай простимся сейчас. Все равно любовь моя - тяжкая гиря ведь - висит на тебе, куда ни бежала б. Дай в последнем крике выреветь горечь обиженных жалоб. Если быка трудом уморят - он уйдет, разляжется в холодных водах. Кроме любви твоей, мне нету моря, |
а у любви
твоей и плачем не
вымолишь отдых.
Захочет покоя уставший слон - царственный ляжет в опожаренном песке. Кроме любви твоей, мне нету солнца, а я и не знаю, где ты и с кем. Если б так поэта измучила, он любимую на деньги б и славу выменял, а мне ни один не радостен звон, кроме звона твоего любимого имени. И в пролет не брошусь, и не выпью яда, и курок не смогу над виском нажать. Надо мною, кроме твоего взгляда, не властно лезвие ни одного ножа. Завтра забудешь, что тебя короновал, что душу цветущую любовью выжег, и суетных дней взметенный карнавал растреплет страницы моих книжек... Слов моих сухие листья ли заставят остановиться, жадно дыша? Дай хоть последней нежностью выстелить твой уходящий шаг. |
«Лиличка!» – стихотворение, призванное «вместо письма» явиться прощанием с любимой женщиной. И в отличие от письма, оно не обращение к адресату, а лишь «последний крик» отчаянья.
В
«Лиличке!» нет светлого пушкинского
прощания-прощения («Я вас любил
так искренно, так нежно, как дай
вам Бог любимой быть другим»
и «Я не хочу печалить вас ничем»),
наоборот, любовь висит на героине
«тяжкой гирей». Нет в стихотворении
и грозных лермонтовских
И
стихотворение построено так, чтобы
как можно резче передать это
состояние. Уже первые строки, интерьер
(«Дым табачный воздух выел. Комната
– глава в кручёныховском аде»),
вводят нас в напряжённое, даже трагическое
настроение. Затем в двух предложениях
временной контекст: прошлое («Помнишь,
за этим окном впервые руки твои,
исступлённый, гладил»), настоящее («Сегодня
сидишь вот, сердце в железе») и будущее
(«День ещё – выгонишь, может
быть, изругав»). Потом призыв «Дай простимся
сейчас» и просьба «выреветь
горечь обиженных жалоб», после чего
со всё усиливающейся остротой высказаны
эти жалобы («А у любви твоей
и плачем не вымолишь отдых», «А я
и не знаю, где ты и с кем», «так
измучила»), и наконец кульминация
– самоубийство, которое лирический
герой не совершит, потому что над
ним «не властно лезвие ни одного
ножа», кроме взгляда героини. В
свете гибели Маяковского это
четверостишие («И в пролёт не брошусь,
и не выпью яда, и курок не смогу
над виском нажать») звучит особенно
страшно: будто бы предчувствуя этот
свой последний шаг, поэт заклинал себя
от него. За кульминацией следует только
куда менее острая, последняя, уже
не подразумевающая никаких
Однако наряду с этой обычной для лирики в целом главной темой в стихотворении «Лиличка!» есть и мотивы, характерные для Маяковского лично.
Так, очень интересны сравнения, использованные в жалобах: бык, которого «трудом уморят», и «уставший слон» – ни с кем менее крупным, мощным и грубым своего лирического героя Маяковский не сравнивает, как в «Облаке в штанах»: «жилистая громадина», «глыба», которой «многое хочется!». Эпитет к слову «душа» также обыкновенный для Маяковского – она у лирического героя почти всегда «цветущая», великая. Только у такого героя чисто личные вроде бы проблемы могут восприниматься как вселенская катастрофа.
С другой стороны, интересно противопоставление в третьей жалобе («Если б так поэта измучила, он любимую на деньги б и славу выменял, а мне ни один не радостен звон, кроме звона твоего любимого имени»): лирический герой противопоставлен «поэту». Это новое в отношении к словам «поэт» и «поэзия» (вместо мистического и восторженного – по крайней мере неоднозначное: тяжёлый, но полезный труд и нечто высшее, неописуемое одновременно) вообще свойственно Маяковскому.
И
в «Лиличке!» оно проявляется
ещё раз: «Слов моих сухие листья
ли заставят остановиться, жадно дыша?»
Понятно, что этот вопрос не требует
ответа, но если всё же отвечать на него,
то ответ будет: нет! Слова не могут
остановить героиню, а следовательно,
и происходящее расставание; по сравнению
с «жадным дыханием» жизни
они только «сухие листья» «последней
нежности», которыми можно «выстелить»
«уходящий шаг».
Анализ стихотворения «Послушайте!»
Стихотворение - крик души поэта. Оно начинается просьбой, обращенной к людям: «Послушайте!» Таким восклицанием каждый из нас очень часто прерывает свою речь, надеясь быть услышанным и понятым. Лирический герой стихотворения не просто произносит, а, я бы сказал, «выдыхает» это слово, отчаянно пытаясь обратить внимание живущих на Земле людей на волнующую его проблему. Это не жалоба на «равнодушную природу», это жалоба на человеческое равнодушие. Поэт как бы спорит с воображаемым оппонентом, человеком недалеким и приземленным, обывателем, мещанином, убеждая его в том, что нельзя мириться с безразличием, одиночеством, горем. Ведь люди рождаются для счастья.
Весь строй речи в стихотворении «Послушайте!» именно такой, какой бывает, когда, ведется острая дискуссия, полемика, когда тебя не понимают, а ты лихорадочно ищешь аргументы, убедительные доводы и надеешься: поймут, поймут. Вот только объяснить надо как следует, найти самые важные и точные выражения. И лирический герой их находит.
Ведь, если звезды
зажигают –
Значит – это кому-нибудь нужно?
Значит – кто-то хочет, чтобы они были?
Значит – кто-то называет это плевочки
жемчужиной?
А дальше... Дальше, кажется, в очень необычной антитезе, в словах антонимах (антонимами они являются только у В.Маяковского, в нашем привычном, общеупотребительном лексиконе это далеко не антонимы) противопоставлены очень важные вещи. Речь идет о небе, о звездах, о Вселенной. Но для одного звезды «плевочки», а для другого-«жемчужины». Лирический герой стихотворения «Послушайте!» и есть тот «кто-то», для кого без звездного неба немыслима жизнь на Земле. Он мечется, страдает от одиночества, непонимания, но не смиряется с ним.
И, надрываясь в метелях полуденной пыли, врывается к богу, боится, что опоздал, плачет, целует ему жилистую руку, просит- |
чтоб обязательно
была звезда! – клянется – не перенесёт эту беззвездную муку! А после Ходит тревожный, Но спокойный наружно. |
Отчаяние
так велико, что ему просто не
перенести «эту беззвездную муку».
Огромное значение в системе изобразительно-
И если первые два предложения вопросительные, то третье вопросительное, и восклицательное одновременно. Накал страстей, эмоций, переживаемых нашим героем, так силен , что иначе их не выразить как только этим емким многозначным словом-«Да?!», обращенным к тому, кто поймет и поддержит. В нем и обеспокоенность, и забота, и сопереживание, и участие, и любовь...Я не один, еще кто-то так же думает, как я, так же чувствует, болеет за этот мир, небо, Вселенную всей душой, всем сердцем.
Если бы у лирического героя совсем не было надежды на понимание, он бы так не убеждал, не увещевал, не волновался...Последняя строфа стихотворения (всего их три) начинается так же, как и первая, с того же слова:
Ведь, если звезды
зажигают –
Значит – это кому-нибудь нужно?
Значит – кто-то хочет, чтобы они были?
Значит – это необходимо,
чтобы каждый вечер
над крышами
загоралась хоть одна звезда?!
В
этом стихотворении нет неологизмов,
столь привычных для стиля
автора. «Послушайте!»-взволнованный
и напряженный монолог